Методическая разработка практического занятия: Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях


Практическое занятие 5
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях
Цель занятия:
овладение навыками алгоритмического мышления и составление программ на языке программирования, реализующих логические операции.
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять логические операции и программы на языке программирования Паскаль;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
знание:
алфавит и лексику языка;
правила записи выражений и операций.
основные операции логической алгебры;
основные свойства логических операций;
умение:
составлять таблицы истинности.
Материально – техническое оснащение занятия практического занятия:
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux);
мультимедийное оборудование;
схемы: «Основные этапы разработки программ», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»;
презентация;
электронное пособие;
раздаточный материал (практическое задание),
язык программирования Паскаль
Задания.
Запустите программу Turbo Pascal: File →New. Введите текст программы.
Сохраните под своим именем. В поле "Save File as" задайте путь сохранения. На диске С:\ или D:\ выберите папку с номером группы наберите имя файла и нажмите Ok.
Произведите компиляцию программы: Compile→ Compile либо (Alt+F9),
Запустите программу: Run→ Run либо (Ctrl+F9).
Покажите результат преподавателю.
Произвести выход из оболочки Turbo Pascal.
Задание 1.
Program Primer 5_1;
Var
A, B, D : Boolean;
Begin
a:=false;
b:=true;
Write(‘A= ’, A);
Write(‘B= ’, B);
d:=not a; {d = true}
Writeln(‘Операция не A = ’, d);
d:=a and b; {d = false}
Writeln(‘Операция A и B = ’, d);
d:=a or b; {d = true}
Writeln(‘Операция A или B = ’, d);
d:=a xor d; {d = true}
Writeln(‘Операция A искл. или B = ’, d);
End.

Задания для самостоятельного выполнения
Определите значение величины q после выполнения каждой из следующих команд присваивания:
а) q:=a<b<c and c<5
b) q:=(a<=b) or (b>=c)
с) q:=sin(a)<sin(b)<sin(c) где a, b, c – целочисленные переменные, значение которых вводится с клавиатуры.
Напишите программу, которая вычисляет значение логического выражения, утверждающего, что модуль суммы двух введённых с клавиатуры чисел больше модуля разности этих же чисел. Результат вычисления вывести на экран монитора.
Напишите программу, которая определяет значение логического выражения, утверждающего, что два вещественных числа, введённых с клавиатуры, - числа разного знака.
Напишите программу, которая определяет значение логического выражения, утверждающего, что хотя-бы одно из введённых с клавиатуры действительных чисел отрицательно. Результат вычисления выводится на экран монитора.
Определите значение логического выражения, утверждающего, что три целых числа, введённых с клавиатуры, четные числа.
Содержание отчета:
Название, цель работы, задание данной практической работы.
Номер варианта, условие задачи своего варианта и ее решение.
Перечень контрольных вопросов.
Показать результат преподавателю.
Вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Как объявляются логические переменные?
Как определить значение логической переменной?
Какие логические операции вам известны, как они работают?
Объясните таблицы истинности для различных логических операций.
Что является результатом выполнения различных операций отношения?
Приведите пример функции, результатом которой является логическая величина.