Конспект урока Знаменитые путешественники
Конспект урока. Окружающий мир. 2 класс.
Учитель: Скуратова В. С. (МОБУ СОШ №78)
Тема: Знаменитые путешественники
Педагогические цели:создать условия для ознакомления учащихся с историей географических открытий; содействовать развитию умственных и творческих способностей учащихся, сотрудничеству детей друг с другом и педагогом.
Планируемые результаты образования:
Предметные: рассказывают о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях, знаменитых путешественниках.
Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках, осуществления внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само-и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации.
Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: презентация «Знаменитые путешественники»
1) Организационный момент.
- Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
2) Актуализация знаний.
- Ребята, когда сегодня утром шли в школу, что необычного заметили? Какая сегодня погода за окном, расскажет нам Владомир.
- Давайте проверим с помощью светофориков, правильно ли Владомир определил погоду.
- Сегодня на улице светит солнце. А вы помните, что такое Солнце? Давайте вспомним.
- Давайте с Вами проверим, как же вы усвоили пройденный материал.
- Я раздам вам листочки и буду читать утверждения. Если вы согласны, должны поставить +, а если нет -.
1) Солнце-это звезда.
2) Землю называют «голубой планетой»
3) Земля состоит из четырех слоев.
4) Материк- обширные участки суши со всех сторон окруженные водой.
5) На нашей планете 7 материков.
- А теперь давайте проверим по эталону, правильно ли вы ответили. (слайд 1)
- Вспомните название материков и из предложенный контуров выберете нужный.
- Назовите самый маленький материк? (Австралия)
- Какой самый большой материк? (Евразия)
- Назовите материки, которые похожи по очертанию?( Южная Америка и Африка)
- Какой материк расположен на южном полюсе? (Антарктида)
- Какой материк мы не назвали? (Северная Америка)
Постановка учебной задачи.
- Есть ли на глобусе или карте неизвестные места, или другими словами неоткрытые на Земле места?
- Как вы думаете, чья эта заслуга, что мы можем найти любые страны, города, моря, реки?
- А кто такие путешественники?
- Посмотрите в толковом слова Ожегова: путешественник – тот, кто путешествует. (слайд 2)
- А каких путешественников знаете вы?
- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно, тема сегодняшнего урока «Знаменитые путешественники». (слайд 3)
- Давайте рассмотрим с вами план работы на сегодняшнем уроке: (слайд 4)
1)Знакомство с путешественниками.
2) Пути их следования.
3) Вклад путешественников в изучение планеты.
4)Открытие нового знания.
- Ну а сейчас ребята расскажут нам о путешественниках.
- Давайте познакомимся с первым путешественником – Афанасием Никитиным. ( Святодухова) (Прикрепляет портрет к Индии)
- Ребята, каждый материк имеет свою особенность. А вы знаете, особенность Индии?
- Индусы смогли приручить огромное животное - слона. Эти животные служили для перевозки тяжестей, носили бревна. Также они принимали участие в сражениях, на них садились воины, и стреляли по врагам стрелами. Слоны затаптывали врагов. Индусы считали, что слоны имеют божественное происхождение, один из их богов был с головой слона. Коровы считалась священным животным, ее называли матерью и кормилицей. (слайд 5)
- Давайте познакомимся со вторым путешественником –Христофором Колумбом. ( Бородина) (Прикрепляет портрет к Америке)
- Кукурузу и картофель привезли в нашу страну из Америки. Кукуруза росла между Северной и Южной Америкой, ее «открыл» Христофор Колумб. Зародился картофель в Америке, а именно в Андах, то есть он рос преимущественно в Южной Америке. (слайд 6)- Давайте познакомимся со третьим путешественником –Руалем Амундсеном. (Зубкова) (Прикрепляет портрет к Южному полюсу)
- У многих людей сложилось ошибочное мнение, будто полярные медведи и пингвины находятся в одной среде обитания. На самом деле, пингвины живут только в южном полушарии – в Антарктиде, где у них нет естественных врагов. Если бы полярные медведи и пингвины обитали в одной области, полярные медведи не беспокоились бы об источнике пропитания.
Белые медведи в свою очередь являются самыми крупными хищниками в северном полушарии. Они живут в северной части Северного Ледовитого океана и питаются тюленями, моржами. (слайд 7-8)
5)Физкультминутка.
Мы шагаем по дорожке, раз-два, раз-два!
Дружно хлопаем в ладошки, раз-два, раз-два!
Поднимаем руки, выше, выше.
Вдоль дорожки теремок, раз-два, раз-два.
Он не низок, не высок, раз-два, раз-два.
Там живет мышонок Мак, раз-два, раз-два.
Быстро прячемся вот так!
6) Первичная проверка понимания.
- А теперь давайте побудем с вами исследователями и поработаем в группах.
- Давайте повторим правила работы в группе.
- Прошу выйти от каждой группы ответственного и выбрать задание.
- Можете приступать к работе. На работу вам предоставляется 3 минуты.
- Выступления детей.
1 группа:
Фернандо Магеллан родился в Португалии около 1480 года. Бедный португальский дворянин во времена юности был участником экспедиция д'Альмейда, много лет служил в Индии, Софал и на Малакки, воевал в Северной Африке, где был ранен. Магеллан уже в те времена был известным мореплавателем: четырежды обплыл Африку.
Вернувшись на родину, он попросил у короля повышения по службе, но получил отказ. В 35 лет отправлен в отставку. Магеллан уехал в Испанию, где предложил испанскому королю Карлу I проект плавания в Индию через проход из Атлантического океана в Великий Южного моря. Испанский корону заинтересовала идея Магеллана. Мореплаватель заключил договор, так называемую "Капитуляцию", по которому Карл профинансировал снаряжение 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.
Вопросы:
Кем был Фернандо Магеллан?
2 группа:
20 сентября 1519 флотилия вышла из порта Сан-Лукар в Испании. 26 сентября флотилия подошла к Канарским островам через два месяца, 26 ноября, досталась достигла побережья Бразилии.
Целью экспедиции было достижение неизвестного южного пролива, поэтому корабли Магеллана шли вдоль побережья Южной Америки. 13 декабря они достигли бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы.
Однажды у побережья современной Аргентины моряки заметили туземцев. Туземцы этой области были рослые, широколицые, с красным цветом кожи, с волосами, выбеленными известью, они были обуты в широкие меховые сапоги, за что испанцы назвали их «патагонцами», то есть большеногими. Они были названы патагонцы (испанской "патагон" - большеногий). С тех пор их страна именуется Патагония.
Вопросы:
Покажите путь следования.
Назовите цель путешествия.
- Ребята, а всем понятно слово мыс?
- В толковом словаре Ожегова: мыс-это часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку. (слайд 9)
- А слово бухта?
- Бухта- небольшой глубокий залив. (слайд 10)
3 группа:
21 сентября 1520 был найден залив или против, ведущий на запад. Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел 2 канала: один на юго-восток, другой на юго-запад. Магеллан послал одного моряка на юго-восток, другой - на юго-запад. Моряки вернулись через 3 дня с известием, что видели мыс и открытое море. Адмирал прослезился и от радости назвал этот мыс "Желанным".
Через 38 дней Магеллан нашел атлантический вход в пролив, соединяющий 2 океана, он прошел мыс "Желанный" (теперь "Пилар" у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива).
Вопросы:
Покажите путь следования через проливы.
Как был назван мыс?
4 группа:
28 ноября 1520 Магеллан вышел из пролива в открытый океан. К счастью погода все время была хорошая, поэтому Магеллан и назвал океан "Тихим".
На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство гораздо шире Атлантического океана. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занято не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.
Плавание через Тихой океан продолжалось около 100 дней.
Вопросы:
Покажите путь следования.
Расскажите, что было доказано Магелланом.
5 группа:
Наконец 9 марта 1521 года на горизонте показалась группа островов ( Марианские острова, Филиппинские острова). Приблизившись к этим островам, испанцы увидели, что острова обитаемы. Скоро к кораблям Магеллана начали подплывать многочисленные лодки с туземцами, которые бесстрашно приставали к кораблям.
Магеллан погиб в 1521 году в схватке с туземцами. На месте, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.
Другие два корабля отправились через Индийский океан в Атлантический и вернулись домой в Испанию. Из экипажа в 253 человека вернулись домой 18. Испании достиг лишь один корабль - "Виктория".
Вопросы:
Докажите, что путешествие Магеллана является кругосветным.
Что произошло с Магелланом.
7)Первичное закрепление.
- Теперь давайте откроем учебник на с.66 и посмотрим, всех ли путешественников мы назвали.
- Давайте вспомним, о каких путешественниках мы говорили?
- Какое открытие сделал каждый путешественник?
«Рефлексивный экран» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд 11)1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…