Конспект урока по роману Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Корбова Марина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
БУ «Нижневартовский политехнический колледж»
Конспект урока по роману Ф.М Достоевского
«Преступление и наказание»
«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока: Знакомство учащихся с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Задачи:
- обучающая:
Познакомить учащихся с концепцией города Петербурга Достоевского через работу над средствами выразительности.
-развивающая:
Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, развивать навыки сопоставления и обобщения.
-воспитательная:
Воспитывать у учащихся читательскую культуру через развитие навыков осмысленного чтения.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Формы работы учащихся:
интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с компьютерными модулями.
Необходимое техническое оборудование:
ПК учителя, м/м проектор, экран или м\м доска, ноутбуки для учащихся или ПК для каждого ученика, с загрузкой необходимого для ЭОРа плеера, учебная доска, листочки для учащихся, подготовленный учителем на основе ЭОР фоторяд г. Петербурга (или небольшая презентация), карточки-путеводители для д/з.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Содержание Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Время
1.Организационный -Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Итак, урок литературы. Организация. Приветствие. Организует внимание учащихся. 1-2
2.
Актуализация -Предлагаю посмотреть небольшой фоторяд (видеоряд) (Демонстрация фотографий г. Санкт-Петербурга)
ЭОР № 1
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcolhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol-Какой город перед нами?
-Да, это Петербург. Что мы знаем о Петербурге?
Сколько разного, даже противоречивого, мы о нем знаем.
Подбор эпитетов
-Какой Петербург? Подберем определения к П., который мы сейчас увидели.
-П. считается литературной столицей России. На страницах каких произведений и каких авторов встречается П.? …И, конечно же, у Ф.М. Достоевского. Восприятие.
Интерактивная форма
(«Снежный ком»)
Отвечают на вопросы.
Интерактив.
Подбирают и фиксируют (на листках в столбик слева) определения.
(роскошный, блистательный, красивый…)
Отвечают на вопрос. Использует материалы ЭОР № 1
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol как средство актуализации учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации.
Задает вопросы учащимся.
Записывает на доске или экране слова.
Анализирует, корректирует ответы учеников.
Анализирует, корректирует ответы учеников. 5-7
3.
Формулирование цели и задачи урока. -Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
Откроем тетради и запишем ее.
-Что мы должны сделать на уроке? Формулировка темы и задачи урока.
Фиксируют в тетрадях. Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране. 2
4.
Введение нового материала. - Роман «Преступление и наказание» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса.
ЭОР 2. Сцены 2, 4
-Изучите самостоятельно предлагаемые материалы (тексты справа и видеофрагмент)
www.fcior.edu.ru:
http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.htmlВосприятие информации в текстовой и аудио- визуальной форме, осмысление учащимися полученной информации Определяет учебный ЭОР, формулирует задание. 12-15
5.Выполнение задания. - Что говорят о Петербурге герои романа?
ЭОР 2. Сцена 3
Выполните предлагаемое задание. Индивидуальный вид деятельности. Выполняют задания на сопоставление героя и его высказывания о П. Анализирует
результаты выполнения учащимися заданий, ответы. 10
6. Закрепление материала и формулирование вывода. Подбор эпитетов.
-Каким предстает Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
Интерактивная форма.
Подбирают и фиксируют в столбик справа определения.
(пыльный, душный, грязный…)
Формулирование вывода. Фиксируют выводы. Записывает на доске или экране слова.
Анализирует, корректирует ответы учеников.
Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов. 5
7. Домашнее задание -Выберите одну из групп: (на доске)
1.Интерьер (комната, квартира).
2. Улица (перекрестки, площади, мосты).
3. Трактир.
4. Цвет города.
Задание: по карточкам-путеводителям найдите отрывок из текста и подберите, используя ЭОРы, ЦОРы и пр., к ним иллюстрации художников, видеофрагменты и пр. Знакомятся с
заданием, выбирают группу. Объясняет домашнее задание. 5
Приложение к технологической карте урока
по литературе««Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 кл.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
№1.
Коллекция «Петербург - столица Российской империи» информационный Иллюстрации, фотографии
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol№2. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение) информационный Электронный модуль www.fcior.edu.ru:
http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №1.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение) ФЦИОР www.fcior.edu.ru:
http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №2.
Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».
ЭОР №3.
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28484/roman-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ЭОР №4.
«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28461/prestuplenie-i-nakazanie-kak-roman-tragediya-v-5-aktah-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».
ЭОР №5.
Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28463/kontrolnyy-test-literaturnyy-put-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».
ЭОР №6.
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28499/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».
ЭОР №7.
Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз.изуч) http://www.fcior.edu.ru/card/28456/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».
ЭОР №8.
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28422/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».
ЭОР №9.
Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28421/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-2-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».
ЭОР №10.
Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/28441/evangelskie-motivy-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
ЭОР №11.
Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)
http://www.fcior.edu.ru/card/15814/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-m.htmlЭлектронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №12.
Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение) http://www.fcior.edu.ru/card/15816/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-p.htmlЭлектронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №13.
Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)
http://www.fcior.edu.ru/card/15895/sravnitelnaya-harakteristika-raskolnikov-i-svidrigaylov-bazovoe-izuchenie.htmlЭлектронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №14.
Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучениеhttp://www.fcior.edu.ru/card/15832/sravnitelnaya-harakteristika-trenazher-dlya-sravnitelnogo-analiza-geroev-romana-prestupleniya-i-naka.htmlЭлектронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».
ЭОР №15.
Коллекция «Петербург - столица Российской империи» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcolКоллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде