План конспект Родительская гостиная


Литературное чтение. 2 класс
Тема: Сказки народов мира.
Цель урока:
 Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и русской народной сказки “Сивка-бурка”. Учить детей анализировать текст.
 Развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога.
 Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.
Оборудование : компьютер, коллажи народных сказок, дополнительный материал.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие (рада вас видеть, слышать и чувствовать).
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
–. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Разминка
– Прочитайте буквы, записанные на слайде:
А С К З А К Д Р О Н А
– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)
– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)
3. Видео заставка «В гостях у сказки».
- Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
Повторение материала.
Что такое сказка? Какие бывают сказки? Из каких частей состоит сказка?
Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ. (Слайд 12)
Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует классификация сказок по их содержанию:
- Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
- Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
- Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".
Беседа.
— Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой восточной мелодии и скажите, что она вам напоминает.
“Сказку Аладдин и волшебная лампа”
— Кто автор этой сказки?
— Вспомните виды сказок.
Бытовые
Сказки о животных
Волшебные
— Выберите вид, подходящий для этой сказки. Почему вы сделали такой выбор?
– Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало завязку, кульминацию, концовку.
— Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина.
— Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему?
— В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают:
чалма – головной убор в восточных странах
магрибинец – человек с запада, чужестранец
султан – правитель страны
глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы
диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание
визирь – министр, советник султана
— А это слова из сказок какого народа:
лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья?
— А в повседневной жизни мы их употребляем?
— А ещё какие русские народные сказки вы знаете?
— Есть ли среди этих сказок лишняя?
ЛИСА И ВОЛК
ТЕРЕМОК
СИВКА-БУРКА Почему?
(Сказка волшебная как и Аладдин.)
— Итак, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки “Сивка-бурка” и арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа”. — Что значит сравнить сказки?
— Что общего и в чем отличие сказок разных народов?
Ф И З М И Н У Т К А
(круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки)
– Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на группы:
1гр. — создает образ главного героя в обеих сказках
(словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя);
2гр. — сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках);
3гр. — находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова);
4гр. — находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа).
(Детям, не пожелавшим работать ни в одной группе, задание – выразительно прочитать  
 
Дать задания-памятки на листках – дозированная помощь учителя.
 
(Слова-карточки на доске для более удобного подведения итогов всеми учениками. Слова пишут на карточках дети во время работы в группах.
Связь с жизнью, опора на личный опыт учащихся.
Интеграция.
Социальная значимость, потребность в самореализации.
Разноуровневость задания.)Задания-памятки.
1 группа
Как выглядит главный герой?
Из какой семьи родом?
Каков характер главного героя?
Иллюстраторы: образ главных героев.
2 группа
Как начинаются сказки?
Какие испытания проходят главные герои?
Как заканчиваются сказки?
3 группа
Наличие волшебных предметов,
волшебных помощников,
волшебных слов,
волшебных чисел.
4 группа
Национальная окраска:
Как называются правители страны, их советники, имена людей.
Проверка задания.
Сивка-бурка Аладдин 1. Одинаковый статус главного героя. крестьянский сын сын бедного портного 2. Счастливая концовка. счастливая концовка счастливая концовка испытания испытания 3. Наличие волшебных слов, помощников, предметов. заклинание потирание лампы конь – Сивка-бурка джинн перстень мешок, лампа 4. Употребляются слова различные по национальной окраске, разные характеры героев. царь султан простак хитрец
1. Итак, поведем итог нашему исследованию:— Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки?
Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности.
— А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно?
— Говорят “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. А какой урок мы можем извлечь из этих сказок?
2. Домашнее задание.
Прочитать сказку с.122 – 147;
— Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно.
Индивидуальное задание – сочинить свою волшебную сказку.