Вклад российских учёных в развитие олигофренопедагогики в России. Основные методы олигофренопедагогики как науки.


Вклад отечественных ученых в развитие олигофренопедагогики в России
Ф.И.О. ученого Вклад в развитие олигофренопедагогики (кратко)
 1882 И. А. Сикорский  сделал доклад в Женеве на конгрессе врачей гигиенистов «О детях трудных в воспитательном отношении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В данной работе автор анализирует указанную в названии проблему, опираясь на международный опыт.
ХХ в
 Г. И. Россолимо.  клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение Г. И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке, что позволит значительно его улучшить
1915 Г. Я. Трошин  «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Вёл активную деятельность, посвящённую помощи детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной Г. Я. Трошиным в 1906 году, позволил ему глубоко научно осветить проблемы развития ребёнка с отклонениями. В своём труде Г. Я. Трошин подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное в России К. Д. Ушинским. Г.Я. Трошин утверждал о том, что умственно отсталые дети могут развиваться, подчёркивал, что это развитие осуществляется по тем же основным закономерностям, что и развитие ребёнка в норме. Трошин отмечал разницу между двумя категориями рассмотренных детей, нормальные дети в короткий срок проходят все стадии онтогенетического развития, у умственно отсталых более замедленное течение.
Л. С. ВыготскийСоздал институт дефектологии; Разработал теорию культурно-исторического развития личности (культурно-историческая парадигма); Огромное количество работ посвященных изучению аномальных детей: Теория о первичном и вторичном дефекте; Теория о зонах ближайшего и актуального развития
И.М. Соловьёв изучал особенности зрительного восприятия у\о детей, изучал способность их воспринимать изображения и сюжетные картины и понимать их, его исследования позволили доказать, что самый несформированный процесс это мышление.
Дульнев М.С. изучал особенности речевого развития у\о детей. Объём активного и пассивного словарного запаса у у\о детей и умение им пользоваться.
Б.И. Пинскийадаптировал ряд методик для изучения памяти у\о. Были разработаны программы трудового обучения детей
М.С. Певзнер описала этиологию и патогенез у\о. Разработала классификацию детей олигофренов.
Основные методы олигофренопедагогики как науки.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.
Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:
· теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
· методический - разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;
· собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;
· аналитический - количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.