ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Вклад ученых-физиков в развитие науки
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.Тема урока: «Вклад ученых-физиков в развитие науки»
Цель урока: формирование у студентов гражданственно - патриотических чувств на примере жизнедеятельности, гражданской позиции русских учёных-физиков, которые своим ярким примером внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки.
Задачи:
1. Познакомить студентов с биографиями выдающихся ученых, таких как М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, П.Н. Яблочков, А.С. Попов, и др., оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.
2. Вызвать интерес у студентов к изучению предмета физика.
3. Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма на уроках физики за счет сознательного ознакомления студентов с яркими примерами жизни тех членов российского общества, которые внесли большой вклад в развитие российской или мировой науки.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма работы: индивидуальная
Методы обучения: словесно-наглядный
Ход урока:
I Организационный этап:
Вступительное слово преподавателя:
О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
О камне и пушинке,
О ракете и травинке.
Про след колесницы,
О Вселенной и частице
Правдивые истории,
Серьёзные, шутливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые,
Про важные события_
Великие открытия.
II. Изучение нового материала:
Преподаватель:
Он был ученый и поэтОн размышлял про тьму и светВ чем сходство стужи и тепла?Что можно сделать из стекла?Как получается фарфор?А что таится в недрах гор?Он краски изучал и цвет.Он создал университет.Своей, рискуя головой,Разряд измерил грозовой.Был в красноречии силен.Историк он, географ он.И как сказал о нем поэт“Он сам был – университет!”
Преподаватель: О ком идет речь?
Студент 1. (Ломоносов М.В.)
Преподаватель :
Санкт-Петербург.
1750 год
Ломоносовым подан Репорт:
«Мне потребно десять реторт,
соли пуд, купоросу, угля
всё химических опытов для.
И дубовых досок для полов.»Отпустили ….. пятнадцать рублёв.
А профессор работал – как чёрт!
И вставал он ни свет ни заря –
ни минуты, потраченной зря!
Только опыты,
точный расчёт…
В канцелярию подал отчёт.
Что потратил – в отчёте есть.
А что сделал – потомкам не счесть!
Студент 2. (Яблочков П.Н.)
Преподаватель :Мир сложен.Он полон событий, сомненийИ смелых догадок,Но чудо Природы явлений – ГенийИ в хаосе этом наводит порядок.Найдется ли правило простое,Чтоб целый мир объединить?Таблицу этот Гений строит:Природы ищет алфавит.
О ком идет речь? (Д.И. Менделеев)
Студент 3. (Д.И. Менделеев)
Преподаватель :Я не знаю, был каков Папа радио Попов, Но он миру подарил Удивительный эфир. Чтобы в курсе жизни быть, Надо радио включить - И поделятся с тобой Информацией любой.
Студент 4. (А.С.Попов)
Преподаватель :Воздушный Флот, конечно, - это класс!Какой могучий всплеск научной мысли!Нет ничего прекраснее у нас В прямом, в кривом и в переносном смысле!Давно ли нас незнамо что везло:Лошадка, чьи напряги были – жутки?!Давно ль нас по воде влекло веслоСо скоростью неторопливой утки?
И вдруг всех потянуло в скорость, в дальИ в высь, как будто шило в нас воткнули!..Жуковский! Крякутной! Лилиенталь!Можайский! Райты! Нестеров! Бернулли!..
Студент 5. (Н.Е. Жуковский)
Преподаватель :Я ненавижу смерть, как Циолковский, который рвался в космос потому, что заселить хотел он целый космос людьми, бессмертьем равными ему:
Студент 6. (К.Э. Циолковский)
Преподаватель : «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед ….» К.Э Циолковский
Студент 7. (И.В. Курчатов)
III. Контроль знаний:
Тест:
1. Кто создал первый русский университет?
А. Н.Е. Жуковский В. П.Н. Яблочков
Б. М. В. Ломоносов Г. А.С. Попов.
2. Кто изобрел радио?
А. А. С. Попов В. В. В. Терешкова
Б. И. В. Курчатов Г. С.П. Королев. 3. Кто является основоположником космонавтики?
А. И.И.Ползунов В. В.В. Петров
Б. К. Э. Циолковский Г. Е.А. Черепанов.4. Кого называли “отцом русской авиации”?
А. Б.С. Якоби В. Н.Е. Жуковский
Б. В.Г. Шухов Г. Д.И. Менделеев.
5. Русский физик, возглавивший работы по созданию первой атомной бомбы в СССР?А. А. А. Леонов В. П.Н. Лебедев
Б. П.Л. Капица Г. И. В. Курчатов.
IV. Итог урока.
За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.