Разработка внеклассного мероприятия по теме «Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение).»


Внеклассное мероприятие.
Учитель нач. классов Довбенко Ирина Анатольевна
Тема: «Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение).»
Цель:
познакомить детей со святочными обрядовыми традициями Рождества и Крещения.
Задачи:
-познакомить с особенностями старорусской речи, с обычаями, обрядами и верованиями русского народа, развивать интерес к Христианской вере;
-развивать творческие способности, кругозор, познакомить с играми;
-способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество.
Оборудование:
иллюстрации по теме, аудиозапись русской народной песни «Как на тоненький ледок», песня «Светлый праздник Рождества», костюмы скоморохов, русские сарафаны, чай, пироги.
Введение в тему урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с обычаями и обрядами русского народа во время зимних праздников. А какие зимние праздники вы знаете? Посмотрие, о чем рассказывают картины?
Ученики. Это сцена театра Вертеп. Рассказывает, как родился Христос в пещере, где укрывались от непогоды животные. Как засияла звезда над всем миром, праздник Рождество – 7 января, Крещение – 19 января.
Учитель. Молодцы, с Рождества до Крещения продолжаются Святки (Святые дни). Сегодня мы узнаем ,как принято проводить эти дни на Руси и что в них особенного.
Знакомство с новым.
Учитель. Рождество – великий христианский праздник. Рождество – день, когда родился Иисус Христос. Бог – отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. Этот праздник святки начинает. Накануне, 6 января, рождественский сочельник.
Выходят скоморохи.- А что такое «Святки»?
Скоморох 1.
- Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Скоморох 2.
- От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Скоморох 3.
-Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
- Ребята, давайте ответим на вопрос скомороха.
Ученик 1.
- Святки – время праздничного веселья и самых важных наблюдений о погоде и будущем урожае.
Давайте прочитаем приметы, которые записали наши предки.(Записаны на доске).
- Коли под Рождество небо звездисто – много ягод. Ясный день и сильные морозы – к хорошему урожаю. Снеги глубоки, так травы хороши и хлеб.
Ученик 2.
Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Славили Коляду – бога пиршества и мира. Молодежь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Любимыми масками ряженых были «Медведь» и «Журав». Колядующие за свое пение получали от хозяев угощение – кто давал кусок пирога, кто колбасу, пряники, лепешки. Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
Выходят дети в народных костюмах.
Ученик 3.
Коляда – коляда,
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю
Гулять на просторе!
Ученик 4.
…А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ученик 5.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог:
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством…
Учитель.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку. Собравшиеся в избе слушали сказки, загадывали загадки, плясали, пели. Со всем азартом молодости парни и девушки играли в молчанку.
Давайте и мы поиграем.
Игра в молчанку. (По команде « раз, два, три» все должны хранить молчание. Не выдержавшие должны спеть песню, станцевать, загадать загадку и др.)
Учитель. Заканчиваются Святки с их весельем , гаданием, ряжением, праздничным озорством – Иорданью, водосвятием на Крещение. День Крещения, по сути можно считать рождением христианства, ибо после крещения Иисус начал проповедовать, просвещать народ. Главное событие Крещения – великое водосвятие (освящение воды).
- Многие крещенские наблюдения сложились в поговорки.
У вас на столах лежат листочки, на которых написаны поговорки. Вам необходимо их собрать и объяснить их значение.
Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.
Синие облака в полдень – к урожаю.
Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи.
Закрепление.
Работа в группах.
Каждой группе дают тексты, дети выбирают из текстов обряды зимних праздников и рассказывают о них.
Рождество – канун праздника, именуется сочельником. К началу Святок пекли ароматные пряники – «козули». Эти пряники изображают коров, коней, барашков, козлов. По традиции сочиво (еда из вареного зерна и ягод) – единственная еда, которую можно есть в сочельник. Шесть недель постились, питались рыбой. Ужину в Рождественский сочельник придавалось большое значение, до появления первой звезды не ели. Дома проводилась уборка. Жилища окуривали от нечистой силы, зажигая дубовую колоду, пол застилался сеном, на лавки и стол клали солому, накануне Рождества не следовало кормить кур, чтобы скот не бегал со двора и с пастбища, ножки стула спутывали веревками. Утром 7 января начиналось торжественное богослужение - литургия. К Рождеству украшали дом еловыми веточками, гирляндами. Святок не бывает без гаданий. Лучшее время для этого – вечер, ночь, раннее утро, и обязательно - при свечах.
Крещение – самым подходящим временем для гадания считали ночь под Крещение. Использовали для гадания: сельскохозяйственные орудия, украшения, растения, цветы. В каждом доме хозяин, крестясь, с молитвой обрызгивал веничком, омоченным в святой воде, окна, двери, углы, изгоняя таким образом нечистую силу. Главное событие - освящение воды. В Крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения – в реке, озере, у колодца. На реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, называемое по библейской традиции Иорданью. Люди умывались, обливали друг друга святой водой, купались в святой воде, прыгая в прорубь. Был распространен обряд освящения скотины, в котором участвовала вся семья.
Ученица 1.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
Ученица 2.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Проводится игра «Гадание на горшках». ( Посередине класса ставится лавка, на ней 5 горшков.) Звучит мелодия русской народной песни «Как на тоненький ледок ». Девочки идут хороводом и поют:
-Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
По очереди вынимают из горшков:
- полотенце ( Полотенце! Далеко расстилается. Ждет тебя дорога, путешествие.)
- булка ( Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток и благополучие.)
- кольцо (Кольцо! Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.)
- лента (Лента! Через поле идучи, русу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству, прибыли.)
- пуговица (Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!)
Скоморохи.
- Всех гостей примечая,
Всех встречая и хлебом и солью.
Приглашаю участников к чаю,
Приглашаю ребят к застолью!
Рефлексия.
Учитель. Православные праздники, повторяясь из века в век, из года в год, обросли, украсились самобытными национальными песнями, пословицами, поговорками, приметами, загадками, обычаями. Мы всегда ждем прихода праздников и с радостью их отмечаем.
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
Звучит песня «Светлый праздник Рождества», организуется чаепитие.