Технологическая карта к уроку ОРКСЭ (модуль ОПК) на тему Монастырь (4 класс)
Дата урока: 16.03.2016
Место проведения урока: МКОУ «Лебедевская ООШ»
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема урока: Монастырь
Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.
Задачи урока:
Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
Обсудить роль монастыря в православных людей.
Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
Развивать умение работать учащихся с текстом.
Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.
Цель урока – Знакомство учащихся с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.Задачи: Образовательная: дать учащимся представления о православном монастыре и его обителях.Развивающая: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России.
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.Новые слова: монастырь, монах, мантия, ряса, камелавка, клобук, послушание, вериги, четки.Форма урока: Интерактивный, диалоговый, поисковый.Продолжительность урока - 45 мин.
План урока.
Организационный момент.
Мотивация
Определение темы урока.
Беседа.
Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, видео и материалов учебника).
Подведение итогов.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Промежуточный контроль
УУД
Актуализация и мотивация знаний.
2
-Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок? Начните свой ответ со слов «Я хочу» (Слайд 1)
Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт .
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Самоопределение,
Смыслообразование.
(Личностные)
Определение темы урока
8
Видеоклип.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо да как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачен воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.
Ребята, как вы думаете о чем мы будем с вами сегодня говорить?
(Слайды 2-7)
Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.
Монастырь - особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
И как же называют людей, которые считают монастырь своим домом? (Слайд 8)
Итак, сегодня на уроке мы узнаем: (Слайд 9)
- Почему люди идут в монахи
- От чего оказываются и что приобретают монахи?
Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт . Определяют тему урока
Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт
Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Объяснение нового материала
10.47
Слово «монах» означает «один». Монаха называют иначе «инок», что значит» иной , принадлежащий иному миру».
Монах - человек который по своим религиозным убеждениям и призванию соглашается жить без семьи. (Слайд 10)
Беседа о возникновении монашества (Слайды 11-14)
Быть монахом – это призвание.
- Что такое призвание?
- Призвание –это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить о себе только хорошую память.
- Вы хотели бы найти свое призвание?
Притча «Два весла» (Слайд 15)
- Главное правило жизни монахов « Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три-четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания- работают на полях, в монастырской кухне, ухаживают за больными, ремонтируют здания монастыря.
Трудно ли стать монахом? (Слайды 16-20)
- А чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты т.е., правила- обет молчания, обет столпничества(не садится в течении длительного времени). Некоторые даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги- это тяжелые металлические оковы. - Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы избавиться от вредных привычек , качеств, чтобы душа стала чище. Монастыри создавали прекрасные хозяйства и в трудные голодные годы помогали людям всей округе и поломникам, нуждающимся в одежде, продуктах. Но самое сердце монастыря - храмы, где идут богослужения, возносятся монахами молитвы над святыми мощами за землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили Святые старцы. Это монахи которые своей жизнью заслужили от Бога дар предвидения или исцеления . (Слайды 21-22)
Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт
Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт Знакомятся с текстом
Знакомятся с текстом
Отвечают на вопросы из презентации.
Работают в тетради.
Вопросы по содержанию беседы.
Продолжение предложений в рабочей тетради
Тестовые задания в рабочей тетради
Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст
(Регулятивные УУД)
Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Физминутка «Зарядка с пингвином"
1.17
Выполняют упражнения под музыку
10
Монашеское облачение
Словарная работа. (Слайды 23-26)
Камилавка (клобук)- головной убор черного цветаРяса- верхняя одеждаМантия- длинная накидкаЧетки-шнур с бусинками для подсчета прочитанных молитв
Пояс- сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться нужно прежде всего о жизни души. (Слайд 27)
Примеры монашеского служения
(Слайды 29-30)
Знакомятся с текстом презентации
Отвечают на вопросы из презентации.
Работают в тетради.
Работают с текстом учебника (стр.82-83).
Пересказывают прочитанное.
Вопросы по содержанию беседы.
Продолжение предложений в рабочей тетради
Тестовые задания в рабочей тетради
Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст
(Регулятивные УУД)
Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Подведение итогов.
6
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего путешествия (Слайд 31)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Легко ли быть монахом?- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время
своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.
Отвечают на вопросы
Учащиеся в диалогах обсуждают правила для юных паломников.
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме
Самоопределение,
Смыслообразование.
(Личностные)
Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)
Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)
Домашнее задание.
3
а). Творческое задание – разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки .б). Подумайте над смыслом слов Старца Амвросия. (Слайды 32-35)
Принимают д/з
Рефлексия «Комплимент».
3
(Слайд 36)
Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить. За что можно похвалить соседа по парте?За что можно похвалить себя?За что можно похвалить учителя?
Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке (Личностные УУД).
.
15