М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Технологическая карта урока литературы в 5 кл.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Оборудование: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г. , портрет М.В.Ломоносова, проектор.
Формулирование цели
Создать условия для понимания эпохи М.В.Ломоносова.
Сформировать представление об ученом и литераторе Михайле Ломоносовом…
Формулирование задачи
Овладевать знаниями об истории России.
Дать возможность проявить чувства гордости за Россию, за русскую науку.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с творчеством М.В.Ломоносова.
Анализ басни «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Владение навыками выразительного чтения, работы со словарем.
Умение использовать интернет- ресурсы для поиска информации по теме астрономии.
Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Осознание особой роли личного участия в анализе произведения.
Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения басни.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;
обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Предметные результаты
Формирование представления о творчестве М.В.Ломоносове.
Знание начальных законов языка.
Усвоение понятий «научное открытие», краткости, выразительности, широты знаний и объема словарного запаса.
Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УДД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока чтением сонета С.И Стромилова «Ломоносов»:
В соседстве двух морей, на родине метели,Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;Снегами полюса он встречен у купелиИ пышным севера сияньем озарен.Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,Как хлеба, он искал познаний и наук.Он в тайны естества сошел умом глубокоИ первый вырвал нам из лиры стройный звук.Законник языка! ты стоишь поздней славы.Ты первый красоту и дух его постиг,Ты дал ему права, законы и уставы,Хаос его стихий ты жизнию проник,И, прелестью его украсив величавой,Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, произнеся название сонета.
И в продолжение постановки цели урока чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»:
Ну, пошел же, ради Бога!Небо, ельник и песок —Невеселая дорога...Эй! садись ко мне, дружок!Ноги босы, грязно тело,И едва прикрыта грудь...Не стыдися! что за дело?Это многих славных путь.Вижу я в котомке книжку.Так, учиться ты идешь...Знаю: батька на парнишкуИздержал последний грош.Знаю, старая дьячихаОтдала четвертачок,Что проезжая купчихаПодарила на чаек.Или, может, ты дворовыйИз отпущенных?.. Ну, что ж!Случай тоже уж не новый —Не робей, не пропадешь!Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и Божьей волеСтал разумен и велик.Не без добрых душ на свете —Кто-нибудь свезет в Москву,Будешь в университете —Сон свершится наяву!Там уж поприще широко:Знай работай да не трусь...Вот за что тебя глубокоЯ люблю, родная Русь!Не бездарна та природа,Не погиб еще тот край,Что выводит из народаСтолько славных то и знай, —Столько добрых, благородных,Сильных любящей душойПосреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!
-О ком мы сегодня поведем речь?
Обращается к детям : Правильно - мы сегодня изучаем творчество великого русского ученого М.В.Ломоносова, сына земли русской. Запишем тему на доске и в тетрадях.
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий Учащиеся определяют цель урока для себя (Р)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - Кто , ребята слышал о Ломоносове?
Обратимся к его портрету- Что вы можете сказать об этом человеке?
Слова учителя: Много испытаний пришлось вынести этому человеку прежде, чем он добился славы и признания. Это видно из прочитанных мною стихов о Ломоносове.
Обратимся к басне «Случились вместе два Астронома в пиру...».Сначала прочитаю я , постараюсь сделать это выразительно.
–Теперь вы читаете вслух выразительно. Отвечают на вопросы.
Стараются читать выразительно. Оценивают данную учебную ситуацию.
Анализируют ответы товарищей.(К)
Совершенствуют технику выразительного чтения (Л)
3. Выявление места и причины. - Выпишем непонятные, устаревшие слова- архаизмы в тетрадь. Прочитаем, попытаемся объяснить.
Поправляет, следит за правильным произношением, просит объяснить значение непонятных слов с помощью словаря. Читают , объясняют значение слов Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем (К) и сверстниками. Умеют
с помощью вопросов, мобильного интернета, сносок добывать недостающую информацию (П)
5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)Вопросы по анализу басни:
- Знаете ли вы ученых , которые упоминаются в басне : о Копернике и о Птоломее ?
Если не знаете, то непременно узнаете о них. И в этом нам помогут два ученика вашего класса.
-Кто внимательно слушал , тот ответит на вопрос: Могла ли состоятся встреча ученых , основываясь на сведениях о их жизни?
-Как интересно раскрывает автор басни закон астрономии на примере обыкновенной кухни?
- Такое простое объяснение нам говорит о каких качествах М.В.Ломоносова? 1.Отвечают на вопросы, задают вопросы учителю (докладчикам) при затруднении в ответе.
2. Два ученика делают сообщения об ученых. Осуществляют контроль своей деятельности
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (К) формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.(Р)
6. Первичное закрепление - В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Осуществляют контроль своей деятельности
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (На экране ) Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54): «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть». — Как вы понимаете это высказывание? Проверка работ друг друга. Один говорит- другой дает оценку отвечающему , добавляя информацию или исправляя сказанное. Осознанно используют полученные знания
8. Рефлексия. -Что нового мы сегодня узнали?
- понравился ли вам урок? Высказывают свое мнение. Осознанно используют полученные знания
9.Задание на дом.
Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» Записывають д/зРазвитие потребности самостоятельного инициативного чтения (Л)