Аналитическая записка (Шукшина Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 21 «ЭРУДИТ»

Шукшина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Полевского городского округа
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 21 «ЭРУДИТ»

Аналитическая записка

В настоящее время во всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса. Изменения коснулись не только содержания учебно-воспитательного процесса, но и структуры отношений между педагогом и обучающимися, основу которых составляет сотрудничество и равноправие партнёров.
Поэтому, одним из главных направлений в своей профессиональной деятельности, как учителя начальных классов считаю воспитательный процесс класса. При этом, учебно-воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, где системообразующим фактором является развитие маленькой личности обучающегося, реализуемое во взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Необходимо так же отметить, что все действия участников учебно-воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребёнка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса, где основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
Целевой компонент предполагает определение педагогами и обучающимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учёта интересов ребёнка, с другой – с учётом тенденций и общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания обучающихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей и различных сферах социальных отношений.
Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и, по сути, представляет определённую работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.
Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе учителя начальных классов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса, а также отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности обучающихся.
Для построения воспитательного процесса класса определены следующие принципы:
принцип развития и творчества личности;
принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
принцип опоры на интересы и потребности обучающихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;
принцип индивидуализации воспитания обучающихся.
Таким образом, учебно-воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. На вопрос, сколько же элементов составляет данную систему класса, ответить нелегко. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а может быть и более. Всё зависит от степени детализации проводимого анализа, в процессе которого целое мысленно расчленяется на его составные части.
Изучив и проанализировав теоретические основы учебно-воспитательной системы Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, которые утверждают, что ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель учебно-воспитательного процесса, вынесла для себя, что в моей модели должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи.
Поэтому, для реализации своей учебно-воспитательной модели, мною были выделены пять компонентов.
Первый компонент – это индивидуально-групповой, представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Индивидуально-групповой компонент имеет исключительную важность.
Во-первых, именно члены классного сообщества: обучающиеся, педагоги, родители, обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать.
Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов.
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса;
Подчёркивая существенную значимость данного компонента, учёные называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. Так как одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие – имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи – вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют.
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы классы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.
Четвёртый компонент воспитательной системы класса – это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы.
Пятый компонент воспитательной системы класса – это диагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищённость и комфортность ребёнка в классе; удовлетворённость обучающихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Таким образом, основные компоненты и элементы моей воспитательной системы класса, позволили мне организовать и реализовать совместную деятельность со всеми участниками образовательных отношений.
Во-первых, моя деятельность учителя начальных классов в роли классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. При этом формируется мотивация к учению каждого отдельного ребёнка, изучаются его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создаются благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребёнка в социум, формируется демократическая культуры в системе классного самоуправления.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательных отношений, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социальной среде.
В процессе своей деятельности я активно взаимодействую с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения.
Совместно с педагогом-психологом изучаю индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум.
Большое значение придаю сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях активно взаимодействую с педагогом-организатором. При поддержке педагога-организатора привлекаются к работе с классом представители культуры, спорта и общественность.
Тесно взаимодействую с социальным педагогом, который призван быть посредником между личностью ребёнка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога организуется социально значимая деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Сотрудничая с библиотекарем, расширяю круг чтения обучающихся, способствую формированию у них культуры чтения, отношению к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Для меня, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Поэтому моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, в физическом и духовном развитии обучающегося. Тем самым, привлекая родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, способствую созданию благоприятного климата в семье, психологическому и эмоциональному комфорту ребёнка в школе и за её пределами. Координирую усилия по образованию и самообразованию ребёнка, изучаю и анализирую информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видении перспектив развития ребёнка. А также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний и совместную трудовую деятельность.
Таким образом, наличие представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволило мне более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания обучающихся в классном коллективе (Приложение I).
Моя воспитательная работа включает в себя реализацию основных направлений, которые обеспечивают оптимальное развитие личности обучающегося. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности участников всего образовательного процесса по четырём направлениям.

Первое направление – «Здоровье».
Цель работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в этом направлении: знакомство обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Основные моменты деятельности в направлении: сотрудничество с медицинским персоналом образовательного учреждения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса; сотрудничество с родителями обучающихся и педагогами-предметниками; сотрудничество с психологической службой образовательного учреждения для изучения физического и психического состояния обучающихся и возможной коррекции здоровья обучающихся; сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с обучающимися; формирование собственного отношения обучающихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья; организация внеклассных мероприятий, формирующих положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы с классом в направлении: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны; встречи с родителями и семьями, активно занимающихся спортом; предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет; тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья обучающихся класса; тематические беседы и дискуссии; походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья; ведение книги классных спортивных рекордов обучающихся на спортивных площадках образовательного учреждения; встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые тематические консультации с обучающимися; обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, тематический просмотр видео и художественных фильмов.
Второе направление – «Интеллект».
Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является оказание помощи обучающимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи работы классного руководителя в этом направлении: определение круга реальных учебных возможностей обучающегося, его ближайшую зону развития; создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.
Основные моменты деятельности в направлении: изучение результативности учебной деятельности обучающихся класса за каждый год для организации коррекционной работы; сотрудничество с педагогами-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого обучающегося; интеллектуальное просвещение обучающихся класса, формирование культуры умственного труда; организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся; сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений обучающихся; сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей обучающихся.
Формы работы с классом в направлении: внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления; интеллектуальные марафоны в классе и параллели; интеллектуальные ринги, дебаты; научно-исследовательские конференции; факультативы; предметные недели; занятия в системе дополнительного образования.
Третье направление – «Нравственность».
Целью деятельности классного руководителя является воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в этом направлении: формирование у обучающихся культуры миропонимания; формирование у обучающихся осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности в направлении: развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; развитие волевых качеств обучающегося, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство обучающихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях; воспитание интереса обучающихся к самим себе, желание самосовершенствования; формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы; изучение опыта семей учащихся по формированию нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам.
Формы работы с классом в направлении: тематические классные часы; театральные и кинопросмотры, с последующим обсуждением; экскурсии; дискуссии по нравственной тематике; шефская работа; изучение нравственного наследия, встречи с писателями и поэтами города; организация цикла нравственных бесед; организация и проведение традиционных дел; праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы.
Четвёртое направление – «Общение и досуг».
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для позитивного общения обучающихся, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы классного руководителя в этом направлении: формирование у обучающихся культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»; создание условий для равного проявления обучающимися своей индивидуальности внеурочной деятельности; использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей обучающихся; изучение индивидуальных интересов и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности; просвещение и консультация обучающихся в выборе кружков, клубов, секций; постоянная демонстрация достижения, результатов, способностей обучающихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам; развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям; использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей обучающихся.
Основные моменты деятельности в направлении: изучение способностей к общению каждого обучающегося в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики; организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения; обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения и совместные поездки; изучение потребностей, интересов и желаний обучающихся в организации и проведении внеклассных мероприятий; предоставление обучающимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение; изучение отношения обучающихся к деятельности внеклассных мероприятий и результативности участия в них; изучение занятости учащихся дополнительным образованием и результативности их деятельности; воспитание толерантности в процессе деятельности; предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся; привлечение родителей к организации досуга учащихся; стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни класса.
Формы работы с классом в направлении: тематические классные часы; тренинги общения обучающихся и родителей; тематические индивидуальные консультации для детей и родителей; самопрезентации; праздники, конкурсы; посещение театров, музеев, выставок; театрализованные представления в классе и на параллели; фестивали, презентации; литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
Таким образом, цель моей учебно-воспитательной программы деятельности классного руководителя с обучающимися 2 – 4 классы «Тропинка к своему Я» на 2012 – 2015 учебные года – создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, трудовых навыков, творческой индивидуальности и формирования мотивации к учению каждого ребёнка на основе изучения и учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, развития и стимулирования познавательных интересов через разнообразные формы и методы индивидуальной и групповой работы.
Задачи: способствовать развитию познавательных интересов обучающихся; создавать благоприятные условия для развития личности обучающихся, способствующие свободному и полному раскрытию их способностей; формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитания; формировать классный коллектив на основе демократической культуры; организовывать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию; регулировать и корректировать процесс личностного развития обучающихся.
Таким образом, моя учебно-воспитательная программа деятельности классного руководителя с обучающимися 2 – 4 классы «Тропинка к своему Я» на 2012 – 2015 учебные года была разработана на основе нормативно-правововых документов, регламентирующих деятельность классного руководителя, с учётом возрастных особенностей и задач развития обучающихся начальной ступени образования, а также психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития личности обучающихся.
Согласно программе воспитательной деятельности на 2012 – 2015 уч. г.г. в рамках направления «Интеллект» моя профессиональная деятельность с обучающимися была направлена на решение следующих задач:
- способствовать развитию познавательных интересов обучающихся;
- создавать благоприятные условия для развития личности обучающихся, способствующие свободному и полному раскрытию их способностей;
Организация работы по решению этих задач способствовала тому, что обучающиеся класса:
- ежегодно принимали активное участие в школьных предметных олимпиадах, согласно своим интересам и потребностям;
- занимались научно-исследовательской деятельностью (в 2013 – 2014 учебном году две ученицы нашего класса стали победителями в городской научно-практической конференции);
- принимали активное участие в Интернет-олимпиадах: Олимпиада школьников УРФО (прохождение двух – трёх туров), предметные Интернет-олимпиады (дипломы и сертификаты участников); Международная физико-математическая олимпиада (сертификат участника).
- с большим интересом ежегодно участвовали в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок», в Международном игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно», в Международном игровом конкурсе по английскому языку «BRITISH BULDOG» («Британский бульдог»); во Всероссийском конкурсе детско-юношеских творческих работ «Психология здоровья».
- в течение трёх лет участвовали в школьном интеллектуальом марафоне, где многие обучающиеся показали высокие результаты.
О результативности деятельности по реализации направления «Интеллект» говорит и наблюдаемая положительная тенденция изменения показателя «отношение к учебе» при определении уровня воспитанности обучающихся.
Важным аспектом воспитания подрастающего гражданина является формирование системы ценностных ориентаций обучающихся, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Наряду с часами общения и циклами бесед, направленными на выработку нравственных суждений, которые являются опорой и основой нравственного поведения, важную роль в осуществлении работы по данному направлению играет сотрудничество с различными учреждениями культуры. С большим удовольствием и интересом ребята посетили цикл занятий «Бажовский самоцветный край» (сказы из «Малахитовой шкатулки» П. П. Бажова) в ГДБ. Данный цикл занятий завершился экскурсией в г. Екатеринбург в дом-музей П. П. Бажова (совместная поездка детей и родителей) и походом по бажовским местам (совместно с работниками МУК «Историко-краеведческий музей г. В. Уфалея»).
Класс является постоянным посетителем музеев и театров в городе Екатеринбурге. Часто наш класс можно было увидеть в числе зрителей на концертах детских творческих коллективов ПГО и цирковых программах в ГДК.
В процессе реализации программы были организованы разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию.
С огромным интересом ребята разрабатывали и проводили внеклассные мероприятия: «День именинника», празднование «8 Марта» и «23 февраля», вечера для мам и пап (подарки для родителей обучающиеся делали своими руками в классной мастерской «Умелые ручки»). Были организованы и пользовались большим спросом совместные поездки детей и родителей: в г. Екатеринбург – экскурсии в музей природы Среднего Урала, в дом-музей П. П. Бажова; в аквапарк «Лимпопо» и на новогоднюю цирковую программу «Московский цирк на льду».
Организация внеклассных мероприятий в рамках направления «Здоровье» способствовала формированию у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Класс принимал активное участие в школьных и городских спортивных мероприятиях. Традиционными стали прогулки на свежем воздухе и походы, совместное посещение катка, катание с горок и лыжные прогулки в период зимних каникул, посещение бассейна в течение года.
О результативности деятельности по реализации направления «Здоровье» говорит наблюдаемая положительная тенденция изменения показателя «отношение к самому себе» при определении уровня воспитанности обучающихся.
За активное участие в традиционных школьных мероприятиях коллектив класса имеет в своём «Портфолио» благодарственные письма; грамоты – за участие в предметных неделях по иностранному языку и литературному чтению, за лучшее новогоднее оформление класса, за спортивные достижения, за лучшие музыкальные сопровождения театральных выступлений и декорации; дипломы – за звание «Лауреаты» на песенных фестивалях, за участие с высокими результатами в спортивных и военно-спортивных мероприятиях, за активное участие и звание «Лауреаты» в танцевальных конкурсах.
Учебно-воспитательная программа деятельности классного руководителя с обучающимися 2 – 4 классы «Тропинка к своему Я» на 2012 – 2015 учебные года способствовала сплочению классного коллектива, взаимопониманию обучающихся с педагогами в течение трёх лет; совместные поездки детей и родителей – улучшению детско-родительских взаимоотношений, а активное участие коллектива класса в «жизни» лицея способствовало «вхождению» в социально-значимую и социально-одобряемую деятельность образовательного процесса.



Таблица 4 – Уровень воспитанности обучающихся 2 – 4 классы
на 2012 – 2015 учебные года
Учебн.
г. г.
Отношение к учёбе
Отношение к труду
Отношение к обществу
Отношение к природе
Отношение к себе
Средний
балл

2012 – 2013
3,3
3,7
3,8
4,1
3,0
3,8

2013 – 2014
3,5
4,2
4,0
4,2
3,5
3,8

2014 – 2015
3,6
4,2
4,1
4,4
4,0
4,1


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 1 – Уровень воспитанности обучающихся 2 – 4 классы
на 2012 – 2015 учебные года
Таким образом, на основании выше изложенного, согласно разработанной и апробированной модели воспитания с применением диагностико-аналитического компонента и методов по изучению результативности воспитательной системы класса, а также проанализировав изменение уровня воспитанности обучающихся за период 2012 – 2015 уч. г.г. можно сделать следующие выводы: наблюдается положительная тенденция в изменении уровня воспитанности обучающихся, что говорит об эффективности реализованной программы воспитательной деятельности с обучающимися 2 – 4 классов, о соответствии её возрастным особенностям и задачам развития обучающихся младшего школьного возраста.




Список литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
3. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 272 с.
4. Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 109 с.
5. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ авторы сост. Е.В. Алексеева, Н.А. Алексеева, Е. Н. Степанов и др. – М.: Центр «Педагогический», 2001. – 160 с.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
8. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
9. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под редакцией Е.Н.Степанова. – М., 2002.
10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.
11. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–480 с.
Статьи из научно-методических журналов.
1. Завьялова У.С. Воспитательный план – помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. – 2000, №8. – С. 24-39.
2. Степанов Е. Н. Педагогический контроль в процессе воспитания // Классный руководитель. – 2003, №1. – С. 5 – 16 .
3. Беликова Е. Ю., Сазонова Е. В., Чахмахчева Н. В. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников // Классный руководитель. – 2003, №1. – С. 17 – 28.
4. Семёнов П. П. Концепция воспитательной системы и организация учебно-воспитательной деятельности современного инновационного учреждения // Классный руководитель. – 2003, №1. – С. 29 – 57.
5. Романенкова С. П. Проведение родительско-ученического собрания «Подумаем вместе» // Классный руководитель. – 2003, №1. – С. 94 – 95.
6. Колузеева Н. Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. – 2006, №4. – С 108 – 122.
7. Степанов Е. Н. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе // Классный руководитель. – 2007, № 1. – С. 5 – 12.
8. Гуткина Л. Д. Пакет нормативно-методических документов для классных руководителей // Классный руководитель. – 2007, №4. – С. 4 – 31.
9. Пешлова Н. И. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся//Классный руководитель.– 2008,№7.– С.91–92
10. Лизинский В. М. Поговорим о родительском собрании // Классный руководитель. – 2008, №7. – С. 92 – 95.
11. Семенюк Н. И. Нетрадиционные родительские собрания // Классный руководитель. – 2008, №7. – С. 96 – 124.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415



0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

1

2

3

4

5

6

Критерии воспитанности

Показатели воспитанности


2012-2013

2013-2014

2014-2015