Внеклассный урок По страницам любимой сказки Конёк-горбунок


Путешествие по страницам любимой сказки
Урок внеклассного чтения по сказке
П.П.Ершова (1815-1869)
«Конёк-Горбунок»
Цели: 1.познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, работать над выразительностью чтения, формировать умение соотносить содержание текста с иллюстрациями.
2.Развивать логическое мышление, речь учащихся,
3.Воспитывать любовь к чтению, эстетическое чувство и понимание прекрасного, чувство доброты.
Ход урока:
1.Орг. момент:
Доброе утро, тебе сказали
Доброе утро ответил ты
Нас две ниточки связали
Красоты и доброты.
-А всё самое доброе и прекрасное таится в сказках.
2. Вступительное слово:
Сказка мудростью богата
Скажем сказке приходиЭто присказка, ребята,
Сказка будет впереди
Далеко-далеко раскинулось сказочное царство, необыкновенное государство,
Страна чудес и волшебства. Реки всем там молочные, берега кисельные, коты говорящие, терема расписные, драконы огнедышащие?
-Хотите попасть в сказку? (музыка)
-Сказка-ложь, да в ней намёк….
3. Актуализация знаний
Для начала вспомним какие бывают сказки
В этих сказках происходят чудеса: ковёр-самолёт уносит героев за тридевять земель, яблоки молодильные года возвращают,
+волшебные
-Приведите примеры
+
-Ты не понимаешь язык животных? Не беда! Легко понять птиц и зверей, прочитав сказки о них. А порой в их повадках узнаёшь поведение и характер человека.
+ о животных
-В этих сказках нет волшебства. Главные герои-солдаты, цари, простые люди. То они делят гусей, то варят кашу из топора, то просто едят калачи. Что это за сказки?
+бытовые
-Скажите а какие ещё бывают сказки, кто их писал?
+народные, литературные(авторские)
4 Постановка целей урока, темы
-А давайте откроем маленькую дверь в страну сказок. А в какую сказку мы попадём узнаем из загадок
Сказка о том как этот герой перо своё проспал,
Как хитро поймал жар-птицу
Как похитил царь-девицу.
Как он ездил за кольцом
Как в котлах он не сварился,
Словом сказочка о том
Как он сделался царём.
-О каком герои говорится?
+Об Иване
-Из какой сказки?
+к-г(открывается имитирующая дверь) музыка
-Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам нашей любимой сказки «Конёк-Горбунок»
5 Работа по содержанию сказки
Ребята, какая эта сказка?
+Волшебная
Знакомство с писателем
-Есть ли автор у этой сказки?
+Пётр Павлович Ершов
-Понравилась ли вам сказка?
-А захотелось ли вам узнать о человеке, написавшим эту удивительную сказку?
-Пётр Павлович Ершов родился в сибирской деревне. Их семья часто переселялась с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своём волшебном мире. После окончания гимназии он стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Именно тогда, Пётр впервые прочитал сказки Пушкина. И он тоже задумал написать своего «Конька-Горбунка» весёлую сказку о смелом Иванушке-крестьянском сыне, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке. В 19 лет Пётр написал свою знаменитую сказку «Конёк-Горбунок». Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, за широкими морями… Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет.
Рассказывают, А.С. Пушкин, прочитав сказку, пригласил Ершова к себе. Он сказал после этой встречи, теперь мне этот вид сочинений можно оставить…Пушкин имел в виду, что есть прекрасный человек, кто может писать сказки.
Мчится – мчится Конёк-горбунок теперь уже по всему миру и в переводах. Так, например, в Японии Миско Мацутани написал сказку «Приключения Таро в стране гор». В этой сказке мальчик вместо сокровищ выбирает Белого конька. И вся сказка напоминает Конька-горбунка Ершова.
Пётр Ершов работал учителем гимназии в родном своём городе Тобольске. Там он и умер в 54 года. На его памятнике написано «Автор народной сказки Конёк-Горбунок».
-Почему сказку называют народной? Ершов пользовался теми же приёмами, которые использовались и в народных сказках, народ полюбил эту сказку, она переходила из уст в уста и стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.
-Встречаются сказочные приметы , как и в русских сказках.
-Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Ваша сказка настоящая сокровищница русского языка»
Давайте поработаем в паре
назовём сказочные приметы, которые встречаются ,как и в русских сказках..
-С чего начинается сказка?
+Есть зачин сказки
-найдите и получите жетон
+За горами, за лесами….
-Присказки к частям сказки
+ Тара-рали вышли кони со двора
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу.
-Что такое присказка?
-Шутливое вступление или концовка не связанная с содержанием сказки.
2часть Зачинается рассказ от Ивановых проказ
И от Сивка и от Бурка и от вещего каурка
Козы на море ушли , горы лесом поросли
Это присказка, а вот-сказка
Чередом пойдёт.
(ЖЕТОН)
След. Сказочная примета –это наличие устаревших слов.
Давайте найдём старорусские слова, встречающиеся в сказке и найдём объяснение их значения. Какие слова мы запомнили?
+БАЛАГАН-сарай. Найдите отрывок и зачитайте.
Как завоет наш Иван, опершись о балаган.
+И в пастуший балаган кобылицу загонял
+МАЛАХАЙ- длинная широкая одежда без пояса.
-Тут Иван с печи слезает, малахай свой надевает
Хлеб за пазуху кладёт, караул держать идёт.
+А Иван наш, не снимая ни лаптей, ни малахая, отправляется на печь.
+ВЕРШОК- мера длины =4см
-Да ещё рожу конька ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами да с аршинными глазами,
А проклятый сундучок не дался и на вершок.
в обхват-то три вершка
+ СОГЛЯДАТЬ- выследить, посмотреть
-Стали думать да гадать как бы вора соглядатьАРШИННЫМИ-70см
-След. сказочная примета – назовите МАГИЧЕСКОЕ число, которое часто встречается в сказках. В каких случаях оно использовано автором?
+три
-Назовите троекратный повтор
+ 3части, з сына, з коня, 3 вершка, з дес. кораблей, з поручения Ивану,
3 котла.
-Где в тексте встречается ещё цифра 3?
-Стало в третий раз смеркаться
+Да смотри по ТРИ утренней зари
Выпущай меня на волю, погулять по чисту полю
+по исходе ТРЁХ дней двух рожу тебе коней, да ещё рожу конька…
-Спотыкнувшися ТРИ раза, починивши оба глаза, потирая здесь и там, входят братья к двум коням
-Если ты в недели ТРИ не достанешь мне жар-птицу в нашу царскую светлицу, то клянуся бородой, ты поплатишься со мной.
-И из шапки той берёт в ТРИ завёрнуты тряпицы царский клад – перо Жар-птицы.
+Через ТРИ потом недели вечерком одним сидели в царской кухне повара, да служители двора.
-На другой день наш Иван, взяв ТРИ луковки в карман, потеплее приоделся , на коньке своём уселся и поехал в дальний путь.
+Подъезжают к океану, говорит конёк Ивану: «Ну , Иванушка, смотри, вот минутки через ТРИ мы приедем на поляну прямо к морю –океану.
-Подъезжают у ворот из столбов хрустальный свод, все столбы те завитые, хитро в змейки золотые, на верхушках ТРИ звезды вокруг терема сады.
-Тут Иванушка поднялся с светлым месяцем прошался. Крепко шею обнимал, ТРИЖДЫ щёки целовал
-Оттого твои мученья, что без божего веленья проглотил ты средь морей ТРИ десятка кораблей.
-Тут Ванюша отвечал, я уж ТРИЖДЫ подымалТяжесть страшная такая. Тут конёк не отвечал , поднял ящичек ногой будто камушек какой.
-ТРИ котла уже кипели
Подле них рядком сидели
Кучера и повара и служители двора
-Цыфра 5
+Вот неделей через пять начал спальник примечать
-Чай чертей в него пять сотен кит проклятый насажал
-А где встречается цифра 7
+Иван путешествует каждый раз 7дней.
-И Ершов использует слово седмица для обозначения этих семи дней.
+Доставать свою жар-птицу едут целую седмицу.
-Цыфра 10
+Повели коней в конюшни десять конюхов седых.
страдает чудо-юдо рыба кит
+10 лет
-Какие устойчивые словосочетания встречаются в этой сказке, схожие с народными, которыми называют героев, обращаются к ним?
+И такой он стал пригожий, что ни в сказке сказать, ни пером описать,
Слыхом не слыхивал,
светлый месяц,
ясный лик,
добрый молодец,
чудо-юдо
я там был, мёд , пиво пил, по усам текло, в рот не попало,
за горами, за лесами,
Иван-дурак,
в долгом временем, аль вскоре. и др.
-Автор взял из народных и концовку сказки
+И я там был мёд –пиво пил. По усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.
-Чем заканчивается сказка?
+Добро побеждает зло, как и в рус нар сказках.
+Герой любит своего конька, он маленький, ласково к нему относится.
+Пал Иван к коньку на шею обнимал и целовал.
-Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана.
+В стихотворной.
6. Закрепление изученного.
-А в заключении давайте проведем «Викторину»
По рядам.
1тур отгадай-ка
-какого роста был К-Г, выразите в соврем. мерках длины (12см)
-назовите любимое занятие Ивана, что любил делать (песни петь, на печи лежать)
-Сколько лет было царю (70)
-Какого цвета была златогривая кобылица( Кобылица та была вся, как зимний снег, бела)
-Ск-ко лет было царь-девице? (15)
-Имя отца трёх братьев? (Петр)
+Здравствуй, месяц-месяцович,
Я Иванушка Петрович.
( Назовите мать и брата царь-девицы, месяц, солнце)
-Место, где постоянно лежал К-г (сеновал) И пошёл на сеновал, где конёк его лежал
-Предмет, в котором Иван хранил перо Ж-п (шапка) Завернул его в тряпицы, тряпки в шапку положил и конька поворотил.
-Рыба, с которой дрался ёрш( карась) Глядь в пруде, под камышом ёрш дерётся с карасём
2тур «Зачитай-ка» узнайте о ком идёт речь? ЗАДАТЬ ТРИ ВОПРОСА
+старший брат Данила, сам облил себя из ведра.
-Хм, теперь-то я узнал, для чего здесь дурень спал!
-За твоё благодеянье , я исполнил обещанье. Если вновь принужусь я, позови опять меня»
+КИТ-чудо
-На земле и под землёй он товарищ будет твой, он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду мёдом напоит»
+кобылица
-Э-хе-хе, так вот какой наш воришка! Но, постой, я шутить ведь не умею!Разом сяду те на шею, вишь какая саранча!
+Иван
«Дай-ка я подкараулю. А нешто, так я и пулю, не смигнув, умею слить, лишь бы дурня уходить» (налгать)
+Спальник
-Ну, раскидывай шатёр, на ширинку (полотенце во всю ширину) ставь прибор из заморского варенья и сластей для прохлажденья. Сам ложися за шатром да смекай себе умом.
+К-ГЭй, послушай! По пути заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…
+Царь-девица
-Что ты долго не являлся? Где ты, вражий сын, шатался?
+Кит со гневом закричал, на ерша.
-Ну, как спичка, слышь тонка, чай в обхват-то три вершка
+Иван
3тур Вспоминалки-Какую песню напевал Иван в самом начале сказки
+распрекрасные вы очи
-Вспомните эпиграф ко 2 части
+Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
-Танец, который плясали кони под песню Ивана (трепак) И под песню дурака, кони пляшут трепака, а конёк его-горбатко, так и ломится вприсядку.
-В какой последовательности советовал К-Г нырять Ивану в котлы?
(Молоко сперва ныряй, тут в котел с водой вареной, а оттудова в студенной)
Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал жар –птицу и царь-девицу
+3недели
-Какие условия выдвинула царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж
+То достань ты мне в 3 дня
Перстень мой из океана
-Коль себя не пожалеешь
Ты опять помолодеешь
Работа в группах
Пронумеруйте события, произошедшие с главным героем, в соответствии с их последовательностью.
1.Караул держать идёт.
2.Нашёл перо Жар-птицы.
3.На службу царскую попал.
4.Перо Жар-птицы проспал.
5.Жар-птицу поймал.
6.Царь-девицу украл.
7.У месяца гостил.
8.Рыбе-киту прощенье выпросил.
9.Ездил за кольцом.
10.В котлах не сварился.
11.Сделался царём.
12.На царь-девице женился.
4. Объясни-ка
Какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём
+доброта, смелость, умение дружить, на самом деле был умным, шустрым.
-Чем вам нравится К-Г-
+Хороший друг, прощает Ивана, Помогает, верный, симпатичный, веселый, вместе танцуют, обнимаются.Докажите , что конёк волшебный герой
+летает, говорит, помощник, легко может поднять тяжести, сделал волшебными котлы.
-Молодцы!!!
8. Заключительная часть.
-Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что не равнодушны к ним и вы.
-Какие впечатления у вас оставила эта сказка?
+добрые, весёлые
-чему можно научится нам у Ивана и Конька?
+дружбе, взаимовыручке.
-Заслужил ли наш Иванушка счастье?
-А от кого зависит наше счастье
+от самих себя, быть ответственными, верными…
-Чем похож конёк на коней из рус сказок и чем отличается (Богатырские, бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, конёк имеет непривлекательную внешность)
-Красив ли он?
-Почему иван дорожил им
_Внешность не главное в дружбе
-Что является главным в дружбе?( понимание, взаимовыручка, взаимопомощь)
-Ребята, мы вспомнили нашу сказку про конька, побывав в стране сказок.
(закрывается дверь)
-.
Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
_Что означают эти слова?
+на протяжении сказки мы видим как герои становятся мудрее , сильнее.
-Учит противостоять злу, учит понимать чужую беду. И эта ложь, оказывается самой настоящей правдой.
-За игровой склад , за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и конька мы до сих пор любим и читаем эту сказку. Скачет конёк-горбунок от одного поколения к другому и пусть весёлый стук его копыт вечно живёт в наших сердцах.
-А моё вам пожелание: читайте, набирайтесь сил да премудростей. Любите сказки, читайте с удовольствием!
-До свиданья, гости, прозвенит сейчас звонок отдыхайте вы, ребята, всем спасибо за урок!