Цель: дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности: составление Красной книги, создание научно-популярных фильмов о природе.

УРОК 1.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КРАСНАЯ КНИГА.
КРАСНАЯ КНИГА КАЗАХСТАНА

Цель: дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности:
составление Красной книги,
создание научно-популярных фильмов о природе.

Задачи:
познакомить с историей создания Красной книги и классификацией животных и растений, принятой в ней;
дать понятие об особенностях создания научно-популярных и документальных фильмов о природе;
воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувство патриотизма жителя Земли и обеспокоенность за будущее планеты.

Оборудование: Красная книга (или Красные книги), иллюстративный материал – животные и растения, размещенные на их страницах.

Ход урока: Организационный момент.
Дети заходят в класс. Звучит песня «Красная книга» на стихи Б.Дубровина.
На доске, как эпиграф к уроку, написаны строки из этой песни.

Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже миг.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно.
Красная книга – Красная!
Ученики слушают аудиозапись песни «Красная книга»:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!
Когда звучит припев, учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку, читает его вслух.
Учитель. Что такое Красная книга? Как появилась такая книга? С какой целью она создавалась?
Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948 году. Тогда сотрудники Международного союза охраны природы, обеспокоенные состоянием природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растениях. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, ученый-орнитолог.
Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. С тех пор изданы пять томов. Четыре из них – о животных, пятый посвящен растениям. Сведения для Красной книги собирают не только опытные ученые – биологи, но и охотоведы, любители и знатоки природы.
Учитель рассказывает и делает записи на доске, чтобы дети могли переписать отдельные факты, сложные слова, цифры в свои тетради и ответить по ним на следующем уроке.
Красная книга создается для того, чтобы защитить животных и растения, которые объединены в ней в определенные группы.

Исчезающие виды – это виды животных или растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны.
Сокращающиеся виды – это виды, численность которых очень быстро сокращается.
Редкие виды растений и животных – эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.
Есть малоизвестные виды, о которых очень мало информации, и трудно оценить, к какой группе они относятся.
Восстанавливающиеся виды – это те растения и животные, которые удалось спасти.
Если люди проводят специальную работу и изменяют неблагоприятные условия обитания животных и растений, и численность исчезающих и редких животных и растений начинает расти, то их записывают на зеленые страницы. Если человек продолжает вредить природе, то в Красной книге могут оказаться новые виды.

Вопросы детям.
1. Когда была создана первая Красная книга?
2. На какие категории разделены растения и животные, занесенные в Красную книгу?

Учитель. В Казахстане Красная книга была издана в двух томах в 1979 году. Благодаря ей мы узнаем, насколько богат и разнообразен мир природы, а также о том, что потерял и может потерять человек. К примеру, за последние десять лет численность сайги сократилась почти в 40 раз: в 1993 году ее стада насчитывали больше восьмисот тысяч, то сейчас – не более двадцати одной тысячи особей (по данным учета 2003 г.).
В 1996 году вышла следующая Красная книга Казахстана. В нее вошли новые виды и подвиды животных, потому что в мире природы произошли изменения. Из Красной книги теперь исключены длинноиглый еж, райская мухоловка, расписная синичка, поскольку их численность возросла.
Сегодня в Красной книге Казахстана 16 видов рыб, 3 вида земноводных, 10 видов пресмыкающихся, 56 видов птиц, 40 видов млекопитающих, получается всего 125 видов позвоночных. Снижение численности животных побудило включить в книгу бурого голубя, серого журавля и других. Исчез туранский тигр, очень мало осталось на земле Казахстана куланов. В угрожаемом положении находятся удивительные птицы: белый аист, розовый пеликан, балобан, сапсан, шахин. Это данные из Красной книги Казахстана 1996 года. Второе издание расширено.

Учитель подводит итоги.
Известно, что:
каждому пятому виду млекопитающих,
каждому четвертому виду рептилий,
каждому пятому виду птиц нашей страны сегодня угрожает опасность.
Значит, задача всех людей не только спасти, но и приумножить количество животных и растений в Казахстане.

Вопросы детям.
1. Каких животных, обитающих на территории Казахстана, вы знаете?
2. Какие животные нуждаются в охране?
3. Что должны делать люди?

Учитель выслушивает детей и потом раздает для чтения вслух текст стихотворения «Люблю мой край» А.Кобловой. Сначала все стихотворение читает учитель. Затем несколько учащихся по очереди.

Люблю мой край –
Как это странно слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и солнцем пахнет лето,
Зовет прохладою река –
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит –
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит –
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И хоть полмира обойди,
Но ближе и милей родного края,
Я думаю, мне больше не найти!

Учитель. Рассказывать людям о том, как прекрасна природа, родной край можно, снимая фильмы. В нашей стране долгое время съемками природы занимались Вячеслав Алиевич Белялов и Лариса Жабаровна Мухамедгалиева. Их фильмы, подробно показывающие жизнь животных и растительный мир Казахстана, можно назвать документальными и научно-популярными, потому что в них принимали участие и ученые-зоологи. Ученые из Академии наук Казахстана помогали режиссеру и оператору, они подсказывали, в какие места лучше ехать снимать фильм. За много лет В.Белялов и Л.Мухамедгалиева побывали на севере и на юге, на западе и в центральной части республики и сняли очень много фильмов о животных, занесенных в Красную книгу Казахстана. О серпоклюве и варане, сурке Мензбира и бабочке аполлоне, устюртском муфлоне и расписной синичке. Некоторые из этих фильмов мы посмотрим на следующих занятиях.
В завершение урока снова звучит песня о Красной книге.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле.
Мы поля и леса обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Задание на дом. Выучить, когда появилась первая Красная книга, кто предложил сделать такую книгу и почему для обложки выбрали красный цвет. С какой целью ученые создали Красную книгу? Когда была выпущена Красная книга Казахстана и на какие категории разделены растения и животные, занесенные в нее?

Дать выучить наизусть стихи А.Кобловой самым активным детям.