Статья «Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»
Организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Работу выполнила учитель химии
МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района»
Пономарёва Татьяна Юрьевна
2013 г.
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос организации исследовательской деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время. Особенностью статьи является описание алгоритма действий для учителя и учащихся при организации научного исследования и рассматриваются основные этапы исследования. В конце статьи автор приходит к выводам о значимости исследовательской деятельности в современном образовательном процессе, которая позволяет реализовать право учащихся на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Алгоритм организации исследовательской
деятельности учащихся.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
Мыслительных умений и навыков.
Умений и навыков при работе с книгой и другими источникам информации.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Специальных исследовательских умений и навыков.
Особое внимание необходимо обратить на взаимодействие ученика и педагога, поскольку процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность этих субъектов. Только при наличии взаимоотношений сотрудничества и сотворчества создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации. Педагог помогает ученику овладеть исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий, вводит ученика в бескрайнее море научного поиска, при этом уважая его индивидуальность.
Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
Выбор темы исследования
Выбор цели исследования
Определение задач по достижению цели
Определение методов исследования
Сбор собственного материала
Анализ и обобщение собранного материала
Собственные выводы.
В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:
Как возникают темы исследований?
Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения
Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки
Рекомендуемый учителем список тем исследований
Собственные вопросы и интересы учащихся
Как воплотить исследование?
Подбор научного руководителя
Составление плана или проекта будущей работы
Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент
Написание работы
Анализ полученного материала, систематизация, классификация
Синтез
Обобщение, выводы
Первая оценка работы
Первое чтение работы научным руководителем
Консультации
Презентация замысла исследования
Подготовка к презентации работы
Редактирование окончательного варианта работы
Составление тезисов
Оформление наглядного материала
Презентация результатов исследования
Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Заключение
Исследовательская деятельность учащихся позволяет:
выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления;
получить достоверные данные об окружающей действительности;
обеспечивает прочное усвоение новых знаний и применение их в практической деятельности;
позволяет проводить ознакомление с основами научного исследования;
на основе восприятия исследования и анализа наблюдаемых явлений сформировать у учащихся представления, а затем и понятия курса
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его на самостоятельную деятельность. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учётом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и оценка результатов, рефлексия – вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской деятельности. Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, воспитывается гуманное отношение к окружающему миру, приобретаются навыки правильного образа жизни.
Нельзя превращать исследовательскую работу в самоцель, она должна использоваться лишь ради совершенствования образовательного процесса, для улучшения усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры ученика.
Создание условий для исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Список использованной литературы
Иванова Р. Г., Йодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. Просвещение 1988, 160 с.
Ивочкина Т. , Ливерц И. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. – М.: Народное образование № 3, 2000
Исаев Д. С. Практикумы исследовательского характера в 9 классе. Химия в школе – 2001 № 10. – с.58
Йодко А. Г. Структура уроков химии, включающих исследования учащихся. Химия в школе № 5, 1980, с. 28-31
Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем. Школьные технологии № 1 2004
Леонтович А. Учебно – исследовательская деятельность школьников, как модель педагогической технологии. – М.: Народное образование
№ 10, 1999
Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения – М.: Народное образование № 10, 1999.
Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. ВЛАДОС 2000, 335 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15