От исследовательской компетенции педагога к исследовательской деятельности ученика

От исследовательской компетенции педагога
к исследовательской деятельности ученика

Ч.Т. Хужанбердиева
МБОУ «Лицей № 35» Нижнекамского муниципального района РТ
Одаренность – не только дар,
но и испытание для ученика;
Одаренный ученик – это тоже дар и
тоже испытание для учителя.
В. Панов

Учение - свет, это залог благополучия человека с юных лет до старости, а один из кратчайших путей к счастью - постоянное стремление познать нечто новое. Один из величайших подарков, которые мы можем преподнести нашим детям, это воспитать в них жажду знаний.
Наш лицей осуществляет набор детей в V класс на конкурсной основе и, естественно, наши учащиеся имеют более высокий уровень подготовки по сравнению с учащимися других школ. Прием в V класс обусловлен тем, что к этому возрасту у детей появляются первые приоритеты в учебе, выявляются способности в той или иной области. И поэтому талантливые ребята должны иметь право обучаться среди равных себе по способностям. Это дает возможность и учителю на повышенном уровне преподносить учебный материал, а, следовательно, повышать свой профессиональный уровень, и ученикам полнее реализовывать свой творческий потенциал. Набор на конкурсной основе имеет еще один важный фактор – создание конкурентной среды в лицее. В лицей поступают учащиеся, как правило, с хорошей и отличной успеваемостью в начальной школе. В своих бывших школах подавляющее большинство из них были лидерами и в учебе, и в общественной жизни и не испытывали сильной конкуренции со стороны одноклассников. В лицее эти дети попадают в среду таких же лидеров, как они сами, и это создает для них дополнительные возможности для проявления своего самолюбия. Здесь им приходится снова завоевывать авторитет и проявлять свои возможности. Это не просто и не у всех это получается, но такое «испытание» дает им большой опыт и воспитывает в них конкурентоспособную личность. И пусть не все выпускники лицея стали учеными химиками или биологами, но большинство из них сегодня – успешные ученые, врачи, бизнесмены, общественные и политические деятели.
Второе условие успешности функционирования нашего лицея – это стабильный педагогический коллектив – коллектив единомышленников, сочетающих высокий профессионализм, требовательность к ученикам и к себе, и любовь к своей профессии. В прошлом учебном году из 57 педагогов лицея 47 учителей имеют победителей и призеров олимпиад различного уровня. Естественно, далеко не любой учитель может и должен готовить призеров олимпиад. Для этого он должен обладать определенным набором качеств и, прежде всего, самому быть в прошлом участником олимпиад. Наверное, и не стоит в каждом учителе пытаться найти эти качества. Великолепное знание своего предмета, высокий общий уровень эрудиции и культуры интеллектуального труда, умелое сочетание демократического стиля общения с одаренным учеником и соблюдение возрастной дистанции – это качества авторитетного наставника, который поможет направить потенциал одаренного ребенка в нужное направление.
Исследование учащихся в процессе познания, формирование у школьников исследовательских умений и навыков является научно-исследовательской деятельностью, организовать и управлять которой можно, только имея собственные навыки и опыт в этой области. Именно поэтому одним из важнейших условий решения проблемы формирования исследовательских умений и навыков учащихся, стоящей перед педагогическим коллективом нашего лицея, является высокая педагогическая культура учителя, его готовность к научно-экспериментальной деятельности.
В начале организации научно-методической работы по теме «Формирование исследовательских умений и навыков у учащихся» нами было замечено, что большая часть педагогов ориентируется только на овладение техникой работы, не стремясь понять сущность и закономерности педагогического процесса, не вникая в научные основы проведения исследовательской, педагогической и ученической деятельности. Мы исходили и исходим из того, что обучение учителя и его самообразование должны строиться как готовность к обобщенному и гибкому анализу педагогической реальности, к творческой, исследовательской деятельности, а не как усвоение учителями готовых разработанных рецептов, требующих только исполнения, репродуктивной деятельности.
Формирование научно-методического опыта учителя должно побуждать его к постоянному педагогическому экспериментированию, как один из путей поиска, возможности выбора, пробы своих потенциальных сил. Для этого учителю создаем условия для участия в научно-экспериментальной работе, необходимой для самоопределения, проявления им своей неповторимости, что, в свою очередь, ведет к созданию атмосферы творческой, исследовательской деятельности учащихся.
В лицее работают психолого-педагогический, методический, научно-методические семинары, как система повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогических разработок и стимулирования исследовательской деятельности учителей. Целью этих семинаров является глубокое, основательное знакомство учителей с новейшими знаниями в области психологии, педагогики, с теоретическими основами процесса формирования интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся (и учителей), внедрение научно-педагогических рекомендации в практику работы.
Теоретически изученные проблемы закрепляются на мастер-классах, методических коучингах (по сингапурской методике преподавания), которые демонстрируют процесс формирования у учащихся интеллектуальных способностей, исследовательских, проектных умений и навыков как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проблемы формирования интеллектуальных способностей, исследовательских и проектных умений и навыков учащихся систематически рассматриваются на заседаниях педагогических советов. Например, задачами педагогического совета «Исследовательская деятельность учителя: возможности, проблемы, перспективы», проведенного в ноябре 2013 года, стали обобщение и распространение опыта научно-методической работы учителей за последние 3 года, определение стратегии и тактики дальнейшей организации исследовательской деятельности.
Работу по формированию у учащихся исследовательских умений и навыков учителя нашего лицея ведут в соответствии с перечнем исследовательских умений и навыков, составленных с 1999 года. К XI классу выпускник, в идеале, должен владеть широким спектром исследовательских умений и навыков, освоить исследовательское познание действительности, что может стать одним из путей его вхождения в пространство, вхождения личности в ценностно-нормативную систему мира взрослых.
Педагоги лицея в своей практике используют систему стимулирования исследовательской деятельности учащихся, стараясь сделать ее достаточно гибкой и динамичной, «вписывая в логическую схему урока», что не противоречит решению основных задач, а улучшает ее, качественно поднимая на более высокий уровень. Ведущим стимулом для исследовательской деятельности учащихся является интерес, который вызывает у него изучаемый материал, а лучшей наградой за интенсивную умственную деятельность – наслаждение, достигаемое этой деятельности и ее результатами. Учителя стараются убедить учащихся в изяществе и красоте своего предмета как науки; выбором, формулировкой и решением задач пробудить их инициативу, возбудить любопытство, открыть перед ними широкие возможности для ознакомления со всем многообразием ситуации, встречающихся в научно-исследовательской работе. Существенно стимулирует формирование положительной мотивации учащихся к исследовательской деятельности, проявление веры в силы и способности учащихся, преднамеренное создание учителем ситуации успеха, обогащение научным содержанием учебного материала, использование личностно-ориентированных технологий.
Проблема формирования творческой личности школьника находит свое частичное решение в организации работы с одаренными детьми. В лицее создана и работает программа «Поиск, поддержка и развитие одаренных детей». Задачам воспитания творческой личности служит также научное общество учащихся «Эврика», как добровольное объединение школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. В рамках НОУ проводятся встречи с учеными и преподавателями К(П)ФУ, КНИТУ, КГМУ, организуются предметные вечера, проводится ежегодная научно-практическая конференция учащихся им. С.С. Молодцова, выпускается лицейская газета «35-ая жизнь». Членами НОУ создан, постоянно обновляется и пополняется школьный сайт. Вопросам решения задач формирования исследовательских способностей учащихся служит тесное содружество школы и НХТИ, ИЭУиП, преподаватели которых проводят спецкурсы, практикумы, читают лекции, участвуют в проведении недели науки, научно-практических конференциях, организуют занятия в профильных лагерях для одаренных детей «Орбиталь», «Костер», «Квант».
Научно-практическая конференция учащихся им. С.С. Молодцова, проводимая на базе лицее с 2002 года, преследует цели формирования интереса старшеклассников к изучению проблем теоретического и прикладного характера, активного поиска путей их решения, умения планирования исследовательской деятельности, самоконтроля и регулирования своих действий, навыков публичного выступления. О появлении у старшеклассников устойчивого интереса к научно-исследовательской работе свидетельствуют увеличение числа учащихся, принимающих участие в конференциях различного уровня: Российская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» г. Обнинск, Поволжская конференция учащихся им. Н.И. Лобачевского и Терентьева, «Я – исследователь», «Паруса науки», «Школьники - науке XXI века», «Дебют в науке» и др. Разработанные педагогами и учащимися нашего лицея научно-исследовательские проекты «Поиск» и «3 Т: технология, творчество, талант» стали победителями Республиканского конкурса проектов «Школа после уроков».
Исследовательская деятельность выступает как форма центрообразующего стержня совместной деятельности школьников и учителей на основе достижения общих целей. В нашем лицее с начала работы по формированию у учащихся исследовательских умений и навыков сложился коллектив творческих учителей, чей опыт работы представлен в тезисах докладов и выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня. Всего учителями лицея подготовлено более 200 публикаций тезисного характера и статьи в журналах «Математика в школе», «Иностранные языки в школе», «Химия в школе», «Магариф», «Наука и школа», «Образование и саморазвитие», отражающих работу педагогического коллектива по формированию у учащихся интеллектуальных способностей, исследовательских умений и навыков.
По итогам участия в муниципальном, республиканском и заключительном турах Всероссийских предметных олимпиад школьников МБОУ «Лицей №35» пятый год удерживает 1 место в Нижнекамском муниципальном районе. Ежегодно 100% наших выпускников поступают профильные вузы Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
Хочется верить, что те усилия, которые в последнее время направляются на поддержку талантов, должны дать свои положительные результаты и сделать нашу республику привлекательной для одаренной молодежи.



15