Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в области информатики для 2 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47»
Рабочая программа
«Занимательная алгоритмика» 2 класс
34 ч.
Составитель: Шушарина Марина Владимировна, учитель информатики
г. Магнитогорск
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.Пояснительная записка PAGEREF _Toc431733924 \h 32.Планируеме результаты освоения обучающихся программы “Занимательная алгоритмика” PAGEREF _Toc431733925 \h 53.Учебно тематический план PAGEREF _Toc431733926 \h 84.Содержание программы. PAGEREF _Toc431733927 \h 95.Методическое материально-техническое обеспечение программы PAGEREF _Toc431733928 \h 136.Система оценки достижения результатов PAGEREF _Toc431733929 \h 137.Список литературы PAGEREF _Toc431733930 \h 14
Пояснительная запискаОбщая характеристика учебной программы
Рабочая программа «Занимательная алгоритмика» для 2 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Актуальность: программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и как профессиональная деятельность, с другой стороны, в информационном обществе приобретает все большее значение. Небольшой объем часов в курсе школьной информатики, выделяемый на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в 9 классе, и, одновременно с этим, возрастающие потребности общества, а также проводимые олимпиады всех уровней: от школьного до международного, с узкой направленностью на программирование, требуют выявления учащихся, способных мыслить алгоритмически и в последствии писать программы на языках программирования высокого уровня, на более ранних ступенях обучения.Программа «Занимательная алгоритмика» предназначен для учащихся, владеющих минимальными навыками работы на компьютере.
Данная программа позволит второклассникам познакомиться с понятием алгоритма, двумя исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также даст возможность поработать в прямоугольной системе координат и овладеть некоторыми геометрическими знаниями и навыками. Конечно, не все учащиеся на данном этапе готовы к освоению всех этих знаний и умений, тем более, что курс наполнен межпредметными связями опережающего характера, но большое количество разноуровневых задач, алгоритмов различной степени сложности и объема дают возможность каждому ребенку развиваться в этом направлении индивидуально, получая удовлетворение от своих личных успехов и удач. Одновременно с этим, есть возможность выявить ребят, которые хорошо логически мыслят и уже готовы к решению простейших задач алгоритмизации и программирования, а это позволит в дальнейшем подготовить их к программированию на языках высокого уровня и, возможно, определит их будущий профиль обучения.
Цели изучения курса:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: исполнитель, алгоритм, команда, программа; формирование представления о компьютере как универсальном исполнителе;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять алгоритм для конкретного исполнителя и переводить его на язык программы; формирование знаний об алгоритмических конструкциях;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Описание места программы внеурочной деятельности “Занимательная алгоритмика” в учебном планеУчебная программа “Занимательная алгоритмика” в МОУ «СОШ №47» г. Магнитогорска включена в учебный план и расписание внеурочной деятельности начальной школы. Рабочая программа “Занимательная алгоритмика” начального общего образования рассчитана на 34 часа (1 года обучения по 1 часу в неделю во 2 классах).
При проведении учебных занятий по программе “Занимательная алгоритмика” для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематическому планированию выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин, а также закрепляют полученные знания и умения с помощью проектной деятельности.
Планируеме результаты освоения обучающихся программы “Занимательная алгоритмика”В результате прохождения программы “Занимательная алгоритмика” обучающиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены в работе с компьютером;
должны уметь:
использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол», «вектор» и др.; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике; различать системы команд исполнителей;
задавать углы поворота и векторы перемещения исполнителей;
определять координаты исполнителей;
выбирать необходимую алгоритмическую структуру;
составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;
формально выполнять алгоритмы;
выделять в программе процедуры;
отлаживать и выполнять программу по шагам;
У обучающихся будут сформированы УУД а именно:
Личностные:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения программированию;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
Познавательные:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;
синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
Коммуникативные:
владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность;
владение устной и письменной речью.
Учебно тематический план№ п/п Тема Количество часов Теория Практика
Раздел 1. Что такое алгоритм – 10 часов
1 Техника безопасности. Исполнители и их виды. 1 1 0
2 Среда и система команд исполнителя. 1 0,5 0,5
3 Алгоритм и его свойства. 1 0,5 0,5
4 Способы представления алгоритмов. 1 0,5 0,5
5 Линейные алгоритмы. 1 0,5 0,5
6 Алгоритмы с ветвлением. 1 0,5 0,5
7 Циклы с указанным числом повторений. 1 0,5 0,5
8 Циклы до выполнения заданного условия. 1 0,5 0,5
9 Циклы для перечисленных параметров. 1 0,5 0,5
10 Итоговый урок по 1 разделу. 1 Раздел 2. Исполнитель Робот – 13 часов
11 Исполнитель робот. Среда и система команд Робота. 1 0,5 0,5
12 Среда системы “Исполнители”. 1 0,5 0,5
13 Простейшая задача для Робота. 1 0,5 0,5
14 Создание задачи для Робота. 1 0,5 0,5
15 - 16 Решение линейных задач для Робота. 2 0,5 0,5
17 - 18 Цикл с заранее известным числом повторений. 2 0,5 0,5
19 - 20 Цикл с условием 2 0,5 0,5
21 - 22 Условный оператор 2 0,5 0,5
23 Итоговый урок по 2 разделу. 1 Раздел 3. Исполнитель Чертежник – 11 часов
24 Исполнитель Чертежник. Среда и система команд Чертежника. 1 0,5 0,5
25 Вектор 1 0,5 0,5
26 Решение задач с применением вектора. 1 0,5 0,5
27 Решение задач для Чертежника. 1 0,5 0,5
28 Форматы цвета. 1 0,5 0,5
29 Процедуры 1 0,5 0,5
30 Использование процедур 1 0,5 0,5
31 Решение задач для чертежника 1 0,5 0,5
32 Итоговый урок по 3 разделу 1 33 – 34 Резерв 2 Содержание программы.Раздел 1. Что такое алгоритм – 10 часов
Техника безопасности. Исполнители и их виды: инструктаж по технике безопасности, знакомство с предметом изучения, понятием “Исполнитель”. Примеры и виды исполнителей.
Среда и система команд исполнителя: знакомство со средой исполнителя и его системой команд.
Алгоритм и его свойства: понятие “Алгоритма”, примеры алгоритмов, какими свойствами должен обладать алгоритм.
Способы представления алгоритмов: каким образом можно представить алгоритм, составление словесного алгоритма, блок-схема.
Линейные алгоритмы: знакомство с линейным алгоритмом, составление его словесного вида и вида блок-схемы.
Алгоритмы с ветвлением: знакомство с алгоритмом с ветвлением, составление его словесного вида и вида блок-схемы.
Циклы с указанным числом повторений: знакомство с алгоритмом с циклом в котором указанно конечное число повторов, составление его словесного вида и вида блок-схемы.
Циклы до выполнения заданного условия: знакомство с алгоритмом с иклом в котором указанно условие прекращения работы цикла, оставление его словесного вида и вида блок-схемы.
Циклы для перечисленных параметров: знакомство с циклом в котором указаны параметры, оставление его словесного вида и вида блок-схемы.
Итоговый урок по 1 разделу: обобщение пройденного материала по 1 разделу. Проверочная работа.
В процессе изучения первого раздела практикуются следующие виды учебной деятельности: восприятие, запоминание, понимание нового учебного материала, самостоятельная работа с ЭОР, решение задач, выполнение практикума.
Учащиеся должны составлять простейшие алгоритмы, проверять и доказывать выполнение свойств конкретного алгоритма, различать алгоритмические конструкции, приводить примеры существующих алгоритмов, объяснять свойства алгоритма, составлять простейшие алгоритмы, проверять и доказывать выполнение свойств конкретного алгоритма.
Раздел 2. Исполнитель Робот – 13 часов
Исполнитель робот. Среда и система команд Робота: характеризовать РПобота и объекты, входящими в его среду. Объяснять содержание команд Робота.
Среда системы “Исполнители: запускать программу, находить нужные кнопки и пункты. Структура окна программы “Исполнители”. Что собой представляет лабиринт для Робота и программа для конкретного лабиринта. Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания программы для Робота.
Простейшая задача для Робота: рассмотрения лабиринта и готовой программы для Робота, анализ возможных ошибок, загрузка задачи и выполнение программы.
Создание задачи для Робота: создание нового лабиринта и постановка задачи для Робота. Решение данной задачи.
Решение линейных задач для Робота: линейный алгоритм в задачах для Робота. Постановка задачи, анализ лабиринта, словесный алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. Постановка задач с линейным алгоритмом по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы.
Цикл с заранее известным числом повторений: рассмотрение задач с повторяющимися блоками команд алгоритма. Цикл “Повтори”, правила применения и записи цикла. Выполнение программы с использованием цикла “Повтори”. Решение задач с использованием цикла “Повтори”
Цикл с условием: рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число повторений блоков команд алгоритма. Цикл “Пока”, правила применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с использованием цикла “Пока”. Решение задачи с использованием цикла “Пока”.
Условный оператор: рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвление. Условный оператор “Если”. Формы оператора и правила записи. Выполнение программы с условным оператором. Решение задачи с использованием условного оператора.
Итоговый урок по 2 разделу: Итоговый урок по 2 разделу: обобщение пройденного материала по 2 разделу. Проверочная работа.
В процессе изучения первого раздела практикуются следующие виды учебной деятельности: восприятие, запоминание, понимание нового учебного материала, самостоятельная работа с ЭОР, решение задач, выполнение практикума.
Учащийся научится находить в каталоге готовые лабиринты и программы, создавать свои лабиринты, создавать программу для данного лабиринта и редактировать её, сохранять свои лабиринты и программы, пользоваться шаблонами, использовать различные алгоритмические структуры для Робота, отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».
Учащийся получит возможность освоить среду «Исполнители»: поля, меню, кнопки, познакомиться со средой исполнителя Робот: объектами и правилами прохождения лабиринта. Познакомиться с системой команд Робота и ошибками выполнения команд, познакомится со структурой, синтаксисом программы и способами её выполнения (пошагово, до курсора, полностью), познакомиться с видами и структурой циклов, познакомиться со структурой и правилами использования условного оператора.
Раздел 3. Исполнитель Чертежник – 11 часов
Исполнитель Чертежник. Среда и система команд Чертежника: что собой представляет исполнитель Чертежник. Какие задачи решает Чертежник. Какие команды понимает и умеет выполнять Чертежник.
Вектор: понятие вектора, направление и длина вектора, работа с вектором.
Решение задач с применением вектора: постановка задачи, модель задачи, алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы.
Решение задач для Чертежника: постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы.
Форматы цвета: два формата задания цвета линий и цвета заливки. Примеры записи цветов и оттенков. Постановка и решение задачи с применением формата RGB.
Процедуры: понятие процедуры, примеры процедуры. Постановка и решение задачи с использованием процедуры.
Использование процедур: решение задачи с использованием процедуры.
Решение задач для чертежника: постановка задач по вариантам, написание, ввод, редактирование и выполнение программы.
Итоговый урок по 3 разделу: обобщение пройденного материала по 3 разделу. Проверочная работа.
Резерв.
В процессе изучения первого раздела практикуются следующие виды учебной деятельности: восприятие, запоминание, понимание нового учебного материала, самостоятельная работа с ЭОР, решение задач, выполнение практикума.
Учащийся научится определять направление и рассчитывать длину вектора, использовать в программе процедуры, создавать и редактировать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.
Учащийся получит возможность познакомиться со средой Чертёжника, познакомиться с системой команд Чертёжника, познакомиться с понятием «вектор», задавать цвет объекта с помощью цветовой схемы RGB, познакомиться с понятием «процедура».
Методическое материально-техническое обеспечение программыИнформационные средства обучения:
Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.
http://kpolyakov.spb.ru.
“Информатика в играх и задачах” 1-4 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. и др.
http://school-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
Компьютеры.
Проектор.
Принтер.
Программное обеспечение:
Операционная система Windows XP.
Пакет Microsoft Office.
Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.
Программа «Исполнители» работает под управлением операционной системы Windows. После разархивации программа сразу же находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек. Справочная система построена в виде сжатого гипертекста в формате HTML.
Система оценки достижения результатовВ пером разделе “Что такое алгоритм” дети ежеурочно работают с ЭОР http://school-collection.edu.ru. После теоретического объяснения материала учителем, учащиеся закрепляют новый материал, выполняя практические задания из данного ЭОР. Учитель оценивает выполнение заданий по шкале:
повышенный уровень знаний
базовый уровень
низкий уровень
уровень не достигнут
Во втором и третьем разделах оценка знаний происходит после выполнения учащимися практических заданий в системе “Исполнители”. Для закрепления нового материала учитель дает задания для выполнения в данной программной среде. Задания могут быть разного уровня сложности в зависимости от уровня знаний каждого ученика.
В конце каждого раздела учащиеся выполняют итоговую практическую работу, обобщающую знания, полученные в этом разделе.
Список литературыИнформатика. УМК для начальной школы 2-4 классы. Методическое пособие для учителя, Полежаева О.А. М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2012
Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 224 сПримерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.