Рабочая программа по дисциплине ОСНОВЫ УЧЕБНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЛАШИХИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»






Утверждаю:
Зам директора по УПР ГБПОУ МО
«Балашихинский техникум»
________________ Г.В.Еремина





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины: «Основы учебно-исследовательской деятельности»
по специальности 190631.01(21.01.03) Автомеханик


Автор: Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В.- зам директора по УПР



Одобрена:
методической комиссией
Председатель: ________________
Протокол № от «__»_____2016г.






г. Балашиха
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»

Разработчик:
Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В. – зам. директора по УПР



Рассмотрена и рекомендована на заседании методической комиссии общепрофессионального цикла ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»
Протокол № ___ от ___________ 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы учебно-исследовательской деятельности

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.
Программа учебной дисциплины может использоваться в профессиональной подготовке студентов по специальностям: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;
- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;
- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;
- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;
- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;
- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.


Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 71 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
71

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
68

контрольные работы
1

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1. Наука как сфера человеческой деятельности.

Содержание учебного материала
6
1


1
Понятие «наука». История возникновения науки.
Наука и ее классификация. Роль науки в современном обществе.
Цели и задачи исследовательской деятельности студентов

2

2




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление опорного конспекта «Основные научные направления».




Самостоятельная работа обучающихся:
- реферат «Лауреаты Нобелевской премии»
-презентация

2


Тема 2. Методологические основы познания

Содержание учебного материала
4
1


1
Сущность познания и его характеристика. Гносеология как наука о познании.
Основные виды познания
Формы научного знания
Научная картина мира

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Уровни научного познания».
- организация дискуссии по теме «Особенности научного познания»




Самостоятельная работа обучающихся:
- составить словарь понятий темы
- подготовка к дискуссии

2


Тема 3. Научное исследование и его сущность

Содержание учебного материала
6
2


1
Понятие о логике процесса исследования.
Структура и содержание этапов исследовательского процесса
Выбор темы научного исследования. Тема, проблема, актуальность исследования.
Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление плана проведения собственного исследования.
- Выбор темы, объекта и предмета исследования, обоснование актуальности темы определение целей и задач исследования.




Самостоятельная работа обучающихся:
- составление анкеты для изучения социальной проблемы, жизни техникума

2


Тема 4. Методы научного исследования

Содержание учебного материала
6
2


1
Понятия «метод», «методология», «методика». История развития методов исследования. Методы научного познания. Принципы отбора методов исследования. Опросные методы исследования.

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Классификация методов исследования».




Самостоятельная работа обучающихся
- Доклад «Методы исследования в обычной жизни»
- презентация или видео материалы

2


Тема 5. Общенаучные методы исследования

Содержание учебного материала
7
2


1
Определение понятия «мыслительная операция». Анализ. Синтез. Классификация. Индукция. Дедукция. Сравнение. Обобщение. Абстрагирование

5




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление опорного конспекта.




Самостоятельная работа обучающихся:
- разработать вариант «мыслительных операций»

2


Тема 6. Методы наблюдения

Содержание учебного материала
6
2


1
Наблюдение как метод научного исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма проведения наблюдения.




Самостоятельная работа обучающихся:
- провести наблюдение в реальной жизни по составленному алгоритму

2


Тема 7. Метод эксперимента

Содержание учебного материала
6
2


1
Эксперимент как метод научного исследования. Виды эксперимента. Практическое значение эксперимента

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма проведения эксперимента
- Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с целью и задачами исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- провести эксперимент по составленному алгоритму

2


Тема 8. Поиск, накопление и обработка научной информации

Содержание учебного материала
6
1, 2


1
Основные источники научной информации. Документ. Виды научных документов.
Поиск и сбор научной информации. Методы поиска информации.
Способы получения и переработки информации. Изучение научной литературы


4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Виды переработки текста».
- Составление списка литературы по теме исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- подобрать текст в интернете и переработать

2


Тема 9. Форма исследовательской работы

Содержание учебного материала
6
2


1
Научная статья. Тезисы. Доклад. Стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций). Реферат. Компьютерная презентация

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление понятийного словаря
- Составление тезисов по теме исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- провести анализ выбранной научной статьи и подготовить презентацию к данной статье

2


Тема 10. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Содержание учебного материала
6
2


1
Научная новизна как критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных. Теоретическая значимость исследования: обоснование концепций и классификаций, разработка принципов и моделей, дающих возможность идеализировать описания и объяснения эмпирических ситуаций. Прикладной характер практической значимости исследования. Апробация исследования


4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Определение научной новизны собственного исследования
- Аргументация собственных суждений о теоретической значимости исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- подобрать презентацию к собственному исследованию
- видеоматериал

2


Тема 11. Результаты и выводы исследования.


Содержание учебного материала
6
2


1
Анализ результатов исследования. Интерпретация результатов исследования.
Отчет по итогам исследования. Структура отчета. Выводы исследования. Рекомендации. Приложение

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма оформления отчета по итогам исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить приложение к своему исследованию

2


Тема 12. Научная работа


Содержание учебного материала
6
2


1
Особенности научной работы и этика научного труда
Исследовательская работа (цель, задачи и требования к исследовательской работе).
Реферат, структура реферата. Виды рефератов. Критерии оценки реферата.
Доклад, структура доклада.

4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление тезисов к докладу
- работа над текстом исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- составить структуру доклада
- выбрать фон к презентации
- оформление текста исследования или проекта

2


Тема 13. Написание научной работы

Содержание учебного материала
6
2,3


1
Композиция научной работы
Рубрикация текста научной работы
Язык и стиль текста научно-исследовательской работы
Справочно-библиографическое оформление научного документа.
4




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Написание аннотации к исследовательской работе
- работа над текстом исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление текста исследования или проекта

2


Тема 14. Оформление исследовательской работы

Содержание учебного материала
7
2


1
Требования к оформлению исследовательской работы. Правила оформления цитат, ссылок, схем, иллюстраций, таблиц

5




Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Оформление цитат, ссылок в соответствии с ГОСТом.
- работа над текстом исследования




Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление текста исследования или проекта
-подобрать материал к презентации

2


Тема 15. Презентация к исследовательской работе
Содержание учебного материала
7
2


1
Понятие «презентация». Структура презентации. Требования к составлению презентации

4




Практическая работа студентов по поиску и применению учебной информации:
- Составление структуры презентации к своей исследовательской работе




Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить презентацию к своему исследованию или проекту
- презентация или видео материалы

3


Тема 16. Методика устного выступления
Содержание учебного материала
7
3


1
Понятие «публичная речь». Средства и композиция публичной речи.
Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства.
Виды публичной речи. Этапы подготовки устного публичного выступления

3



Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление структуры публичного выступления.
- Составление структуры презентации к своей исследовательской работы




Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к публичному выступлению и защите исследовательской работы или проекта (доклад и его мультимедийное сопровождение)

4


Тема 17. Защита исследовательских и проектных работ
Содержание учебного материала
6
3


1
Требования к докладу. Основные части выступления. Культура выступления. Психологический аспект готовности к выступлению.
Логика построения выступления. Подбор наглядности. Культура ведения дискуссии: ответы на вопросы, заключительное слово.

6



Практическая работа студентов:
- Выступление и защита исследовательской работы или проекта.




Всего:
106


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- интерактивная доска.

Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативная литература:
Конституция Российской Федерации, 1993г

Основная литература:
1.Бережнова Е.В, Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014.
2.Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. Челябинск: ЧИРПО, 2013. 136 с.
3.Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2015.
4. ЛеонтовичА.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа обучающегося / Под ред. А.В. Леонтовича.-М.: ВАКО, 2014.-160с.
5. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учебно-метод. пособие.-Харьков: НТУ «ХПИ», 2012.- 178с.
6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. –М.: «Дашков и К», 2012.-244 с.

Дополнительная литература:
Самостоятельные исследования обучающихся: метод. рекомендации / сост: С.Н.Юревич, Л.А. Летучева. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 40.с.
Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения //Математика в школе. 2013. №6. С. 17-21.
Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2015.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2014. 216 с.
Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2014. 168 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2013. 272 с.
Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2015. 120 с.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Михаил Сизов, 2014. 320 с.

Интернет-ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронное учебное пособие «Учебно-исследовательская деятельность школьников»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Научный журнал «Молодой ученый»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Нобелевские лауреаты из России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] НИИ ГН при Правительстве
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека диссертаций
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные каталоги. Поиск книг в российских библиотеках
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российская государственная библиотека

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


-формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;
- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;
- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;
- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;
- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;
- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.

Отчет по проделанной работе, защита домашней работы, оценка выполнения практического задания выполнение практических работ, защита исследовательских или проектных работ, зачет

Знания:


методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления.

Устный и письменный опросы
Защита исследовательской работы










13PAGE 15


13PAGE 14815


13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 1R, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак