Рабочая программа по дисциплине ОСНОВЫ УЧЕБНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЛАШИХИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Зам директора по УПР ГБПОУ МО
«Балашихинский техникум»
________________ Г.В.Еремина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины: «Основы учебно-исследовательской деятельности»
по специальности 190631.01(21.01.03) Автомеханик
Автор: Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В.- зам директора по УПР
Одобрена:
методической комиссией
Председатель: ________________
Протокол № от «__»_____2016г.
г. Балашиха
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»
Разработчик:
Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В. – зам. директора по УПР
Рассмотрена и рекомендована на заседании методической комиссии общепрофессионального цикла ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»
Протокол № ___ от ___________ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы учебно-исследовательской деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.
Программа учебной дисциплины может использоваться в профессиональной подготовке студентов по специальностям: 190631.01(21.01.03) Автомеханик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;
- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;
- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;
- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;
- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;
- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 71 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
106
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
71
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
68
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Наука как сфера человеческой деятельности.
Содержание учебного материала
6
1
1
Понятие «наука». История возникновения науки.
Наука и ее классификация. Роль науки в современном обществе.
Цели и задачи исследовательской деятельности студентов
2
2
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление опорного конспекта «Основные научные направления».
Самостоятельная работа обучающихся:
- реферат «Лауреаты Нобелевской премии»
-презентация
2
Тема 2. Методологические основы познания
Содержание учебного материала
4
1
1
Сущность познания и его характеристика. Гносеология как наука о познании.
Основные виды познания
Формы научного знания
Научная картина мира
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Уровни научного познания».
- организация дискуссии по теме «Особенности научного познания»
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить словарь понятий темы
- подготовка к дискуссии
2
Тема 3. Научное исследование и его сущность
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие о логике процесса исследования.
Структура и содержание этапов исследовательского процесса
Выбор темы научного исследования. Тема, проблема, актуальность исследования.
Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление плана проведения собственного исследования.
- Выбор темы, объекта и предмета исследования, обоснование актуальности темы определение целей и задач исследования.
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление анкеты для изучения социальной проблемы, жизни техникума
2
Тема 4. Методы научного исследования
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятия «метод», «методология», «методика». История развития методов исследования. Методы научного познания. Принципы отбора методов исследования. Опросные методы исследования.
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Классификация методов исследования».
Самостоятельная работа обучающихся
- Доклад «Методы исследования в обычной жизни»
- презентация или видео материалы
2
Тема 5. Общенаучные методы исследования
Содержание учебного материала
7
2
1
Определение понятия «мыслительная операция». Анализ. Синтез. Классификация. Индукция. Дедукция. Сравнение. Обобщение. Абстрагирование
5
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление опорного конспекта.
Самостоятельная работа обучающихся:
- разработать вариант «мыслительных операций»
2
Тема 6. Методы наблюдения
Содержание учебного материала
6
2
1
Наблюдение как метод научного исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма проведения наблюдения.
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести наблюдение в реальной жизни по составленному алгоритму
2
Тема 7. Метод эксперимента
Содержание учебного материала
6
2
1
Эксперимент как метод научного исследования. Виды эксперимента. Практическое значение эксперимента
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма проведения эксперимента
- Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с целью и задачами исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести эксперимент по составленному алгоритму
2
Тема 8. Поиск, накопление и обработка научной информации
Содержание учебного материала
6
1, 2
1
Основные источники научной информации. Документ. Виды научных документов.
Поиск и сбор научной информации. Методы поиска информации.
Способы получения и переработки информации. Изучение научной литературы
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Заполнение таблицы «Виды переработки текста».
- Составление списка литературы по теме исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- подобрать текст в интернете и переработать
2
Тема 9. Форма исследовательской работы
Содержание учебного материала
6
2
1
Научная статья. Тезисы. Доклад. Стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций). Реферат. Компьютерная презентация
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление понятийного словаря
- Составление тезисов по теме исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести анализ выбранной научной статьи и подготовить презентацию к данной статье
2
Тема 10. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Содержание учебного материала
6
2
1
Научная новизна как критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных. Теоретическая значимость исследования: обоснование концепций и классификаций, разработка принципов и моделей, дающих возможность идеализировать описания и объяснения эмпирических ситуаций. Прикладной характер практической значимости исследования. Апробация исследования
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Определение научной новизны собственного исследования
- Аргументация собственных суждений о теоретической значимости исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- подобрать презентацию к собственному исследованию
- видеоматериал
2
Тема 11. Результаты и выводы исследования.
Содержание учебного материала
6
2
1
Анализ результатов исследования. Интерпретация результатов исследования.
Отчет по итогам исследования. Структура отчета. Выводы исследования. Рекомендации. Приложение
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление алгоритма оформления отчета по итогам исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить приложение к своему исследованию
2
Тема 12. Научная работа
Содержание учебного материала
6
2
1
Особенности научной работы и этика научного труда
Исследовательская работа (цель, задачи и требования к исследовательской работе).
Реферат, структура реферата. Виды рефератов. Критерии оценки реферата.
Доклад, структура доклада.
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление тезисов к докладу
- работа над текстом исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить структуру доклада
- выбрать фон к презентации
- оформление текста исследования или проекта
2
Тема 13. Написание научной работы
Содержание учебного материала
6
2,3
1
Композиция научной работы
Рубрикация текста научной работы
Язык и стиль текста научно-исследовательской работы
Справочно-библиографическое оформление научного документа.
4
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Написание аннотации к исследовательской работе
- работа над текстом исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление текста исследования или проекта
2
Тема 14. Оформление исследовательской работы
Содержание учебного материала
7
2
1
Требования к оформлению исследовательской работы. Правила оформления цитат, ссылок, схем, иллюстраций, таблиц
5
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Оформление цитат, ссылок в соответствии с ГОСТом.
- работа над текстом исследования
Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление текста исследования или проекта
-подобрать материал к презентации
2
Тема 15. Презентация к исследовательской работе
Содержание учебного материала
7
2
1
Понятие «презентация». Структура презентации. Требования к составлению презентации
4
Практическая работа студентов по поиску и применению учебной информации:
- Составление структуры презентации к своей исследовательской работе
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовить презентацию к своему исследованию или проекту
- презентация или видео материалы
3
Тема 16. Методика устного выступления
Содержание учебного материала
7
3
1
Понятие «публичная речь». Средства и композиция публичной речи.
Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства.
Виды публичной речи. Этапы подготовки устного публичного выступления
3
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
- Составление структуры публичного выступления.
- Составление структуры презентации к своей исследовательской работы
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к публичному выступлению и защите исследовательской работы или проекта (доклад и его мультимедийное сопровождение)
4
Тема 17. Защита исследовательских и проектных работ
Содержание учебного материала
6
3
1
Требования к докладу. Основные части выступления. Культура выступления. Психологический аспект готовности к выступлению.
Логика построения выступления. Подбор наглядности. Культура ведения дискуссии: ответы на вопросы, заключительное слово.
6
Практическая работа студентов:
- Выступление и защита исследовательской работы или проекта.
Всего:
106
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативная литература:
Конституция Российской Федерации, 1993г
Основная литература:
1.Бережнова Е.В, Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014.
2.Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. Челябинск: ЧИРПО, 2013. 136 с.
3.Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2015.
4. ЛеонтовичА.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа обучающегося / Под ред. А.В. Леонтовича.-М.: ВАКО, 2014.-160с.
5. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учебно-метод. пособие.-Харьков: НТУ «ХПИ», 2012.- 178с.
6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. –М.: «Дашков и К», 2012.-244 с.
Дополнительная литература:
Самостоятельные исследования обучающихся: метод. рекомендации / сост: С.Н.Юревич, Л.А. Летучева. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 40.с.
Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения //Математика в школе. 2013. №6. С. 17-21.
Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2015.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2014. 216 с.
Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2014. 168 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2013. 272 с.
Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2015. 120 с.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Михаил Сизов, 2014. 320 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронное учебное пособие «Учебно-исследовательская деятельность школьников»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Научный журнал «Молодой ученый»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Нобелевские лауреаты из России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] НИИ ГН при Правительстве
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека диссертаций
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные каталоги. Поиск книг в российских библиотеках
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российская государственная библиотека
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;
- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;
- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;
- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;
- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;
- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы, оценка выполнения практического задания выполнение практических работ, защита исследовательских или проектных работ, зачет
Знания:
методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления.
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской работы
13PAGE 15
13PAGE 14815
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 1R, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак