Технологическая карта урока по географии Географическая карта, 6 класс по учебнику А.А.Летягина.


Технологическая карта урока по теме «Географическая карта» 6 класс.
Составила: Ложкина Анжелика Валерьевна, учитель географии и биологии
МБОУ ООШ № 18 п. Солони
Тип учебного занятия - комбинированный. 
Методы обучения – частично поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник - А.А. Летягин. География. Начальный курс. Под общей редакцией В.П. Дронова, М., «Вентана-Граф», 2015(п.17, с.88-92; рабочая тетрадь с.42-44), настенная карта полушарий и мира, глобус, презентация «Географическая карта», атласы, мультимедиа установка.
Цель урока: 1. Предметные – Формирование знаний о географической карте как источнике географической информации. Закрепление и систематизирование понятий: «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка». Формирование  метапредметных компетенций по чтению карты, определению географического положения природных объектов, ориентированию по карте.
2. Создать условия для развития УУД:
а) личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
б) познавательных – поиск информации с помощью компьютерных средств , структурирование знаний.
в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание качества и уровня усвоения знаний.
г) коммуникативных – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.
3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире профессий (картограф, географ, топограф).
Ожидаемые результаты.
а) репродуктивный – систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка», знать и уметь демонстрировать многообразие карт.
б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.
в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе дополнительной информации мини проекты.
№ урока Тема учебного занятия Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться 17 Географическая карта Объяснять существенные признаки понятий «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка». Отбирать источники географической информации для составления описаний географических карт, изучать правила работы с контурными картами, проводить исследования в картах Обозначать положение географического объекта на контурной карте Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; создавать игру «Гора успеха»; показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания 1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока 1.Какие группы карт выделяют в зависимости от их масштаба?
2. Что называют географическими координатами?
3.Как определяют географические координаты географических объектов на глобусе?
4. Как на глобусе можно определить кратчайшее расстояние между двумя точками? 1.Вспоминают, какие бывают карты: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
2.Называют: определить географ. координаты - значит указать географическую широту параллели и географическую долготу меридиана, пересекающих в данной точке.
3.Определяют геогр.координаты на глобусе по своим примерам
4.Высказывают различные предположения. Формулируют тему урока.
Определяют значение темы при изучении данного раздела. Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки Насколько, по вашему мнению, удобно пользоваться глобусом? В чём причина такого неудобства? Сформулируйте цель урока. Говорят, что, несмотря на то, что глобус обладает многими достоинствами, им зачастую не слишком удобно пользоваться. Определяют цель урока:
Формирование знаний о географической карте как источнике географической информации. Закрепление и систематизирование понятий: «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка» Формулируют цель урока Формулирование задач урока 1.Определите основные задачи урока (подумайте, что нужно сделать, чтобы проводить исследование в картах).
2.На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?
3. Найти сходство и различие карты и плана. 1.Формулируют основные задачи урока:
- Изучить правила работы с контурными картами,
- Установить отличительные особенности географических карт
2. Придумывают вопросы. Определяют основные задачи урока. 2. Процессуально-содержательный этап урока
1. От глобуса к географической карте
Рефлексия 1. Работа с текстом учебника с. 88-89, Какой способ используют картографы для изображения шарообразной поверхности Земли?
2. Какие виды картографической проекции наиболее распространены?
3. Что такое географическая карта?
Почему географические карты используют чаще, чем глобусы? 1. Отмечают, что карты представляют собой крупномасштабные изображения небольших участков.
2.Читают текст учебника.
Сравнивают различные виды картографических проекций.
3.Формулируют определение и записывают его в тетрадь.
Карты удобны при хранении и транспортировки. Осознают соотношение
глобуса и географической карты 2. Масштаб географической карты 1. Используя физическую карту полушарий с. 8-9 атласа и глобус, попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к вашему населенному пункту. Что вы можете наблюдать?
2. Почему точность измерений по картам меньше, чем по глобусу?
3.Работа в группах (3 группы)
1. Определяют, что по карте легче называть объекты, чем на глобусе.
2. Выполнение задания 2 в РТ с. 43: сравнение масштабов школьного глобуса, карт России и мира в школьном атласе.
3.1 группа
Определить расстояние на глобусе с помощью масштабной линейки.
а) от северного полюса до экватора М: 1 : 50 000 000
б) от южного полюса до северного тропика М: 1 : 30 000 000
в) между северным и южным тропиками М: 1 : 30 000 000
2 группа.
Перевести именованный масштаб в численный
а) в 1см 100км б) в 1 см 1000км в) в 1см 500м
3 группа
Ответить на вопросы:
- Какие бывают карты по масштабу?
- Как изменяется подробность карты с изменением масштаба?
- Что такое карта?
- Укажите виды карт и их свойства.
Выделяют признаки, определяющие масштабы глобуса и карты 3. Работа с географической картой 1. Работают с учебником, вспоминают правила работы с контурной картой.
2. Приводят примеры: Красное, Аравийское, Карибское, Средиземное, Чёрное и т.д. Показывают их на карте.
На контурной карте, на доске подписывают моря России по одному. Контролируют правильность предлагаемых ответов.
3. Рефлексивный этап урока
Рефлексия эмоционального состояния. Приём «Закончи фразу».
1.На уроке я работал (активно/неактивно).
2.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
3. Урок мне показался (коротким / длинным).
4. Материал урока мне был (понятен / не понятен, интересен / не интересен).
5. Моё настроение в течение урока (улучшилось / ухудшилось) Выражают своё мнение об уроке письменно (подчёркивают нужный вариант на предложенных листах) или устно проговаривают ответы. Выражают своё отношение к работе на уроке. 4. Этап закрепления и первичной проверки
1. Первичная проверка знаний.
Диагностика предметных результатов.
1.В отличие от глобуса на географической карте есть:
А) искажения; Б) градусная сетка
В) разрывы; Г) условные знаки
2. По описанию определите вид изображения земной поверхности: Это изображение небольшого участка земной поверхности. При изображении рельефа используются горизонтали и отметки высот. Направления сторон горизонта изображаются стрелкой «север-юг». Искажения длин и углов отсутствуют.
А) топографический план
Б) географическая карта
В) изображения земной поверхности на глобусе.
3. По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56 градусов с.ш. и 40,5 градусов в.д.)
А) Великие Луки (56,5 с.ш. и 30,5 в.д.)
Б) Вологда (59 с.ш. и 40 в.д.)
В) Казань (56 с.ш. и 49 в.д.)
Г) Киров (58,5 с.ш. и 49,5 в.д.) Выбирают правильные ответы:
А, В
А
3 ВОсуществляют самоконтроль 2. Закрепление географических умений. Игра «Гора успеха».
На интерактивной доске представлены названия гор, заливов, островов, архипелагов.
Горы:
Народная, Казбек, Белуха
Заливы:
Бенгальский, Гвинейский, Большой Австралийский.
Острова:
Мадагаскар, Великобритания, Врангеля
Архипелаги:
Новосибирские острова, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген.
Подготовьте свои варианты игры по теме «Географическая карта».
Найдите на географической карте и глобусе эти географические объекты, определите координаты Составляют свои варианты игры по теме.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание Для всех - параграф 17, прочитать, ответить на вопросы, выполнить практическое задание на определение географического положения гор Кавказа и Урала (по вариантам) и вершин с их координатами.
По желанию – написать эссе на тему: «Какой я представляю нашу страну, глядя на физическую карту России».
Индивидуальное задание – Подготовить ответ на вопрос «Почему маршрут беспосадочного перелета чкаловцев из Москвы в Америку в 1936 году проходил через Северный полюс?»
Формулируют уточняющие вопросы учителю