Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе по теме «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Технологическая карта
урока литературное чтение в 3 классе по теме
«А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Тема урока
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане

Тип урока
Урок «открытия» нового знания

Цель урока

- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.

Ресурсы
Учебник Литературное чтение. 3 класс, 1 часть. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Толковый словарь Ожегова.

Этапы урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1. Организационный момент


Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Приветствует учащихся.
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Приветствуют учителя. Проговаривают стихотворение.
Организуют свое рабочее место,

2. Актуализация знаний



Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

- Ребята, соберите из карточек название сказки, с которой мы будем сегодня знакомиться.
Игра «Собери сказку» (Задание в парах)
-Прочитайте название сказки.




-Из чего ясно, что это сказка?

Выполняют задание в парах.


-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
- Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой

3. Постановка учебной задачи

Регулятивны:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- Ребята, а вы любите читать сказки?
- Отлично, но прежде чем мы приступим к прочтению нашей сказки, я бы хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам. Готовы?
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке).
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
-Да




-Готовы.

- А.С. Пушкин родился в Москве.

Дети затрудняются ответить.

-На французском.





-Его няня и бабушка



-В лицей.

4.«Открытие» нового знания



Регулятивные:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение
структуризировать знания.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. Как они называются?
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобратьс
·я словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами).
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?



- Давайте по цепочке прочитаем первый отрывок сказки до слов «Ветер по морю...». Посмотрим иллюстрации и поговорим о содержании отрывка.
Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
На каком выборе он остановился? Почему?
Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?
Кто и почему желал несчастий молодой царице?
Куда уехал царь?
Какие планы были у завистников?Как им удалось их реализовать?
Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили?(. Например, автор говорит: В гневе начал он чудесить. И гонца хотел повесить. Но смягчившись на сей раз...)
Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?


А теперь прочитаем второй отрывок сказки.


-Устаревшие





Работа со словарями.














- Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина.
Чтение отрывка детьми до слов «Ветер по морю...».
Работа по содержанию.
Примерные ответы детей:
- Царь услышал разговор трёх девиц, речь последней больше приглянулась ему.Она хотела родить ему сына.

- Царь ведёт себя необычно,подслушивает под окном;ходит один,без свиты;жену выбирает и сразу женится.
-Они подменили грамоту, в ней написали, чтобы царевну и приплод тайно бросили в воду.
- Ткачиха и повариха, потому что они завидовали царевне.
- Царя должны слушать,приказы его выполнять.
- Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.


5.Физкультминутка.
Личностные: самоопределение
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
Дети выполняют соответствующие движения.


6. Первичное закрепление
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение
структуризировать знания.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.





- Ребята, мы с вами уже познакомились с героями, давайте попробуем дать им характеристики. Что вы можете сказать о Салтане?
О князе Гвидоне? О царевне Лебедь? А что мы можем сказать о Поварихе, ткачихе, сватье бабе Бабарихе?











- Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

- Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.
- Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора

- Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.

7. Рефлексия деятельности.
Регулятивные:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.


Дети показывают смайлики.


8. Домашнее задание.

Регулятивные: контроль, коррекция

Личностные: самоопределение.
- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.


Запись домашнего задания









15