Методические указания по выполнению самостоятельных работ студентов
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33»
Методические указания
по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
общеобразовательной учебной дисциплины
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ОДП.12 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных
машин и установок (по отраслям)
(на базе основного общего образования)
Составители: Бойченко Л.П., Реджепова З.М.
Одобрена ПЦК физико-математических
дисциплин
Протокол №_____ от ______20 г.
Председатель ПЦК __________Л.Е. Бакулина
Москва, 2015
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc381349470" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc381349470 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc381349471" 141 Тематический план учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc381349471 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc381349472" 142 Виды самостоятельной работы студентов 13 PAGEREF _Toc381349472 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc381349473" 143 Методические указания по выполнению заданий 13 PAGEREF _Toc381349473 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc381349474" 14Тема 1.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации 13 PAGEREF _Toc381349474 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc381349475" 14Тема 1.2. Информационные процессы 13 PAGEREF _Toc381349475 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc381349476" 14Тема 2.1. Основные устройства, программное обеспечение компьютера 13 PAGEREF _Toc381349476 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc381349477" 14Тема 2.2 Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях 13 PAGEREF _Toc381349477 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc381349478" 14Тема 2.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. 13 PAGEREF _Toc381349478 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc381349479" 14Тема 3.1 Технология создания текстовой информации 13 PAGEREF _Toc381349479 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc381349480" 14Тема 3.2 Технология создания числовой информации 13 PAGEREF _Toc381349480 \h 14321515
13 LINK \l "_Toc381349481" 14Тема 3.3 Технология хранения, поиска и сортировки информации 13 PAGEREF _Toc381349481 \h 14371515
13 LINK \l "_Toc381349482" 14Тема 3.4 Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах 13 PAGEREF _Toc381349482 \h 14411515
13 LINK \l "_Toc381349483" 14Тема 4.1 Технические и программные средства телекоммуникационных технологий 13 PAGEREF _Toc381349483 \h 14451515
13 LINK \l "_Toc381349484" 14Тема 4.2 Разработка Web-сайтов 13 PAGEREF _Toc381349484 \h 14471515
13 LINK \l "_Toc381349485" 14Тема 5.1 Информационная деятельность человека 13 PAGEREF _Toc381349485 \h 14501515
13 LINK \l "_Toc381349486" 14Список рекомендуемой литературы 13 PAGEREF _Toc381349486 \h 14531515
15
Пояснительная записка
К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умение самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Самостоятельная работа способствует активизации творческого потенциала личности, развитию мобильности будущего высококвалифицированного специалиста.
Задачи самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- умение использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, отводимо на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 25-30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Для овладения знаниями:
Для закрепления и систематизации знаний:
Для формирования умений:
Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач
Упражнение на тренажере
Чтение текста (конспекта, учебника, первоисточника, дополнительной литературы)
Работа с конспектом лекции
Решение задач и упражнений по образцу
Подготовка к деловым играм
Упражнения спортивно-оздоровительного характера
Составление плана текста
Повторная работа над учебным материалом
Решение вариантных задач и упражнений
Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности
Рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.
Графическое изображение структуры текста
Составление плана и тезисов ответа
Выполнение чертежей, схем
Подготовка курсовых и дипломных работ (проектов)
Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации учебного материала
Выполнение расчетно-графических работ
Экспериментально-конструкторская работа
Работа со словарями и справочниками
Изучение нормативных материалов
Опытно-экспериментальная работа
Работа с нормативными документами
Ответы на контрольные вопросы
Учебно-исследовательская работа
Аналитическая обработка текста
Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет им др.
Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции
Создание фильмов, мультимедийных презентации.
Подготовка рефератов, докладов
Составление библиографии
Тестирование и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Возможные формы контроля:
- проверка выполненной работы преподавателем;
- отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем (и/или студентами группы);
- зачет;
- тестирование;
- семинарские занятия;
- контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями
1 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка
Объем часов
Самостоятельная работа
всего
Практические занятия
Введение
1
1
Раздел 1. Информация и информационные процессы
42
35
20
7
Тема 1.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации
10
7
2
3
Тема 1.2. Информационные процессы
32
28
18
4
Раздел 2. Средства информационных и коммуникационных технологий
24
15
4
9
Тема 2.1. Основные устройства, программное обеспечение компьютера
8
6
2
2
Тема 2.2 Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
7
4
2
3
Тема 2.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
9
5
4
Раздел 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов
65
40
32
25
Тема 3.1 Технология создания текстовой информации
16
12
10
4
Тема 3.2 Технология создания числовой информации
15
12
10
3
Тема 3.3 Технология хранения, поиска и сортировки информации
9
6
4
3
Тема 3.4 Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах
14
10
8
4
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии
24
18
10
6
Тема 4.1 Технические и программные средства телекоммуникационных технологий
13
10
6
3
Тема 4.2 Разработка Web-сайтов
11
8
4
3
Раздел 5. Информационная деятельность человека
13
8
2
5
Тема 5.1 Информационная деятельность человека
13
8
2
5
Выполнение домашних заданий
18
Всего:
176
117
70
59
2 Виды самостоятельной работы студентов
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Тема 1.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации
Работа с литературой, выполнение индивидуального задания по определению объема информации и представлению информации в различных системах счисления
3
Тема 1.2. Информационные процессы.
Работа с литературой, выполнение индивидуального задания
4
Тема 2.1. Основные устройства, программное обеспечение компьютера
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка докладов по одной из предложенных тем.
2
Тема 2.2 Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка докладов по одной из предложенных тем.
3
Тема 2.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Подготовка к зачету. Проработка вопросов к зачету.
4
Тема 3.1 Технология создания текстовой информации
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка информационного продукта по одной из предложенных тем
4
Тема 3.2 Технология создания числовой информации
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка информационного продукта по одной из предложенных тем
3
Тема 3.3 Технология хранения, поиска и сортировки информации
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с литературой, выполнение индивидуального задания
3
Тема 3.4 Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с литературой, выполнение индивидуального задания
4
Тема 4.1 Технические и программные средства телекоммуникационных технологий
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка докладов по одной из предложенных тем.
3
Тема 4.2 Разработка Web-сайтов
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с литературой, выполнение индивидуального задания
3
Тема 5.1 Информационная деятельность человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка информационного продукта по одной из предложенных тем. Подготовка к зачету.
5
Выполнение домашних заданий
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительными источниками и литературой, поиск информации и подготовка информационного продукта по одной из предложенных тем.
18
Всего:
59
3 Методические указания по выполнению заданий
Тема 1.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации
1 Цель задания:
углубление знаний по теме занятия
определение объема информационного сообщения
представление информации в различных системах счисления
2 Количество часов на выполнение: 7 часа
3 Текст задания.
Вариант 1
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 5 битам. Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого составлено это сообщение?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
111101
Вариант 2
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объем информации оно несет?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
356
Вариант 3
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, составленное с помощью 64-символьного алфавита, содержит 80 символов. Другое сообщение составлено с использованием 32-символьного алфавита и содержит 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в сообщениях
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
22
Вариант 4
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Информационное сообщение объемом 4 Кбайта содержит 4096 символов. Какова мощность алфавита, при помощи которого было записано это сообщение?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
2F
Вариант 5
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сколько килобайтов составляет сообщение из 300 символов 32-символьного алфавита?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
101111
Вариант 6
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Для записи текста использовался 128-символьный алфавит. Каждая страница содержит 40 строк по 60 символов в строке. Какой объем информации содержат 4 страниц текста? Ответ запишите в килобайтах
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
55
Вариант 7
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если сообщение содержит 1125 байтов?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
98
Вариант 8
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
2А
Вариант 9
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Группа пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
1010101
Вариант 10
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. Сколько информации вы получили?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
116
Вариант 11
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
102
Вариант 12
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
В ведерке у рыбака караси и щуки. Щук в ведерке 3. Зрительное сообщение о том, что из ведра достали карася, несет 1 бит информации. Сколько всего рыб поймал рыбак?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
1FF
Вариант 13
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
123
Вариант 14
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сколько килобайт составляет сообщение из 310 символов 64-символьного алфавита?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
2А2
Вариант 15
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
55
Вариант 16
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, записанное буквами из 256-символьного алфавита, содержит 25 символов. Какой объем информации оно несет?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
101011
Вариант 17
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сколько мегабайтов составляет сообщение из 512 символов 32-символьного алфавита?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
11101
Вариант 18
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста? Ответ запишите в килобайтах
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
202
Вариант 19
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение занимает 5 страницы по 20 строк. В каждой строке записано по 50 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если сообщение содержит 1125 байтов?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
98
Вариант 20
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
На железнодорожном вокзале 16 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. Сколько информации вы получили?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
1В
Вариант 21
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
127
Вариант 22
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сколько мегабайтов составляет сообщение из 310 символов 64-символьного алфавита?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
256
Вариант 23
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 7 битам. Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого составлено это сообщение?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
2E
Вариант 24
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Сообщение, записанное буквами из 256-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
111010
Вариант 25
Задание 1. Определение информационного объема сообщений
Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста? Ответ запишите в килобайтах
Задание 2. Перевести числа из одной системы счисления в другую
2
8
10
16
132
4 Рекомендации по выполнению:
Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все эти виды информации в компьютере представлены в двоичном коде, т. е. используется всего два символа 0 и 1. Такое кодирование принято называть двоичным, а сами логические последовательности нулей и единиц - машинным языком.
В алфавит мощностью 256 символов можно поместить практически все символы, которые есть на клавиатуре. Такой алфавит называется достаточным, т.к. 256 = 28, то вес 1 символа – 8 бит. Единице в 8 бит присвоили свое название - байт. Таким образом, информационный вес одного символа достаточного алфавита равен 1 байту.
Для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы измерения информации
1 байт = 8 бит
1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Гб
Пример 1. Сообщение о том, что ваш друг сидит на уроке информатики за компьютером №6 несет 4 бита информации. Сколько компьютеров в классе.
Решение:
Количество информации I, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения: 2i = N
т.к. сообщение несет 4 бита информации, то 24 = N, значит N = 16 – количество компьютеров в классе
Пример 2. Книга содержит 150 страниц. На каждой странице - 40 строк. В каждой строке 60 символов (включая пробелы). Найти информационный объем текста.
Решение:
Количество символов в книге: 60 * 40 * 150 = 360 000 символов.
Т.к. 1 символ весит 1 байт, информационный объем книги равен 360 000 байтов.
Переведем байты в более крупные единицы:
360 000 / 1024 = 351,56 Кб
351,56 / 1024 = 0,34 Мб
Для выполнения перевода чисел в десятичную систему счисления следует представить число в развернутом виде и произвести требуемые математические операции.
Пример 3. Выполнить перевод в десятичную систему счисления
101112 = 1(24+0(23+1(22+1(21+1(20=16+0+4+2+1=2310
Для выполнения перевода числа из десятичной системы счисления в другую необходимо выполнить деление заданного числа на основание искомой системы счисления, пока частное не станет меньше либо равно делителя. Результат деления записывается из остатков деления справа налево.
Пример 4. Выполнить перевод 5510=Х2
55
54
2
27
2
1
26
13
2
1
12
6
2
1
6
3
2
0
2
1
1
5510=1101112
5 Формы контроля:
своевременное представление выполненных заданий
6 Критерии оценки:
выбор алгоритма решения задания;
точность расчетов;
полнота оформленного решения;
объем выполненных заданий;
оформление (аккуратность, последовательность)
7. Рекомендуемая литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
8. Интернет - источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информатика на «5»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выгранено
Тема 1.2. Информационные процессы
1 Цель задания:
систематизация материала
выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления.
выполнение логических операций над высказываниями
2 Количество часов на выполнение: 4 часов
3 Текст задания.
Задание 1.
Вариант 1
1. Вычислить
10111,112-1001,102
10012Ч102+1102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(A(B) ( B
Вариант 2
1. Вычислить
10012-1102
100112Ч102-1102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(B) (A
Вариант 3
1. Вычислить
102-12
11012Ч11012+112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(B) ( A
Вариант 11
1. Вычислить
101112-10112
10102Ч11012+102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬В(¬A) (B
Вариант 4
1. Вычислить
110112-10012
10102Ч11012+102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(B) (B
Вариант 12
1. Вычислить
110112-11002
11012Ч10112+102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(A(¬B) (А
Вариант 5
1. Вычислить
10111,112-1001,102
101,12Ч100,12+0,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(A(¬B) (¬A
Вариант 13
1. Вычислить
1011012-110012
1012Ч1102+102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(¬B) (A
Вариант 6
1. Вычислить
10111,112-1001,102
101,12Ч110,12+0,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(B) (В
Вариант 14
1. Вычислить
10111,112-1001,102
11012Ч10112+112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(B) (A
Вариант 7
1. Вычислить
10112Ч11012+112
10111010,12-111011,112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B((¬A(B)
Вариант 15
1. Вычислить
11012Ч11012+102
10111010,12-111011,112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(A(¬B) (¬A
Вариант 8
1. Вычислить
11012Ч11012+102
10111010,12-111011,112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(¬B) ( ¬A
Вариант 16
1. Вычислить
10111,112-1001,102
101,12Ч100,12+0,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬A(¬B(A
Вариант 9
1. Вычислить
10111,112-1001,102
11012Ч10112+112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(¬B)(¬A
Вариант 17
1. Вычислить
10111,112-1001,102
101,12Ч100,12+0,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
B( (A(¬B)
Вариант 10
1. Вычислить
110112-11002
101,12Ч1,12-112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(A(¬B)( ¬A
Вариант 18
1. Вычислить
1012-0,12
10012Ч112+1112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B((A(¬B)(A
Вариант 19
1. Вычислить
110112-10012
1011,12Ч101,12-101,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
(¬A(В) (А
Вариант 23
1. Вычислить
10012-1102
101,12Ч1,12-112
2. Составить таблицу истинности логического выражения
B((A(¬B)( ¬A
Вариант 20
1. Вычислить
102-12
10012Ч102+1102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B(А((A(B)
Вариант 24
1. Вычислить
102-12
100112Ч102-1102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B(¬А(B
Вариант 21
1. Вычислить
110112-10012
1011,12Ч101,12-101,12
2. Составить таблицу истинности логического выражения
B(¬А( (A(B)
Вариант 25
1. Вычислить
102-12
10012Ч102+1102
2. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B(А(B(¬А
Вариант 22
1. Вычислить
102-12
10012Ч102+1102
3. Составить таблицу истинности логического выражения
¬B(¬(А(B)
4 Рекомендации по выполнению:
Сложение двоичных чисел
+
0
1
0
0
1
1
1
102
Пример 1.
1
0
0
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
0
Вычитание двоичных чисел. Вычитаются числа столбиком и общее правило тоже, что и для десятичных чисел, вычитание выполняется поразрядно и если в разряде не хватает единицы, то она занимается в старшем
Пример 2.
1
1
0
1
1
1
0
1
1
1
Умножение двоичных чисел выполняется в столбик также, как и десятичные числа
1*0 = 0
0*1 = 0
1*1 = 1
Пример 3.
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
Алгебра логики это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними Алгебра логики возникла в середине ХIХ века в трудах английского математика Джорджа Буля. Ее создание представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.
Логическое высказывание это любoе повествовательное пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo сказать, истиннo oнo или лoжнo.
Поскольку в цифровых устройствах используются только два символа 0 и 1, алгебра логики использует логические переменные и функции от них, которые также принимают только два значения - 0 и 1. В логике символы 0 и 1 не цифры. Единица обозначает абсолютную истину, символ 0 - абсолютную ложь.
Для образования новых высказывании наиболее часто используются логические операции, выражаемые словами «и» «или», «не».
Логическое умножение (конъюнкция)
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью «и» называется операцией логического умножения или конъюнкцией. Составное высказывание, образованное в результате конъюнкции, истинно тогда и только тогда, когда истинны входящие в него простые высказывания.
Операцию логического умножения (конъюнкцию) принято обозначать либо значками «(», «&». либо знаком умножения «*». Образуем составное высказывание С, которое получится в результате конъюнкции двух простых высказываний: С = А ( В
Истинность такого высказывания задается специальной таблицей, таблицей истинности логического умножения:
А
В
А(В
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
Логическое сложение (дизъюнкция)
Объединение двух (или нескольких) высказываний с помощью союза «или» называется операцией логического- сложения или дизъюнкцией. Составное высказывание, образованное в результате дизъюнкции, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний.
Операцию логического сложения (дизъюнкцию) принято обозначать либо значком «(». либо знаком сложения «+». Образуем составное высказывание С, которое получится в результате дизъюнкции двух простых высказываний: С = А ( В
Истинность такого высказывания задается специальной таблицей, таблицей истинности логического сложения:
А
В
A(B
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
Логическое отрицание (инверсия)
Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией. Инверсия делает истинное высказывание ложным и наоборот.
Операцию логического отрицания (инверсию) над логическим высказыванием А принято обозначать 13 EMBED Equation.3 1415 или ¬А. Образуем высказывание С, являющееся логическим отрицанием А: С = 13 EMBED Equation.3 1415
Истинность такого высказывания задается специальной таблицей, таблицей истинности логического отрицания:
А
13 EMBED Equation.3 1415
0
1
1
0
Самой сильной операцией является инверсия, затем конъюнкция, затем дизъюнкция
Пример 4. Составить таблицу истинности логического выражения ¬B(А(B(¬А.
А
В
¬B
¬А
¬B(А
¬B(А(B
¬B(А(B(¬А
0
0
1
1
0
0
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
Задание 2. Записать математическое выражение
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13 EMBED Equation.3 1415
13EMBED Equation.31415
13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Задание 3. Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Задание 4. Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 2 до 12 с шагом 2
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от -3 до 3 с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от -2 до 2 с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 2 до 3 с шагом 0,1
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 2 до 4 с шагом 0,2
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 1 до 2 с шагом 0,2
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции y = 5 - x2/2 на отрезке [-5; 5] с шагом 0.5.
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета кубов чисел от A до B.
Составить алгоритм циклической структуры и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 2 до 12 с шагом 2
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415на отрезке [-10;10] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415на отрезке [2; 4] с шагом 0,2
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции y=f(x) некоторой переменной x, изменяющейся от начального значения x0 до конечного значения xk с постоянным шагом h. y=2x, на отрезке [0,1] с шагом 0,1.
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета кубов чисел от 1 до 10
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции13 EMBED Equation.3 1415, на отрезке [-3;3] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-3;3] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415на отрезке [-10;10] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415на отрезке [-10;10] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-10;10] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-12;12] с шагом 1
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-4;4] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [4;12] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-12;-4] с шагом 0,5
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-4;0] с шагом 0,1
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-4;0] с шагом 0,1
Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции13 EMBED Equation.3 1415 на отрезке [-9;-5] с шагом 0,1
4 Рекомендации по выполнению:
Алгоритм - это строго определенная последовательность действий, необходимых для решения данной задачи.
Существует несколько способов описания алгоритмов:
А. Словесно-формульное описание алгоритма, т.е. описание алгоритма с помощью слов и формул.
В. Графическое описание алгоритма, т.е. описание с помощью специальных графических схем алгоритмов блок-схем.
Основные типы алгоритмов
В зависимости от особенностей своего построения алгоритмы делятся на три основные группы:
1) линейные;
2) разветвляющиеся;
3) циклические.
Разнообразие алгоритмов определятся тем, что любой алгоритм распадается на части, фрагменты и каждый фрагмент представляет собой алгоритм одного из трех указанных видов. Поэтому важно знать структуру каждого из алгоритмов и принципы их составления.
1). Линейные алгоритмы
Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно, т.е. линейный алгоритм выполняется в естественном порядке его написания и не содержит разветвлений и повторений. Структура такого алгоритма показана на рисунке 1.
2). Алгоритмы ветвящейся структуры
Алгоритмом ветвящейся структуры будем называется такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных путей (вариантов) вычислительного процесса. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма.
Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций условного перехода, когда происходит проверка истинности некоторого логического выражения (проверяемое условие) и в зависимости от истинности или ложности проверяемого условия для выполнения выбирается та или иная ветвь алгоритма. Структура такого алгоритма показана на рисунке 2.
3). Циклический Алгоритм
Циклический алгоритм реализует повторение некоторых действий. Иными словами, циклические алгоритмы включают в себя циклы. Циклом называется последовательность действий, выполняемых многократно, каждый раз при новых значениях параметров. Структура такого алгоритма показана на рисунке 3.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Блок-схема алгоритма представляет собой систему связанных геометрических фигур.
Каждая фигура обозначает один этап решения задачи и называется блоком. Порядок выполнения этапов указывается стрелками, соединяющими блоки. В схеме блоки стараются размещать сверху вниз в порядке их выполнения. Для наглядности операции разного вида изображаются в схеме различными геометрическими фигурами.
№
Наименование этапа
Изображение
Примечание
1.
Прерывание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Начало и конец алгоритма
2.
Передача данных
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ввод или вывод информации
3.
Процесс
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Арифметический блок, определяющий действие, которое необходимо выполнить
4.
Принятие решения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Логический блок, проверяющий истинность или ложность некоторого условия
Visual Basic - это дружественный язык, позволяющий писать приложения, работающие под управлением операционной системе Windows.
1 – Панель инструментов (Tool Box) – содержит пиктограммы управляющих элементов
2 – Окно конструктора форм – основное рабочее окно, расположенное в центре окна интегрированной среды разработки языка Visual Basic. В этом окне происходит визуальное конструирование графического интерфейса разрабатываемого приложения
3 – Форма Form 1 – является одним из объектов
4 – Окно программного кода (Project1 – Form1 (Code)) – в левом раскрывающемся списке содержится перечень объектов проекта, а в правом раскрывающемся списке - перечень событий, доступных для выбранного объекта
5 – Окно свойств объекта (Properties) – содержит список объектов и список свойств, относящихся к выбранному объекту
6 – Окно проводник проекта позволяет переключаться между составными частями текущего проекта
7 – Линейка инструментов показывает местоположения и размеры формы двумя парами чисел в правой части линейки
8 – Окно «Расположение формы» (Form Layout) показывает, где будет располагаться окно формы на экране монитора в период выполнения программы
В процессе выполнения задания на объекте форма необходимо создать объект Кнопка, в окне программного кода которой следует ввести текст программы.
Чтобы изучить язык VBasic, надо усвоить его команды и правила их использования. Команды языков программирования называют операторами. Знание основных операторов и правил их записи - это и есть знание языка программирования.
Оператор - это команда языка программирования (специальные символы и слова, выполняющие действия.)
Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами. Операндами выражений могут быть числа (константы) и переменные. Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.
Рассмотрим некоторые арифметические операторы, которые применяются для записи алгебраических выражений:
Оператор
Выполняемое действие
Пример
использования
+
Сложение
А+ 3,4
-
Вычитание
А-3,4
*
Умножение
А* 3,4
/
Деление вещественных чисел
А/3,4
13 EMBED Equation.3 1415
Квадратный корень
sqr(A)
13 EMBED Equation.3 1415
модуль
abs(A)
A2
Возведение в степень
A^2
LnА
Натуральный логарифм
Log(A)
LgA
Десятичный логарифт
Log(A)/Log(10)
13 EMBED Equation.3 1415
Синус аргумента х
13 EMBED Equation.3 1415
Пример 1. Составить алгоритм и написать программу, которая находит квадрат числа Х
Алгоритм
Программа
Sub command1_Click ()
х=val(InputBox(“введите х”))
y=x*x
Print “y=”; y
End Sub
Пример 2. Составить алгоритм и написать программу, которая из двух заданных чисел выбирает наибольшее
Алгоритм
Программа
Sub command1_Click ()
х=val(InputBox(“введите х”))
y=val(InputBox(“введите y”))
If x>y then Print “x наибольшее”
Else
Print “y наибольшее”
End Sub
Пример 3. Составить алгоритм и написать программу на Visual Basic расчета функции 13 EMBED Equation.3 1415 при изменении значения 13 EMBED Equation.3 1415от 1 до 2 с шагом 0,2
Алгоритм
Программа
Sub command1_Click ()
FOR x=1 TO 2 step 0.2
y=x-2
Print “x=”; x
Print “y=”; y
NEXT x
End Sub
5 Формы контроля:
Своевременное представление выполненных заданий в виде
Алгоритм
Программа
Результат
5 Формы контроля:
своевременное представление выполненных заданий
6 Критерии оценки:
выбор алгоритма решения задания;
точность расчетов;
полнота оформленного решения;
написание программы на языке Visual Basic;
реализация программы на компьютере и анализ результатов
объем выполненных заданий;
оформление (аккуратность, последовательность)
7. Рекомендуемая литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
8. Интернет - источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информатика на «5»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выгранено
Тема 2.1. Основные устройства, программное обеспечение компьютера
1 Цель задания:
систематизация материала
углубление знаний по теме занятия.
2 Количество часов на выполнение: 2 часа
3 Текст задания.
Состав компьютерной системы
Магистрально модульный принцип построения компьютера
Классификация ЭВМ
Системный блок ПК
Материнская плата
Процессор
Память компьютера
Адаптеры
Коммуникационные порты.
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации
Программное обеспечение ПК: понятие, классификация
Базовое ПО: понятие, классификация
Прикладное ПО: понятие, классификация
4 Рекомендации по выполнению:
В докладе выделяются три основные части:
1) Вступительная часть, в которой определяется тема, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых.
2) Основная часть содержит изложение изучаемой темы / вопроса / проблемы.
3) Обобщающая – заключение, выводы.
В данном вопросе необходимо рассказать о том, что компьютер является прибором модульным, и каждое из устройств выполняет свои функции. Устройства компьютера бывают внешние и внутренние. Следует рассказать какие устройства относятся к внешним, а какие к внутренним.
Дать понятии модульного принципа, в чем он заключается, какими достоинствами обладает. Дать понятие магистрального принципа: рассказать о системной шине, шине данных, шине адреса, шине управления.Привести схему магистрально-модульного принципа построения компьютера
Привести классификацию ЭВМ по форме представления величин вычислительной машины, по поколениям (по элементарной базе), по мощности (быстродействию)
Привести схему внутреннего устройства компьютера, описать основные элементы, входящие в системный блок
Понятие материнской платы, принцип ее работы
Понятие процессора, состав (устройство управления, АЛУ, запоминающее устройство, генератор тактовой частоты), основные характеристики (тактовая частота, разрядность)
Понятие памяти, классификация памяти компьютера, их основные характеристики
Дать понятие и характеристику видеоадаптеру, звуковому адаптеру, сетевому адаптеру.
Понятие порт, виды портов их характеристики
Классификация устройств ввода, их основные характеристики (клавиатура, указательные устройства, сканер)
Классификация устройств вывода, их основные характеристики (дисплей, принтер)
Дать определении ПО, привести схему классификации ПО
Дать определение базового ПО, классификация базового ПО (операционные системы, сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства), программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля), инструментальное ПО)
Дать определение прикладного ПО, классификация прикладного ПО (общего назначения, методо-ориентированное ПО, проблемно-ориентированное ПО, ППП автоматизированного проектирования, Офисные ППП, Программные средства мультимедиа, Настольно-издательские системы, Интеллектуальные системы)
5 Формы контроля:
Выступление на занятии
6 Критерии оценки:
1. Актуальность, глубина, научность теоретического материала.
2. Четкость выступления, уровень самостоятельности
3. Использование мультимедийной презентации, ее качество
4. Время выступления
7. Рекомендуемая литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
8. Интернет - источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Центр информационных технологий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Виртуальный компьютерный музей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Виртуальный музей информатики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационно-справочный портал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выграненко
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный кабинет преподавателя Емельяной М.С.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информатика на «5»
Тема 2.2 Объ
·