Урок Технологическая карта А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане
Технологическая карта урока литературного чтения 3 кл УМК»Перспектива».
(Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.)
Выполнила: учитель начальных классов Лариса Федоровна Ковыренкова МБОУ Одинцовская гимназия№4.
Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала), комбинированный урок.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;
- учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина. Презентация сказки.Список использованных источников:
- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс
-Библиотека русского фольклора.// Москва. «Советская Россия» ,1989.
-Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2012.
Структура урока.
Этапы урока Решаемые задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся УУД
1. Адаптационный этап (3 мин)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; Адаптировать к деятельности: говорение. . В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай.
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
-Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются) Тренируются. отвечают, передают жестами свое настроение, предлагают свой жест. Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
Коммуникаивные:строить понятные высказывания для партнера.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».СЛАЙД№1
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.СЛАЙД№2
- Назовите (прочитайте) повторы.
***
Ветер на море гуляет СЛАЙД№3
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
***
А сама-то величава, СЛАЙД№4
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчи
***
Ветер весело шумит, СЛАЙД№5
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана… Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками.
Оценивают члены жюри с ряда.
Доказывают,слушают ответы и добавляют. КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.слушать собеседника,вести диалог,оказывать взаимопомощь.
3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
- Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам.СЛАЙД№6
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)СЛАЙД№7
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?СЛАЙД№8
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
- Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
- Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.)
- Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?СЛАЙД№9
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?слайд№10
(В Царскосельский лицей.)
-Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.слайд№11
-Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.СЛАЙД№12
- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. Высказывают свое мнение. Фронтальная беседа(интервью)вступают беседу. Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные:
Строить понятные высказывания,аргументировать свою позицию.
4.«Открытие» нового знания»
(10 мин)
Цель:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания; Беседа с учащимися .(демократическая).
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? (Устаревшие)СЛАЙД№13
- На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
- В чём их различие? Приведите примеры слов.
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
- Слова из первого отрывка сказки.
*Молвить - (говорить)
*Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
*Позадь забора - (за забором)
*К исходу сентября (к концу сентября)
*Светлица (см. словарь Ожегова)
*Сени (см. словарь Ожегова)
*Красная девица (красивая)
- Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
*Аршин (см. учебник)
*Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
*Сума (см. словарь устаревших слов)
*Бояре (см. учебник)
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
- Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?СЛАЙД№14
- Что заставило Гвидона превратиться в комара?слайд№15
- Как наказал свою тетку Гвидон?
- Осуждает ли автор своего героя?
- Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
- О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
- Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
- О каком чуде рассказала повариха?
- О каком чуде рассказала ткачиха?слайд№16 Работа с устаревшими словами.
Работа со словарями.
Чтение первого отрывка.
Чтение второго отрывка.
Чтение третьего отрывка.
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке, задают встречные вопросы. Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
(2 мин) Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:слайд№17
Корабли по морю плыли, К чудо- острову спешили. Ждали там давно гостей Распрекрасных малышей.
Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.
Выполняют движения. 6. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
- организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; Самостоятельная работа с самопроверкой(карточки)
1. Какие выражения встречаются в сказке?слайд№18
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказки
* Царь Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
* Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице.слайд№19
- Как относится автор к царю?
* Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)слайд№20
*Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)слайд№21
*Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)слайд№22 Характеристика основных героев сказки Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(9 мин)
Цель:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; Самостоятельная работа с самопроверкой (групповая),обучающее упражнения.
Игра «Сказки перепутались»слайд№23
Задание: Найти строчки к подходящей сказке.Проверить правильность выполнения.
А. Князь Гвидон ей отвечает:
1) «Грусть-тоска меня съедает…»
2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою»
3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:..
1) «Государыня родная! Выбрал я жену себе»
2) Старуха сидит под окошком ,
На чем свет стоит мужа ругает:
3) «Распроклятая ты, мошка!»
В. Видит: весь сияя в злате,
1) Царь Салтан сидит в палате
2) В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки,
3)На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
Г. Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
Каждая команда получает карточку.Внимательно обсуждают с одноклассниками. 8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
9.Домашнее задание:
(1 мин)
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?слайд№24
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился?
(Дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).
Вспомни сказку А.С. Пушкина: Обобщающая беседа(эвристическая).
Презентация сказки.
- Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?слайд№25
- Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?слайд№26
- Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?слайд№27
- Чему учит сказка?
- Какие чувства остались у вас после чтения сказки?слайд№28
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
– Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.слайд№29
- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.слайд№30
Организация фиксирования нового знания
Вступают в диалог, комментируют ,оценивают и дополняют ответы одноклассников,
Выставление оценок.
Продолжают фразы:
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Своей работой на уроке я…
• Материал урока мне был…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Мое настроение…
• Заставил задуматься…
• Навел на размышления…
• Могу похвалить своих одноклассников…
Запись домашнего задания
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)