Зачетная работа «Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности преподавателя».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
КАФЕДРА ХИМИИ И МОХ
Итоговая зачетная работа
по Педагогике и психологии высшей школы МагИТвПБиХ
Ахмадеевой Жанны Вячеславовны
«Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности преподавателя».
2016год
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1 Конфликт: его понятие и сущность………………………………….4
1.1Типы и виды конфликтов………………………………………..4
1.2Структура конфликта…………………………………………….6
1.3Динамика конфликта…………………………………………......7
2 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание…..9
2.1 Виды конфликтов в ВУЗе………………………………………..10
3 Способы предупреждения конфликтов……………………………..14
3.1Методы управления конфликтами в учебном заведении……..16
Заключение…………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………..19Введение
В нашей общественной жизни конфликты чрезвычайно распространены. В течении всей жизни человек является членом разных коллективов-это и детсадовская группа, школьный класс, студенческая группа, рабочий коллектив. Коллектив как малая социальная группа волновал общество все времена, так как именно от коллектива, от его атмосферы зависит рост человека как личности, а значит, умение контактировать с людьми, должно являться главным для личности человека. Это умение определяется способностью отстаивать свое мнение в спорах, конфликтах. Конфликт это как раз то, через что когда-либо проходит коллектив как общность разных людей. Конфликт - социально-психологическое явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Между тем, конфликт, будучи обыденной частью жизни, нельзя отнести к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Глубокое понимание причин возникновения и механизмов протекания конфликта, закономерностей его развития и разрешения открывает возможность эффективно управлять конфликтом с целью редуцирования конфликтного ущерба и даже рационального использования потенциала конфликта в целях развития.
Актуальность данной темы определяется значимостью изучения специфики конфликтных ситуаций в учебном коллективе, в деятельности преподавателя. Педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для учебных заведений.
1 Конфликт: его понятие и сущность
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
Типы и виды конфликтов
Выделяют четыре типа конфликта:
Внутриличностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.
Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп. В рамках нашего исследования рассматриваются конфликты в малой подростковой группе. Это могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний – один из наиболее сложных видов конфликта, поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.
Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции. Исследования в этой области позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:
-установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;
-разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
-установление и поддержание относительно стабильной структуры взаимоотношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
-создание и поддержание баланса сил;
-диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
-выявление нарушений функционирования коллектива. Именно конфликт позволяет определить, что в коллективе не все в порядке, выяснить какие требуются изменения;
-источник инноваций, стимул к изменению и развитию.
Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.
Существует порог уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, – это толерантность к фрустрации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта.
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Динамика конфликта
Динамика конфликта включает ряд основных стадий.
К первой стадии, в ходе динамики конфликта следует отнести возникновение объективной конфликтной ситуации, потенциальный конфликт.
Вторая стадия – осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными, конфликт становится реальностью, так как восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение. Для того, чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Третья стадия характеризуется переходом к конфликтному поведению или конфликтным отношениям. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.
Четвертая стадия - разрешение конфликта, которая начинается с эмоциональной разрядки, когда один из оппонентов или оба, переходят к более конструктивному поведению; избегают словесных раздражителей, конкретно и определенно излагают суть дела и др.
Разрешение конфликта может быть полным – конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.
Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту остаются.
2 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
Представляется вполне закономерным, что первыми к изучению конфликтов в отечественной науке обратились педагоги и психологи. Л.С.Выготский и др. исследовали
Педагогические конфликты могут быть следующих видов: между преподавателем и студентом, между студентами (межличностные), между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами (межгрупповой). Для предупреждения и разрешения конфликтов необходимо понимать и проанализировать причины возникновения педагогического конфликта. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:
-учебно-воспитательным процессом;
-психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями преподавателя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
-личностным своеобразием членов группы, например, неумением, контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.
Для педагога также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:
-неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
-стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
-психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;
-определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
2.1 Виды конфликтов в ВУЗе
Высшие учебные заведения (ВУЗы) являются сложноорганизованной
системой со сложной системой соподчинения. В связи с этим анализ такого рода конфликтов требует особого подхода. Можно выделить следующие виды конфликтов в ВУЗе:
1. Студент – студент.
2. Студент – преподаватель.
3. Преподаватель – преподаватель.
4. Преподаватель – руководство.
Рассмотрим эти виды конфликтов более подробно.
1.В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверж­дения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я – концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.
2.Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конф­ликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.
Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры). Встречаются и другие субъективные моменты при оценке зна­ний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.
Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.
3.Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие – могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу.
4.Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распреде­ления нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты. Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.
Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент – студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель – студент принимает более сложные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:
- при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возник­новение стрессовой ситуации;
- в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент – преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;
- ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента;
- владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;
- все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.
Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимодействии преподаватель – преподаватель, преподаватель – руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:
- компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;
- высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;
- предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;
- равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;
- постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;
- оправданного и одобренного учебной группой введения новаций;
- культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия руководителем и лидерами.
3 Способы предупреждения конфликтов
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых: по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов, поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
В настоящее время проблема конфликта и его предупреждения исследуется в педагогике по следующим направлениям:
-анализ конфликтов в педагогическом процессе;
-конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
-преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
-подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.
Разрешение конфликта - это частичное или полное устранение причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Частичное разрешение конфликта может достигаться при прекращении внешнего конфликтного поведения сторон, но при сохранении внутреннего, интеллектуального и эмоционального напряжения, породившего конфликтное поведение. Полное разрешение конфликта достигается только тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации - и на внешнем, и на внутреннем уровне. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
-адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений;
-открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники могут выразить свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
-создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта. Суть ее в следующем:
-определить проблему конфликта в общих чертах: выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные ученики, группы, классы и т. д.);
-определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.
Лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения для данного конкретного случая.
В разрешении педагогических конфликтов очень важная роль принадлежит преподавателю, который может выступить в качестве посредника конфликтующих сторон. Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки «сохранить лицо». Преподавателю нужно помнить, что попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп и т. д. Поэтому преподаватель-посредник должен в первую очередь выяснить причину конфликта и попытаться устранить ее. Успешность деятельности преподавателя как посредника может зависеть от ряда факторов: доверия к нему участников конфликта, беспристрастности преподавателя к обеим сторонам конфликта, оценки участниками конфликта принятого преподавателем решения как справедливого. Умение разрешать педагогический конфликт требует от преподавателя большого педагогического мастерства и опыта. Способность педагога увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению называют управлением конфликтами. В современной психологии и конфликтологии разработано довольно много методов управления конфликтами, в том числе в учебной деятельности.
Методы управления конфликтами в учебном заведении
Методы управления конфликтами в учебном заведении можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
-внутриличностные, т.е. методы влияния на отдельного человека;
-структурные – методы по устранению организационных конфликтов;
-межличностные методы или стили поведения в конфликтных ситуациях;
-переговоры;
-ответные наступательные шаги. В данную группу методов входят агрессивные действия, которые применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп методов.
Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении учителя правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны учащегося.
Межличностные методы. Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:
В учебном заведении педагог должен демонстрировать только рабочее настроение. Отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, должны оставаться за порогом образовательного учреждения.
Не нужно избегать конфликтов, необходимо направлять процесс их разрешения в конструктивное русло и стараться не затягивать конфликт.
Нужно одинаково справедливо относиться ко всем учащимся.
Вся деятельность педагога должна быть сосредоточена на процессе обучения и воспитания.
Нельзя унижать учеников, напротив, нужно «поднимать» их до своего уровня.
В отношениях с коллегами нужно демонстрировать только ассертивную форму поведения.
Заключение
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность современного образования, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагогов.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
Список литературы
Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Ассертивное поведение [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www. karachevskiy.kiev.ua/For_specialists5_asertivnost.php
Бабенко Г.В., Проблема учебных конфликтов и способы их предупреждения [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/635207/
4. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы. / Истратова О.Н., Т. В. Эксакусто. –Ростов н/Д.: Феникс, 2010 - 512с.
5. Межличностные конфликты в высшей школе [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://studopedia.org/6-77587.html6. Психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.: 1998. – 494 с.