Методические рекомендации к выполнению контрольной работы (для студентов заочной формы обучения)
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»
Методические рекомендации к выполнению
контрольной работы по МДК 02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
для студентов заочной формы обучения
по специальности 050144 «Дошкольное образование»
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по МДК 02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста для студентов заочной формы обучения по специальности 050144 «Дошкольное образование»//Сост. И.Н. Асаева. – Ревда: ГБОУ СПО СО «РПК», 2014.
©Асаева И.Н., 2014
©ГБОУ СПО СО «РПК»
Содержание
Общие указания к выполнению контрольной работы 4
Требования к оформлению контрольной работы. Образец титульного листа 6
Критерии оценки контрольной работы 7
Темы контрольных работ 8
Список литературы
11
Общие указания к выполнению контрольной работы
Контрольная работа - одна из форм самостоятельной работы студентов в межсессионный период. В процессе ее написания происходит закрепление и углубление теоретических знаний, применения их на практике, формируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, обобщать и описывать передовой опыт, результаты собственной педагогической деятельности, приобретаются простейшие навыки исследовательской работы (наблюдение за педагогическим процессом по намеченному плану для решения поставленных задач; изучение условий педагогической деятельности; выявление наиболее эффективных методов и приемов; анализ литературы и фактических материалов и т.п.)
Выбор темы контрольной работы
Тематика контрольных работ должна отвечать следующим требованиям:
- учет направлений и проблематики современных научно-педагогических исследований, ФГОС ДО;
- приобщение студента к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры;
- учет разнообразных интересов студентов в области педагогической теории и практики;
- направленность на разработку актуальных проблем воспитания и обучения детей в конкретном ДОУ.
Темы контрольных работ могут определяться разными способами.
Тему определяет преподаватель.
Тему определяет студент, разработка которой будет способствовать преодолению затруднений, возникших в его практической деятельности.
Студент работает по теме, соответствующей его интересам.
Важно, чтобы система заданий в контрольной работе выявляла как знания студентов по определенной теме, так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать обобщения и выводы, творчески подходить к решению профессиональных педагогических проблем.
Основным критерием выбора темы является интерес студента, его стремление расширить свои познания в области учебной дисциплины. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений, возникших в процессе изучения дисциплины и опыта профессионально-педагогической деятельности.
Самостоятельно выбрать тему можно в процессе:
- анализа затруднений в профессиональной педагогической деятельности;
- просмотра аналитических обзоров по содержанию изучаемой дисциплины;
- ознакомления со специальной литературой и периодическими изданиями;
- консультации преподавателя.
Выбор темы зависит также от ее актуальности для ДОО, от специфики деятельности студента, его профессиональных потребностей, интересов, наличия источников информации и т.д. Так, например, студент с большим педагогическим стажем может выполнять задания, требующие глубокого обобщения изученного материала и опыта работы. Выбрав тему, необходимо зарегистрировать ее у преподавателя и методиста.
Изучение литературных источников и опыта
работы образовательного учреждения
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, познакомиться с аргументацией их обобщений и выводов с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса. Все выводы по поводу работы с источниками фиксируются письменно. Записи могут иметь форму плана, тезисов, выписок, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации. Выполнять эту работу с наименьшей затратой времени помогает форма записи на одной стороне листа, позволяющая свободно оперировать материалом: разрезать, компоновать, подклеивать и т.п. Главное, в работе с источниками необходимо раскрыть сущность изучаемых вопросов в соответствии с целью и планом контрольной работы.
Анализ и обобщение опыта работы ДОО осуществляется на основе изучения педагогической документации, наблюдений за педагогическим процессом, выявления условий и особенностей образовательного процесса. Результаты работы следует фиксировать в специальной тетради, где необходимо отметить: с чем студент познакомился, дату наблюдения, результаты и свое отношение к фактам наблюдения. Необходимо также выявить положительные стороны опыта, указать его недостатки, дать конкретные рекомендации по их устранению.
Составление плана контрольной работы
Студенту необходимо осмыслить цель и направление работы, внимательно изучить методические указания, в которых определяется примерное содержание работы, предлагаются основные задания и пути их выполнения, список рекомендуемой литературы. Затем составляется развернутый план работы.
План должен компактно отражать последовательность (логику) изложения материала. Он подробно передает содержание частей текста. Удачно составленный план говорит об умении студента анализировать текст, о степени освоения его содержания. План составляется постепенно и может корректироваться в процессе анализа информации, поэтому, записывая пункты плана, можно оставлять свободное место для последующей его коррекции.
Составляя план при чтении текста, определить главное в содержании. При необходимости нужным отрывкам дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Стремиться к тому, чтобы заголовки - пункты плана - наиболее точно раскрывали мысли автора.
Основные пункты плана целесообразно конкретизировать, дополнить в соответствии с имеющимися условиями, что позволит глубже осветить материал и логично его выстроить. В дальнейшем, при изложении содержания, нужно строго придерживаться намеченного плана и в соответствии с его пунктами выделять в тексте названия разделов.
Раскрывать вопросы плана необходимо конкретно, логично, с обобщениями и выводами, проявляя собственное отношение к проблеме.
Необходимо рассчитать время для выполнения каждого этапа задания: анализа литературы, изучения опыта работы, организации миниисследований, подготовки материалов для педагогического взаимодействия с детьми, организации и проведения собственной педагогической деятельности, обработки и анализа материала, оформления контрольной работы.
По данным этапам студентом может быть составлен график индивидуальной работы. После каждого этапа выполнения можно получить консультацию у преподавателя с целью дальнейшей корректировки содержания и графика самостоятельной работы.
Основная часть контрольной работы
Студенту необходимо обратить внимание на основные теоретические положения и методические подходы к их реализации. При этом нужно избегать простого изложения и констатации, т.к. необходимо определить свою точку зрения на высказывание авторов, обосновать актуальность выбранной темы, а также намеченные методы и приемы взаимодействия с детьми. Нельзя резко разграничивать в работе теоретическую и практическую часть. Литературные сведения и примеры из практики должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Положения, взятые из литературных источников, лучше излагать своими словами, при этом, в сноске, необходимо указывать фамилию, инициалы автора, название источника, место и год издания. Полное библиографическое описание источника обязательно должно включаться в список использованной литературы. Этого же правила следует придерживаться и при цитировании. Изучая и анализируя указанную литературу по теме, студент должен самостоятельно подобрать дополнительную литературу из научно-методических пособий, монографий, журналов (за последние пять лет). Количество литературных источников должно быть не менее 6-8.
В работе над конкретной темой необходимо провести анализ государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программно-методического и диагностического обеспечения образовательного процесса. Необходимо просмотреть все разделы стандарта, программы, определить результат (качество образования), который необходимо достичь.
На основе изучения литературных источников, анализа практического опыта, подбираются технологии, методы и приемы, которые следует обосновывать.
Собранный материал анализируется в соответствии с задачами контрольной работы, намеченным планом и теоретическими положениями (подтверждает ли их опыт работы или отрицает, в чем конкретно).
Заключение
В заключении необходимо сделать выводы о реализации поставленных задач, целесообразности использованных методов и приемов, дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогического процесса и т.д.
В конце контрольной работы целесообразно поместить приложение, в которое войдут конспекты, перечень педагогических мероприятий, разработки к программе, результаты диагностики детей, детские рисунки, фотографии и т.п.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа может быть выполнена в тетрадях или на листах формата А4, разборчивым почерком с соблюдением полей.
Структура контрольной работы может быть следующей.
Контрольная работа, носящая практический характер.
1. Титульный лист (первая страница контрольной работы).
2. Оглавление (дает представление о тематическом содержании контрольной работы).
3. Основная часть, состоящая из гностической, проектировочной и исполнительской аналитической частей.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы. Второй посвящен проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценке ее результативности. Сюда также может войти система разработанных занятий, наглядные пособия с обоснованием их целесообразности и рекомендациями по применению.
4. Заключение (итоги и выводы автора работы).
5. Список использованной литературы, который составляется в соответствии с существующими требованиями.
Контрольная работа, носящая теоретический характер.
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Основная часть, где посредством глубокого сравнительного анализа литературы раскрывается содержание вопроса (проблемы), освещается уровень его разработанности в теории и практике.
4. Заключение (выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов).
5. Список использованной литературы.
Образец титульного листа
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»
Тема
Контрольная работа по МДК 02.01. «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Выполнил (а): Ф.И.О. обучающегося,
специальность 050704 «Дошкольное образование», группа….
Ф. И. О. преподавателя
дата поступления дата проверки
20..
Объем контрольной работы не должен превышать 10 печатных страниц. Приведенные в тексте цитаты и выписки обязательно документируются со ссылками на источник.
Критерии оценки контрольной работы
Контрольная работа оценивается по следующим критериям:
- соответствие содержания работы теме;
- полнота разработанности вопросов, проявление собственной позиции к изучаемой теме;
- значимость выводов для практической деятельности;
- результативность практической части;
- соответствие оформления требованиям, предъявляемым к выполнению контрольной работы;
- все этапы выполнены в установленные сроки.
Контрольная работа оценивается зачтено (не зачтено). Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, механически переписан материал из учебных пособий или другой литературы. Студенты, чьи работы были не зачтены, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения.
Содержание
Тема 1. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
1. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
2. Развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте
3. Виды классификаций детских игр.
4. Использование различных видов игр в образовательном процессе дошкольной организации.
Методические рекомендации.
При изучении темы необходимо дать определение игры, определить сущность и особенности игры. Рассмотреть игру как средство развития ребенка и основной вид деятельности в образовательном процессе; в каких направлениях идет развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте.
Изучить разные виды классификаций игр, составить сравнительно-сопоставительную таблицу. Дать характеристику каждому виду игры. Привести примеры использования игры в совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Тема 2. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.
1. Психологические особенности детей раннего возраста.
2. Виды игр, используемых с детьми раннего возраста.
3. Специфика руководства играми в раннем возрасте.
Методические рекомендации.
Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста: ведущий вид деятельности, особенности мышления, внимания, восприятия. Определить особенности личностного развития детей раннего возраста.
Выписать виды игр, используемых с детьми раннего возраста. Изучить методику их использования в образовательном процессе.
Показать роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей раннего возраста. Определить приемы руководства игровой деятельностью.
Тема 3. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Виды игр, используемых с детьми дошкольного возраста.
3. Специфика руководства играми в разных возрастных группах дошкольной организации.
Методические рекомендации.
Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста: ведущий вид деятельности, особенности мышления, внимания, восприятия. Определить особенности личностного развития детей дошкольного возраста.
Выписать виды игр, используемых с детьми дошкольного возраста. Изучить методику их использования в образовательном процессе. Охарактеризовать цели и задачи формирования игровой деятельности. Описать элементы игровой деятельности, показать специфику руководства играми в разных возрастных группах. Раскрыть творческие возможности игры. Показать специфику использования игры в разных формах образовательной деятельности (занятие, режимные процессы, игротека в свободной деятельности).
Тема 4. Организация творческих игр.
1. Сущность творческих игр.
2. Виды творческих игр.
3. Специфика руководства творческими играми детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации.
Дать определение творческим играм. Выделить виды творческих игр: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры со строительным материалом. Определить задачи и приемы руководства творческими играми.
Тема 5. Организация сюжетно-ролевой игры.
1. Определить сущность сюжетно-ролевой игры.
2. Рассмотреть методики организации - сюжетно ролевой игры.
3. Роль воспитателя в организации и проведении сюжетно-ролевой игры.
4. Специфика руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Планирование сюжетно-ролевых игр.
Методические рекомендации.
Дать определение сюжетно-ролевым играм. Описать условия, необходимые для организации игр (игровое оборудование, модули, игрушки и п.т.). Выделить методики, технологии обучения детей сюжетно-ролевым играм. Методика построения ролевого диалога. Разработать несколько схем ролевого диалога в старшей и подготовительной группах. Определить задачи и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
Тема 6. Организация режиссерских игр.
1. Определить сущность режиссерских игр.
2. Значение режиссерских игр для развития детей дошкольного возраста.
3. Специфика организации режиссерских игр в разных возрастных группах. Планирование режиссерских игр.
Методические рекомендации.
Дать определение режиссерским играм. Описать условия, необходимые для организации игр (игровое оборудование, модули, игрушки и п.т.). Определить значение режиссерских игр в развитии психических процессов, личности ребенка дошкольного возраста. Изучить методику обучения детей режиссерским играм. Определить задачи и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
Тема 7. Организация театрализованных игр.
1. Определить сущность театрализованных игр.
2. Значение театрализованных игр для развития детей дошкольного возраста.
3. Специфика организации театрализованных игр в разных возрастных группах. Планирование театрализованных игр.
Методические рекомендации.
Дать определение режиссерским играм. Описать условия, необходимые для организации игр (игровое оборудование, модули, игрушки и п.т.). Определить значение театрализованных игр в развитии психических процессов, личности ребенка дошкольного возраста. Изучить методику обучения детей театрализованным играм. Определить задачи и приемы руководства театрализованными играми в разных возрастных группах.
Тема 8. Организация игр со строительным материалом.
1. Условия, необходимые для организации игр со строительным материалом.
2. Виды строительного материала.
3. Специфика руководства строительными играми.
Методические рекомендации.
Дать определение строительным играм. Описать условия, необходимые для организации игр (строительный материал, конструкторы, лего, модули и др.). Определить значение строительных игр в развитии психических процессов, личности ребенка дошкольного возраста. Изучить методику организации строительных игр в разных возрастных группах.
Тема 9. Игра как метод обучения детей дошкольного возраста.
1. Сущность дидактической игры как вида игр с правилами Роль игры в познавательном развитии ребенка.
2. Классификация дидактических игр.
3. Описание отдельных дидактических игр в детском саду.
4. Методика организации и руководство дидактическими играми, их педагогическая ценность.
Методические рекомендации.
Дать определение дидактическим играм. Описать условия, необходимые для организации дидактических игр, виды дидактических игр: с предметами, настольно-печатные, словесные). Определить значение дидактических игр в познавательном детей дошкольного возраста. Изучить методику организации дидактических игр в разных возрастных группах. Выделить особенности планирования дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.
Тема 10. Организация подвижных игр.
1. Сущность подвижной игры как вида игр с правилами Роль игры в физическом развитии ребенка.
2. Классификация подвижных игр.
3. Описание отдельных подвижных игр в детском саду.
4. Методика организации и руководство подвижными играми в разных возрастных группах.
Методические рекомендации.
Дать определение подвижной игры. Описать условия, необходимые для организации подвижных игр. Определить значение подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста. Изучить виды подвижных игр: по степени подвижности (малой подвижности, средней подвижности, большой подвижности); с преобладающим движением (прыжки, лазание, перебежки и т.д.); по предметам (с мячом, с лентами, с обручами). Изучить методику организации дидактических игр в разных возрастных группах. Выделить особенности планирования подвижных игр в воспитательно-образовательном процессе.
Тема 11. Диагностика результатов игровой деятельности детей.
1. Понятие о диагностике.
2. Авторские методики диагностики игровой деятельности.
3. Методы, формы, способы диагностики игровой деятельности.
Методические рекомендации.
Выполнить сравнительно-сопостовительный анализ понятий «диагностика», «мониторинг». Изучить методики диагностики игры, описанные в разных примерных программах. Описать цели, способы диагностики игровой деятельности (программа на выбор).
Список литературы
Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 1997. – 240с.
Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Науч. ред. Волков Б.С. – М., 1994. – 84с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: - 1966. - №6
Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 9-е изд., доп. - М.: Академия, 2008. – 416с.
Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384с.
РЕСУРСЫ Internethttp://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
http://www.obrnadzor.gov.ru –Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательств
http://www.vestniknews.ru – Вестник образования России
http://www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.ru – Российский общеобразовательный портал
http://www.minobraz.ru – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
http://www.irro.ru – ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской об¬ласти»
http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада
http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала)
http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)