Технологическая карта литературного чтения в 3 классе. Тема:А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане ….


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка
Ивантеевского района Саратовской области»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане ...".
Особенности волшебной сказки".
Ф.И.О.автора Попова Наталья Геннадьевна
Наименование, почтовый адрес, телефон, электронная почта образовательного учреждения 413950 Саратовская область,
с. Ивантеевка, ул. Советская, 23
Тел.: 8 (84579) 5-12-76
E-mail: ivanteevka-shool11@rambler.ru
Должность автора учитель начальных классов
Контактный телефон, электронный адрес автора 8-927-255-42-94
mir.68@mail.ru
Тема выбранной работы А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане.
Особенности волшебной сказки.»,




с.Ивантеевка 2015 г.
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс
Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане ...". Особенности волшебной сказки".
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану, работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качеств
Планируемые результаты:
Личностные: основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; чувство сопричастности своему народу; Познавательные: применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; знать разные виды словарей Коммуникативные: принимать участие в коллективном выполнении заданий, т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого;
Регулятивные: самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; соотносить внешнюю оценку и самооценку; произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Образовательные ресурсы: книги А. С. Пушкина для организации книжной выставки, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, костюмы для инсценирования отрывка из сказки (три девицы), карточки для индивидуальной работы, тест, маршрутный лист
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны, активны и старательны
Улыбнитесь друг другу, новому дню.
Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь.
– У вас на столах есть карта успехов. Это ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его «орешками» (раскрашивать кружки). После выполнения каждого задания вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, то раскрашиваете кружок. Чем больше раскрашенных «орешков», тем выше отметка Показывают готовность к уроку. Приветствуют Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Постановка темы и учебной цели -Чтобы узнать тему урока, восстановите последовательность слов в высказывании и дополните недостающее слово (о чём идёт речь?). Предлагает слова для составления высказывания.
– Как понимаете их смысл? Кто автор этих слов? «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». – А. С. Пушкин Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
III. Проверка домашнего задания Прочитайте название сказки.
– Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
– Какие устойчивые эпитеты и сравнения встречаются в сказке Пушкина?
– Где в сказке встречаются троекратные повторы? Приведите примеры. На доске – иллюстрации: картинный план сказки.
– На сколько частей разделили сказку?
Прочтите названия частей.
1-я часть: 2-я часть:
1) Выбор невесты. 1) Первая встреча с отцом.
2) Обман царя. 2) Первое чудо.
3) Чудесное спасение. 3) Гости у князя Гвидона.
4) Встреча с лебедью. 4) Вторая встреча с отцом.
5) Корабельщики на острове. 5) Второе чудо.
6) Третья встреча с отцом.
Выполняют выборочное чтение. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Читают наиболее подготовленные ученики Осуществляю т логические действия. Адекватно воспринимаю т информацию. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
3-я часть:
Женитьба ГвидонаВстреча гостей.
3) В гостях у Салтана.
4) Счастливая встреча.
– Представьте, что вы в театре. Прочитаем 1-ю часть сказки «Выбор невесты» по ролям. При чтении постарайтесь отразить характер героя, выразить свое отношение к нему, обратите внимание на интонацию 1-я группа инсценирует 1-ю часть до слов
«В те поры война была…»
2-я группа пересказывает 2-ю часть до слов «В синем море звёзды блещут…».
3-я группа читает выразительно 3-ю часть до слов «И нарёкся: князь Гвидон…»
4-я группа работает по карточкам (см. ресурсный материал). Осуществляют самопроверку Дополняют, уточняют высказанные мнения. Владеют навыками самостоятельной работы, самопроверки
IV.Работанад сказкой. Беседа с элементами выборочного чтения с опорой на картинный план -Какие чувства остались у вас после прочтения сказки?
– Хороший ли конец у сказки? Почему?
– Давайте ещё раз более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
1) Какое желание появилось у Гвидона после посещения его корабельщиками? (Он захотел увидеть отца: с. 102.)
2) Каким увидел князь Гвидон своего отца? (С. 103 – последние 3 строки; с. 104 – 1-я строка.)
3) О каком первом чуде услышал Гвидон? (С. 105.)
4) В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (С. 108.) 5) О каком чуде узнал князь на этот раз? (С. 111.)
6) Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (С. 115.)
7) О каком чуде он узнал на этот раз? (С. 117–118.)
8) О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, когда они его посетили в последний раз? (С. 122.)
9) Кто и как был наказан в этой сказке? (С. 128) - У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. Выборочно находят ответы на вопросы Формулирую т ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыком выразительно го чтения.
Ориентируются в тексте
V. Физкультминутка (Имитирование движений под музыку
Н. А. Римского-Корсакова.)• Изобразите волны, набегающие на берег.
• Изобразите летящую царевну Лебедь.
• Изобразите Гвидона, натягивающего лук.
• Изобразите танцующую белку, поющую песенки.
• Изобразите богатырей, выходящих из моря
– Кто из вас знает, что за музыка звучала?
– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина Выполняют физкультминутку согласно заданиям Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
VI. Закрепление материала Словарная работа
- Сюжет – это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то или что-то помогает или мешает. Помогает царевна Лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. В сказке есть волшебство. Например, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых. В сказке встречаются странствия героев: корабельщики объехали весь свет.
- Работа в групп. Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встрече Работа в группе Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 1
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;
б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок.
4.Выступление с творческим заданием.
Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 2
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) нарисовать окно;
б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93
4.Выступление с творческим заданием
Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 3
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;
б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).
4.Выступление с творческим заданием. –
Ребята выходят к доске и показывают всему классу свою работу, анализируют её, подводят итоги Работая в группе соблюдают взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы. Формулирую т ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа
Подведение итогов работы в группе. Демонстрация творческих работ каждой группы Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал: «У Пушкина… сказки русские народные… совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова записаны на доске). Докажите, что Пушкин некоторыми элементам русских народных сказок воспользовался. --- Что взято автором из русских народных сказок?
– Как вы понимаете эти строки, вызывающие улыбку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
Четырьмя все три глядят.

А Гвидон-то злится, злится...Зажужжал он и как разТетке сел на левый глаз,И ткачиха побледнела:«Ай!» и тут же окривела;
– Мы не случайно говорили о шутках, так как в русских сказках они часто встречаются.
– Что вы можете сказать о времени и месте действия?
– Что является общим для сказки литературной и народной?
– Какую мораль можно извлечь из этих слов?
-А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
-Докажите, что в сказке есть жизненная правда.
– Чему учит сказка?
-Давайте подведем итоги
- Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин?
На доске написаны следующие сведения:
• Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822 г.
• Подробная запись в Михайловском – в 1824 г.
• 14 стихов, остальное проза – 1828 г.
• Написал полностью в 1831 г., устроив творческое соревнование с Жуковским Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены. – Имена, герои (Бабариха, царевна Лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры). Костюмы («в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»; «под косой луна блестит…»). – Двух сестер укусил Гвидон прямо в глаз, когда оборотился в комара и муху. – Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буяне, море. Корабельщики объехали весь свет: за морем житье не худо… – Мораль.
-«Царь для радости такой отпустил всех трех домой…», «Ветер по морю гуляет…»
-Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде VII. Итог урока. Рефлексия -В сказках добро побеждает зло.
-Простил ли автор сестер в сказке?
– А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
– Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
– Чему научила нас эта сказка? -Да, простил.
– Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению VIII. Домашнее задание -Выучить понравившийся отрывок сказки А. С. Пушкина наизусть. -Составить характеристику других героев сказки.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!  Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осуществляю т поиск средств ее достижения
Ресурсный материал к уроку
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карточка1
1. Как звали няню А. С. Пушкина?
2. Восстанови стихи:
Ветер на море … (гуляет)
И кораблик … (подгоняет).
Он бежит себе … (в волнах)
На раздутых … (парусах) Карточка2
1. Когда и где родился А. С. Пушкин?
2. Запиши, как звали героев сказки:
Царь … Салтан
Князь … Гвидон
Дядька … Черномор
Царевна … Лебедь
Сватья баба … БабарихаКарточка3
1. Как назывался лицей, в котором учился А. С. Пушкин с 12 лет?
2. Найди и подчеркни «лишнюю» пару:
Салтан и 33 богатыря
Князь Гвидон и царевна Лебедь
Белка и сватья баба Бабариха
Повариха и злой коршун
Ткачиха и золотая рыбка
ТЕСТ
Вариант 1
1.Чтохотеласделатьперваядевица,еслистанетцарицей?
а) На весь мир наткать полотна;
б) устроить пир на весь крещёный мир;
в) во всём слушаться царя;
г) родить богатыря.
2.Кемсталамладшаясестра?
а) Царицей;
б) поварихой;
в) ткачихой;
г) нянькой.
3.КудауехалцарьСалтан?
а) На охоту;
б) в путешествие;
в) на войну.
4.Очёмхотелацарицасообщитьмужувсвоёмписьме?
а) Что у нее все по-прежнему;
б) что она родила богатыря;
в) что она родила неведому зверюшку;
г) что ее обижают сестры.
5.Какимпосланиембылозамененоеёписьмо?
а) Что царица болеет;
б) что у царицы всё хорошо;
в) что царица родила неведому зверюшку;
г) что царица злая и неблагодарная.
6.КакойответотправилцарьСалтан?
а) Бросить царицу и ребёнка в воду;
б) ждать его возвращения;
в) наказать ткачиху и повариху.
7.Чтопроизошлосцарскимпосланием?
а) Оно было заменено на другое;
б) вообще не было доставлено никакого послания;
в) оно было доставлено по назначению.
8.Кудаволнавынеслацарицуисына?
а) На берег соседней страны;
б) принесла обратно;
в) на необитаемый остров;
г) на остров, где был большой город.
9.Когоувиделюношанаострове?
а) Чайку и ворона;
б) лебедь и ястреба;
в) лебедь и коршуна;
г) утку и орла.
10.ЧтосказалацаревичуЛебедь?
а) Что зря он убил чародея;
б) что он убил чародея и спас девицу;
в) что он убил очень злую птицу
Вариант 2
1.Какначинается«СказкаоцареСалтане»?
а) «Три девушки под окном…»;
б) «Три девицы под окном…»;
в) «Три тётушки под окном…».
2.Расставь по порядку превращения царя Гвидона, вписав цифры:
муха;
комар;
шмель.
3.Чтоподгонялветернаморе?
а) Корабль;
б) лодку;
в) кораблик.
4.Какиеорешкигрызлабелочка?
а) Бронзовые;
б) золотые;
в) железные.
5.Сколькобогатырейвышлонаберег?
а) 23;
б) 33;
в) 43.
6.Вкогопревращаласьцаревна?
а) В лягушку;
б) лебедь;
в) журавушку.
7.Какимисловамизакончиласьсказка:«Иятамбыл,мед-пивопил...»:
а) «И лишь ноги промочил…»;
б) «и усы лишь обмочил…»;
в) «по усам текло, а в рот не попало…»


Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 1
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;
б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок.
4.Выступление с творческим заданием.
Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 2
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) нарисовать окно;
б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93
4.Выступление с творческим заданием
Литературное чтение
Маршрутный лист
Группа 3
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;
б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).
4.Выступление с творческим заданием.