Методические рекомендации по дисциплине Управление структурным подразделением организации


Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
ГПОУ Докучаевский техникум
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Цикловая комиссия технологических дисциплин
и организации обслуживания
Н.М. Кищенко  Управление структурным подразделением организации
методические рекомендации
для самостоятельного изучения
программного материала по дисциплине
для студентов очного и заочного отделения
специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
2016
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
ГПОУ Докучаевский техникум
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-БарановскогоЦикловая комиссия технологических дисциплин
и организации обслуживания
Н.М. Кищенко  Управление структурным подразделением организации
методические рекомендации
для самостоятельного изучения
программного материала по дисциплине
для студентов очного и заочного отделения
специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рассмотрено и утверждено
на заседании цикловой комиссии технологических дисциплин и организации обслуживания
Председатель комиссии ___С.Н.Курляндская
Протокол № __ от _______
Утверждено
на заседании методсовета Председатель _________Т.И. Маслова
Протокол №_____от _______

2016
Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала по дисциплине «Управление структурным подразделением организации» для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного.
Подготовила Кищенко Н.М.  преподаватель Докучаевского техникума Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-БарановскогоМетодические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Управление структурным подразделением организации» и подготовлено с целью подготовки студентов к экзамену.
рецензент:
Курляндская С.Н. - преподаватель второй категории, ГПОУ Докучаевский техникум Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-БарановскогоВведение
1. Понятие о предмете.
2. Роль общественного питания на современном этапе.
3. Особенности деятельности ПОП.
Предмет знакомит с историей развития отрасли торговли, общественного питания, также с классификацией ПОП и характеристикой их типов, с источниками снабжения, с организацией работы складского, тарного и весового хозяйства, с доставкой продуктов, с потребительским спросом, с рекламой, с нормативной документацией ПОП, с организацией работы цехов (овощного, рыбного, мясного,горячего, холодного,мучного и кондитерского), с их оборудованием и оснащенностью.
От правильной и четкой организации работы предприятия зависят настроение и самочувствие всех, кто пользуется их услугами.
Основными направлениями в ОП на современном этапе является:
Обеспечение потребностей посетителей по месту работы (в учреждениях,на производстве).
Развитие сети ПОП в школах,училищах, Сузах,Вузах,а также на предприятиях быстрого обслуживания, в магазинах кулинарии, супермаркетах и т.д.
Оказание дополнительных услуг: доставка обедов на дом, обслуживание торжеств (свадьбы,юбилеи) на дому,прием заказов на изготовление кулинарных и кондитерских изделий,вызов такси, бронирование столов и др.
Организация полноценного отдыха посетителей.
ПодПОП понимается: торгово- производственная единица, выполняющая функции по обеспечению населения питанием (столовая, кафе, ресторан, бар), его реализация и организация потребления.
Деятельность ПОП характеризуется следующими условиями:
Ассортимент изготовляемой и реализуемой продукции зависит от характера спроса потребителей.
Изменения, зависимые от сезона, времени дня, дней недели (например: в летнее время повышается спрос на блюда из овощей, на холодные супы, закуски, прохладительные напитки).
На спрос в городах и населенных пунктах влияет возрастной и демографический состав, региональные и национальные особенности.
Деятельность ПОП строго связана с учетом норм санитарии и гигиены. При организации производства необходимо соблюдать следующие требования:
Товарное соседство при хранении продуктов
Исключение пересечения технологических потоков п/ф и готовой продукции, чистой и использованной посуды.
Создание оптимальных условий освещения на рабочих местах, обеспечение эффективных систем вентиляции.
Вопросы для контроля
1. Охарактеризовать состояние заведений ресторанного хозяйства на современном этапе рыночных отношений.
2. Назвать основные направления научно-технического прогресса в заведениях ресторанного хозяйства.
3. В чем сущность и значение индустриализации заведений ресторанного хозяйства?
Литература
[2], с. 12-23
Тема: Характеристика предприятий общественного питания
1. Классификация ПОП
2. Характеристика основных типов ПОП
3. Номенклатура предоставляемых потребителям услуг.
Предприятия ОП классифицируются в зависимости от характера производства, ассортимента выпускаемой продукции, объема и видов предоставляемых услуг.
В зависимости от характера производства ПОП подразделяются на:
Заготовочные (фабрики – заготовочные, комбинаты п/ф, специализированные кулинарные и кондитерские цехи)
Доготовочные (столовые - доготовочные, вагоны-рестораны и др.)
Предприятия, с полным циклом производства (комбинаты питания, рестораны и др.)
В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции делятся на:
Универсальные
Специализированные
Универсальные–осуществляющие производство и реализацию разнообразного ассортимента блюд , обеспечивающие полный рацион питания (завтраки, обеды, ужины), а также организующие досуг в вечернее время, в выходные и праздничные дни.
Специализированные –Осуществляющие производство и реализацию однородного ассортимента блюд и напитков (пельменные, блинные, кафе-мороженое и др.)
В зависимости от времени функционирования делятся на:
Стационарные
Сезонные
Классификация ПОП – совокупность отличительных признаков предприятий определенного типа, характеризующая качеством представлением услуг, уровнем и условиями обслуживания.
Рестораны и бары подразделяются на классы. Кафе, закусочные и столовые на классы не подразделяются.
1. Рестораны, бары( по уровню обслуживанию, материально-техническому оснащению и номенклатуре предоставляющих услуг) подразделяются на 3 класса:
- Люкс
- Высший
- Первый
Люкс – изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, оригинальный ассортимент, изысканные заказные и фирменные блюд, изделий (Р), а также напитков, коктейлей (Б).
Высший – оригинальность интерьера, широкий выбор услуг, комфортность, ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий, а также напитков и коктейлей несложного приготовления (Р), а также напитков и коктейлей несложного приготовления в том числе заказных и фирменных (Б).
В ресторане высшего класса имеется банкетный зал, бар, коктейль-холл с барной стойкой, помещения должны быть красиво оформлены, выдержаны в определенном стиле.
Обслуживание осуществляются официантами, метрдотелями. Обслуживающий персонал должен иметь фирменную одежду.
Первый – гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков сложного приготовления (Р), набор напитков, коктейлей несложного приготовления в том числе заказные и фирменные.
2.Рестораны (по ассортименту реализационной продукции)
- Рыбный
- Пивной
- Вегетарианский
- С национальной кухней
- С кухней зарубежных стран
2. Характеристика основных типов ПОП
ПОП – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации их потребления.
Функции ПОП:
Производственная, связана с производством, процессом изготовления продукции.
Реализации, т.е. обмен товара (продукции) на денежные средства населения.
Организации потребления кулинарной продукции в специальных помещениях.
ПОП делятся на предприятия:
с неполным производственным циулом ( доготовочные ) на п/ф);
с полным производственным циклом ( на сырье ) – осуществляют обработку, сырья, выпуск п/ф и готовой продукции, а затем реализуют в залах, буфетах, магазинах кулинарии.
Деятельность ПОП имеет следующие особенности:
неравномерная загрузка производства;
режим работы ПОП зависит от особенностей обслуживания различного контингента посетителей;
наличие большого ассортимента готовой кулинарной продукции;
производство в основном скоропортящейся продукции;
небольшая продолжительность во времени между изготовителем и реализацией продукции;
влияние сезонных факторов, на ассортимент продукции;
необходимость строгого соблюдения санитарно- гигиенических норм и правил.
В соответствии с ГОСТ Р50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» существуют 5 типов ПОП:
-Ресторан
-Бар
-Кафе
-Столовая
-Закусочная
При определении типа ПОП учитываются факторы:
Ассортимент реализуемой продукции, её разнообразие и сложность приготовления.
Техническая оснащенность (оснащение, оборудование, материальная – техническая база, состав помещений, архитектурно-планировочное решение).Особенности обслуживания ( методы и формы обслуживания, уровень и качество обслуживания официантами, самообслуживание, комбинированный метод)
3. Номенклатура предоставляемых потребителям услуг.
Тип ПОП – вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализационной продукции, номенклатурой предоставляемых услуг.
Ресторан – ПОП с широким ассортиментом блюд сложного приготовления,( включая заказные, фирменные блюда), вино-водочных , табачных и кондитерских изделий, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха и развлечения посетителей.
Бар – ПОП с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные напитки, закуски ( холодные, горячие), десерты, мучные кондитерские и булочные изделий, покупные товары. В соответствии с классом должны обеспечивать определенный уровень обслуживание в сочетании с организацией отдыха.
Кафе – предприятие по организации питания и отдыха посетителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции, кондитерских изделий и напитков.
Столовая – ПОП, производящее и реализующее общедоступный и традиционный ассортимент кулинарной продукции, разнообразный по дням неделям.
Закусочная – ПОП с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенных для быстрого обслуживания посетителей.
Вопросы для контроля:
Как классифицируются предприятия общественного питания (ПОП)?
Перечислите функции ПОП.
По характеру производства ПОП подразделяются на …?
Литература
[2], с. 12-23
Организация складского и тарного хозяйства
Тема: Организация снабжения ПОП
Организация снабжения
Договор поставки
3. Задачи складского хозяйства Требования к складским помещениям
Правильная организация снабжения ПОП необходимым сырьем, п/ф, оборудованием, инвентарем, столовым бельем, приборами способствует ритмичной работе и качеству выпускаемой продукции.
Основные задачи снабжения:
Современность
Комплектность
Качество поставок – непосредственно влияет на качество готовой продукции.
К ОС предъявляются следующие требования:
Обоснование определенных потребностей в продуктах и материально-технических средствах
Своевременное заключение договоров поставки и контроль за их выполнением
Сокращение путей продвижения товаров и соблюдение графика поставки
Правильная организация приемки и отпуска товаров
Обеспечение сохранности товароматериальных ценностей
Сведение до минимума потерь и затрат.
НаПОП различают следующие виды снабжения:
Снабжение продовольственными товарами – поступление сырья, п/ф и различных продуктов
Материально-техническое снабжение – поставка оборудования, столовой и кухонной посуды, инвентаря, столовых приборов, спецодежды, дезинфицирующих средств и др.
Источниками снабжения ПОП продовольственными товарами являются:
Местная промышленность (мясокомбинаты, молокозаводы, маслосырбазы, хлебозаводы и др.)
Оптовые базы
Рынки
Частные лица
Колхозы, совхозы
Фермерские хозяйства
Самозаготовки
Регулирование взаимоотношений по поставкам товаров между поставщиками и потребителями осуществляется на основании положения «О поставках товаров народного потребления» и «Особыми условиями поставки».
Договор поставки является основным документом, регламентирующим права и обязанности сторон. Это письменное соглашение, по которому поставщик обязуется в установленные сроки поставить определенное количество товаров, а покупатель принимать заказанные товары и своевременно их оплачивать.
По сроку действия различают договора:
Долгосрочные на 5 лет
Краткосрочные на 1 год
Сезонные и разовые поставки
В ОС важную роль играет выбор рациональной формы поставки товаров.
Поставка товаров – это отгрузка или отпуск товаров от поставщиков к покупателям, применяют:
Транзитную форму поставок - поставщик – предприятие (скоропортящиеся и крупнофасованные продукты)
Складскую форму поставок - поставщик-оптовая база –предприятие (не скоропортящиеся товары).
Способы доставки товаров;
Кольцевой – продукты развозят по определенному графику
Транзитный (маятниковый) – для доставки мяса, хлеба, молочных и скоропортящихся продуктов
Комбинированный – наиболее эффективный, объединяет кольцевой и транзитный завоз, также производит сбор тары.
Организация складского хозяйства и хранения продуктов.
3. Задачи складского хозяйства Требования к складским помещениям
Приемка товаров
Способы хранения продуктов.
Для нормальной, ритмичной работы наПОП должен быть определенный запас сырья и материально-технических средств. В составе ПОП оборудуются помещения для приема и хранения продуктов.
В зависимости от типа и мощности ПОП складские помещения занимают 15-20% общей площади предприятия.
Задачи организации складского хозяйства:
Хранение необходимого запаса сырья и продуктов
Приемка товаров и тары по количеству и качеству.
Для предприятий, работающих на сырье запасы продтоваров должны быть не менее 3-х суточной потребности, кроме скоропортящихся товаров (молоко, молочные продукты, яйцо).
Складские помещения- это холодильные камеры и кладовые.
Требования к складским помещениям:
Удобная связь с производственными цехами
В соответствии с санитарными нормами и правилами должны содержаться в чистоте: ежедневная уборка, 1 раз в неделю генеральная, ежемесячно дезинфекция и дезинсекция.
Дезинфекция - комплекс мер по уничтожению возбудителей болезней человека.
Дезинсекция - комплекс мер по уничтожению вредных переносчиков возбудителей болезней (мухи, грызуны, тараканы).
В складских помещениях температура воздуха, влажность и кратность его обмена должны соответствовать режимам хранения и СПиПам (строительным нормам и правилам).
Освещение: - естественное и искусственное.
Вентиляция: - естественная и механическая (приточно-вытяжная).
Высота помещений не менее 3,3 м, в подвальных помещениях допускается 2,5-2,5 м. Стены должны быть защищены от грызунов и покрашены на высоту 1,8 м. Полы прочные, влагонепроницаемые, без выбоин, для безопасного перемещения средств с грузами, устройство порогов не допускается.
Оснащенность складских помещений:
Подтоварники
Стеллажи
Весоизмерительные приборы
Холодильные камеры
Инвентарь
Инструменты и др.
Для отпуска продуктов:
Совки
Лопатки
Воронки
Вилки и др.
В складских помещениях производят разгрузку, приемку, сортировку и складирование поступающих продтоваров и сырья.
Приемка товаров производится материально-ответственным лицом: заведующим складом, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Товар и сырье принимают по количеству и качеству, в первую очередь проверяется наличие сопроводительного документа:
Товарно - транспортные накладные
Сертификаты качества продукции
Лабораторные анализы и др.
Приемка по количествуосуществляется на складе поставщика, если это самовывоз. Проверка количества товарных единиц осуществляется не позднее 24 часов на скоропортящиеся товары и 10 дней по всем прочим продуктам. Если не предусмотрены другие условия поставки.
Приемка по качествупроизводится на складе получателя органолептическим методом (по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие товаров стандарту, одновременно проверяют упаковку и тару. При сомнительном качестве товаров их направляют на лабораторные исследования.
При хранении сырья и продуктовдолжны соблюдаться требования санитарных норм в соответствии с СанПиН 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особоскоропортящихся продуктов».
Существует несколько способов хранения и укладки сырья и продуктов:
Стеллажный – продукция хранится на полках, стеллажах, в шкафах, она предохраняется от отсыревания (продукты в ящиках, масло, сыр, хлеб, вина в бутылках);
Штабельный – на подтоварниках, так хранят продукты в таре, штабель высотой не более 2 м; мешки с сахаром, мукой, не более 6 мешков.
Ящечный – в ящиках хранят плоды, овощи, яйца и др.
Насыпной – в закромах, ларях, контейнерах хранят картофель, корнеплоды;
Подвесной – мясо тушами, полутушами, четвертинами на крюках, без соприкосновения друг с другом и со стенами.
Вопросы для контроля:
Какие задачи выполняют складские хозяйства?
Что является источником продовольствия для ПОП?
Какой основной документ определяет права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции?
Кто занимается организацией снабжения в предприятиях общественного питания?
Назовите виды маршрутов завоза продуктов, их особенности?
Как организуется приемка продовольственных товаров?
Способы хранения продовольствия.
Литература
[2], с. 24-38
Тема: Организация тарного хозяйства.
1. Тара, ее значение.
2. Классификация тары.
3. Требования, предъявляемые к таре.
4. Тарооборот, его элементы.
Тарное хозяйство зависит от типа и мощности предприятия общественного питания. В его состав входит тарные кладовые и мастерские по ремонту тары.
Тара─это изделие, предназначенное для сохранности количества и качества товаров при транспортировке, хранении и погрузо-разгрузочных работах.
Значение тары:
1). Сохраняет продукты от загрязнения, порчи и потерь.
2). Обеспечивает удобство при перевозке и хранении.
Классификация тары.
1).По назначению:
а).Внешняя (транспортная)
б).Внутренняя (потребительская ─ это товарная упаковка, передаваемая покупателю с товаром).
2).По специализации:
а). Специализированная
б). Универсальная
3).По кратности использования:
а). Многооборотная (используется неоднократно)
б). Однооборотная (разовая)
4).По принадлежности:
а). Инвентарная (возвращают поставщику, поставившему тару)
б). Общего пользования
в). Тара предприятия общественного питания
5).По виду материала:
а). Картонно- бумажная
б). Полимерные материалы
в). Металлическая
г). Стеклянная
д). Тканевая
е). Деревянная
6).По степени жесткости:
а). Жесткая
б). Полужесткая
в). Мягкая
Инструменты для вскрытия тары.
1).Гвоздодер
2). Плоскогубцы
3). Ножницы
4). Молоток
5). Топор
6). Консервовскрыватель 7). Съемник обручей с бочек
Требования, предъявляемые к таре (в соответствии с ГОСТ).
1). Санитарно- гигиенические (чистая, без посторонних запахов, возможность быстрой обработки и дезинфекции);
2). Технические (требования к материалу – прочность, надежность);
3). Эксплуатационные (удобство в процессе работы – распаковка, приемка, хранение, продажа товаров);
4). Экологические (при утилизации должна быть безвредной для окружающей среды); 5). Экономические (учет тары, своевременный возврат поставщику).
Тарооборот.
Включает в себя:
1). Приемку (по количеству и качеству).
2). Вскрытие (специнструментами для сохранности тары).
3). Хранение (в спецпомещения).
4). Возврат (поставщику в соответствии с условиями договора).
Вопросы для контроля:
1. Что такое тара?
2. Каково значение тары?
3. По каким признакам классифицируют тару?
4. Какой тара бывает: по назначению,
По специализации,
По кратности использования,
По принадлежности,
По виду материала,
По степени жесткости?
5. Перечислите инструменты, используемые для вскрытия тары.
6. Какие требования предъявляются к таре?
7. Какие элементы в себя включает тарооборот?
8. Каковы правила приемки, вскрытия, хранения, возврата тары?
Литература
[2], с. 24-55
Организация процесса производства продукции
Тема «Оперативное планирование работы производства»
              При изучении этой темы необходимо усвоить, что структура производства - это взаимосвязь производственных цехов и вспомогательных производственных помещений. ПОП могут иметь цеховую или бесцеховую структуру производства в зависимости от характера производственного процесса. Одно из условий рациональной организации труда на производстве - это использование форм распределения Главная обязанность заведующего производством, начальник цеха - это оперативное планирование работы производства, то есть разработка производственной программы цеха (предприятия). Каждый день составляется план-меню, определяется необходимое количество продуктов для обеспечения составленного плана-меню). 
Вопросы для контроля
1. В чем разница между цеховой и бесцеховой структурами производства?
2. Назвать факторы, учитываемые при составлении меню.
3. В чем сущность и значение оперативного планирования производства заготовительных и доготовочных?
4. Назначение и содержание технологических карт, отличие их от калькуляционных карт.
 Литература
[1], с. 156-157;. 67-79
Тема: Организация производства ПОП
Характеристика структуры производства.
2. Организация рабочих мест.
3. Технологический процесс
Характеристика структуры производства. Организация работы овощного цеха.
Сущность организации производства – создание условий, обеспечивающих правильное ведение технологического процесса приготовления пищи.
Различают предприятия с цеховой и бесцеховой структурой производства.
Цеховая структура организуется в ПОП с большим объемом производства, работающих на сырье.Бесцеховая структура организуется в ПОП с небольшим объемом производства, работающих на п/ф, с выпуском ограниченного ассортимента продукции (имеется цех доработки п/ф).
Цеха подразделяются на:
Заготовочные (овощной, мясо-рыбный);
Доготовочные (холодный, горячий);
Специализированные (мучной, кондитерский).
Требования к производственным цехам:
Удобная связь со складскими помещениями;
Расположение оборудования последовательное, по ходу технологического процесса;
Высота помещений не ниже 3 метров;
Стены на высоту 1,7 метра от пола облицовывают керамической плиткой, оставшуюся часть красят краской светлых тонов;
Полы водонепроницаемые, имеют небольшой уклон к трапу;
Оптимальный климат (t воздуха в заготовочном и холодном цехе 16-18°С, в горячем и холодном – 23-25°С, влажность воздуха 60-70%);
Наличие вентиляции (приточно-вытяжная или местная над оборудованием);
Наличие холодной и горячей воды;
Наличие канализации (бесперебойное удаление стоков);
Наличие раковин (для мытья рук и инструментов);
Наличие естественного и искусственного освещения;
Наличие средств связи (телефон);
Наличие часов.
Организация рабочих мест.
Рабочее место – это участок производственной площади, на котором размещено оборудование, инвентарь, инструменты, посуда, необходимые для выполнения определенной технологической операции.
Рабочие места на ПОП имеют особенности в зависимости от типа, мощности, характера выполняемых операций, ассортимента выпускаемой продукции.
Рабочие места бывают универсальными и специализированными.
Требования к рабочим местам:
Площадь достаточная:
Для размещения оборудования, инструментов, инвентаря, посуды.
Для создания безопасных условий труда (исключить возможность производственных травм, обеспечение подхода к оборудованию);
РМ располагаются в цехе по ходу технологического процесса (ускоряет продвижение сырья, п/ф, готовой продукции);
Высота производственного оборудования (столы, стеллажи) подбирается в зависимости от роста работников (подножные решетки);
Ширина рабочего места 70-80 см, длина 100-120 см;
Источник света спереди или слева от работника (столы устанавливают около окна – лицом к окну);
РМ организуется с учетом правил т/б - (исключить возможность получения травм, ожогов - ограждения, предохранительные устройства, предупредительная сигнализация)
Организация работы овощного цеха.
Назначение: предназначен для первичной обработки овощей и изготовления п/ф из них.
Расположен ближе к овощехранилищу, лифту. Удобная связь с доготовочными цехами (завершается выпуск продукции).
Технологический процесс обработки овощей.
Сортировка - мытье – очистка – дочистка – промывание – нарезка.
Оборудование:
1. Механическое – картофелечистки МОК – 125, 250
овощерезки
универсальная овощерезка МРО – 50 – 200
2. Немеханическое – производственные столы
столы для доочистки картофеля
моечные ванны
подтоварники.
Инструменты, инвентарь: ножи (коренчатый, кар)
Организация работы мясо-рыбного цеха
Назначение:предназначен для первичной обработки мяса, птицы, рыбы и изготовления п/ф из них.
Расположен ближе к холодильникам и лифту. Удобная связь с доготовочными цехами (завершается выпуск продукции)
Технологический процесс обработки мяса.
Размораживание мяса, зачистка поверхности и срезание ветеринарных клейм, обмывание, обсушивание, деление на полутуши (свинина, баранина), четвертины (говядина), отделение крупнокусковых частей, жиловка мяса и приготовление полуфабрикатов натуральных и рубленных.
Оборудование:
Механическое– мясорубки МИМ –60,82,105
мясорыхлители фаршемешалки
универсальный привод ПМ 1,1 со сменными механизмами.
Немеханическое-производственные столы моечные ванны
Лотки подтоварники.
Инструменты, инвентарь, ножи:разделочные доски,ножи для обвалки (большой и малый), средний нож поварской тройки.
Технологический процесс обработки птицы.
Размораживание, опаливание, удаление головы, шейки, ножек, потрошение, мытье, формовка разделанных тушек, обработка потрохов, изготовление п/ф.
Механическое – мясорубки МИМ – 60,82,105
холодильники
Немеханическое-производственные столы моечные ванны
Лотки, подтоварники
Инструменты, инвентарь, ножи:разделочные доски,ножи - рубаки, ножи поварской тройки, ножи с серповидными лезвиями для потрошения птицы, пинцет для удаления перьевых пеньков с тушек.
Технологический процесс обработки рыбы.
Размораживание, отделение от чешуи, срезание плавников, удаление голов, потрошение, промывание, разделка, приготовление п/ф.
Оборудование:
Механическое– мясорубки МИМ – 60,82,105
Фаршемешалки размолочный механизм холодильники
Немеханическое-производственные столы моечные ванны
Лотки, подтоварники
Инструменты, инвентарь, ножи:разделочные доски, ножи поварской тройки.
Вопросы для контроля:
Для чего предназначен мясо-рыбный цех?
Какие требования предъявляются к планировке мясо-рыбного цеха?
Перечислите оборудование, используемое в мясо-рыбном цехе.
Какие инструменты, инвентарь применяются в мясо-рыбном цехе?
Какая маркировка используется в мясо-рыбном цехе?
Литература
[2], с. 81-116
Тема «Организация работы горячего цеха».
1. Назначение.
2. Оборудование.
3. Суповое отделение
4. Соусное отделение
Назначение: осуществляется тепловая обработка продуктов, и полуфабрикатов, варка бульонов, супов, соусов, гарниров, вторых блюд, горячих напитков, мучных кулинарных изделий, а так же производится тепловая обработка продуктов для холодных и сладких блюд.
Требования к планировке: удобная связь со складскими помещениями, с заготовочными цехами, холодным цехом, раздачей и моечной кухонной посуды.
Оборудование для ГЦ подбирают по нормам оснащения в соответствии с типом и количеством посадочных мест вПОП, режимом работы, МАХ загрузкой торгового зала в часы пик, формой обслуживания.
Оборудование:
Тепловое (электрические плиты, сковороды, котлы пищеварочные, жарочные шкафы, электрогриль, фритюрницы, пароварочный шкаф, пароконвектоматы, кипятильники, СВЧ-печи);Холодильное (для хранения суточного запаса скоропортящихся продуктов);
Механическое (универсальный привод с протирочным механизмом для приготовления картофельного пюре, куттер, блендеры);
Немеханическое (столы, стелажжи, ванна для промывания гарниров);
Секционно-модулированное (для организации технологических линий, СМО повышает эффективность использования оборудования, снижает утомляемость работников, повышает их трудоспособность);
Вытяжное;
Весовое.
Инструменты: ножи, шумовка, поварская игла, черпак, лопатки, веселки, венчики, шпажки.
Инвентарь, посуда: грохот, сито, сковороды, противни, сотейники, кастрюли, котлы наплитные, дуршлаг, котлы для варки рыбы (на пару), формы и коврики силиконовые.В горячем цехе выделяют следующие отделения:
Суповое:
а) для варки бульонов;
б) для варки супов;
в) для приготовления гарниров к супам и бульонам.
Организация труда в суповом отделении.
1.Ознакомление с планом – меню.
2.Варка бульона (накануне).
3.Подбор технологических карт, расчет сырья.
4.Получение продуктов.
5.Подготовка РМ (подбор инструментов, инвентаря, посуды).
6.Процеживание бульона, подготовка ингредиентов (пассерование, припускание овощей).
7.Варка супов с учетом трудоемкости.
8.Приготовление гарниров к супам (пирожки, ватрушки, расстегаи).
Соусное:
а) для тепловой обработки и приготовления блюд из мяса, рыбы, овощей;
б) для приготовления гарниров и соусов;
в) для приготовления компонентов к блюдам.
Организация труда в соусном отделении.
1.Ознакомление с планом – меню.
2.Подбор технологических карт, расчет сырья.
3.Получение продуктов.
4.Подготовка РМ (подбор инструментов, инвентаря, посуды).
5.Приготовление блюд (с трудоемких до более простых, учитывая сроки реализации).Производственная программа цеха составляется на основании ассортимента блюд и продукции, реализуемой через торговый зал, буфеты и предприятия розничной торговли. Для успешного выполнения производственной программы работники должны начать работу не позднее чем за 2 часа до открытия торгового зала.
Организация труда в горячем цехе.
Ознакомление с планом – меню (указанно количество и ассортимент супов).
Подбор технологических карт, расчет сырья.
Включение теплового оборудования на максимум (на 3-ку).
Получение продуктов и п/ф.
Подготовка рабочих мест.
Приготовление трудоемких блюд (бульоны, супы, мясные, горячие блюда) и ингредиентов к ним.
Гарниры, основные соусы, горячие напитки, рыбные блюда, порционирование 2-ых блюд.
Бракераж – оценка качества блюд.
Отпуск блюд на раздачу.
Приготовление блюд по мере спроса.
Приготовление заготовок на основании плана-меню.
Уборка рабочих мест.
Вопросы для контроля:
1. Назначение ГЦ.
2. Какие требования предъявляются к планировке ГЦ?
3. Какие специализированные отделения выделяют в ГЦ? Для чего они предназначены?
4.На основании чего составляется производственная программа ГЦ?
5. Какие виды оборудования применяют в ГЦ?
6.Перечислите инструменты, инвентарь, посуду, применяемые в ГЦ.
7. Как организуется труд в ГЦ?
Литература
[2], с. 117-133
Тема «Организация работы холодного цеха».
1. Назначение.
2. Оборудование:
3. Организация труда в холодном цехе.
Назначение: приготовление, порционирование и оформление холодных блюд и закусок, сладких блюд, холодных напитков и супов.
Требования:
1. Удобная связь с горячим цехом (производится тепловая обработка продуктов для последующего изготовления ХБиЗ), раздачей, моечной столовой посуды.
2. Окна цеха выходят на север или северо – запад.
3. Соблюдение четкого разграничения производства блюд из сырых и вареных овощей, мяса и рыбы.
4. ХБиЗ изготавливаются перед подачей или по мере спроса (с учетом сроков реализации).
5. Необходимо строго соблюдать санитарно – гигиенические нормы и правила при организации технологического процесса.
Оборудование:
1. Механическое: универсальные приводы со сменными механизмами (нарезка, взбивание, выжимание сока); овощерезки, слайсер, хлеборезка, миксер, блендер. Типы и виды оборудования зависят от мощности цеха, в небольших цехах эти операции выполняются вручную.
2. Немеханическое: ванны моечные, производственные столы (количество зависит от одновременно работающих работников), стеллажи.
3. Весовое.
4. Холодильное: шкафы, витрины, столы с охлаждаемыми шкафами, низкотемпературные прилавки, ледогенераторы, фризеры.
Инвентарь, посуда: ножи поварской тройки, ножи гастрономические, ножи для фигурной резки, шпажки, терки, скребок для масла, томаторезки, яйцерезки, лотки, формы, формочки, доски разделочные, соковыжималки.Маркировка, используемая в холодном цехе: ОС, ОВ, МВ, РВ, КО, СЕЛЬДЬ, ГАСТРОНОМИЯ, ХЛЕБ, ЗЕЛЕНЬ, ФРУКТЫ.
Организация труда в холодном цехе.
ознакомление с планом - меню;
отбор технологических карт, расчет сырья;
получение сырья;
подготовка РМ;
подготовка ингредиентов (очистка, вырезание элементов оформления, нарезка);
смешивание, заправка, порционирование, оформление блюд перед подачей или по мере спроса;
приготовление заготовок и трудоемких блюд (отваривание овощей, мяса; заливное, студни);
уборка рабочих мест.
Вопросы для контроля:
1. Назначение холодного цеха (ХЦ).
2. Какие требования предъявляются к планировке ХЦ?
3. Какие специализированные отделения выделяют в ХЦ? Для чего они предназначены?
4. На основании чего составляется производственная программа ХЦ?
5. Какие виды оборудования применяют в ХЦ?
6. Перечислите инструменты, инвентарь, посуду, применяемые в ХЦ.
7. Как организуется труд в ХЦ?
Литература
[2], с. 133-142
Тема: «Организация работы кондитерского цеха».
Назначение.
Оборудование.
3. Организация труда в кондитерском цехе.
Кондитеркий цех занимает особое место на ПОП, т.к. работает самостоятельно, независимо от горячего цеха.
Назначение: приготовление и замес теста, порционирование теста, формовка изделий, выпечка, отделка изделий.
Требования к планировке: удобная связь со складскими помещениями.
Технологический процесс изготовления мучныхкондитерских изделий.
хранение и подготовка сырья (просеивание муки подготовка яиц и др.);
приготовление и замес теста;
разделка теста и его порционирование;
формовка изделий;
расстойка, выпечка и охлаждение изделий;
приготовление отделочных п/ф (кремов, сиропов, помадок);
отделка изделий.
Оборудование:
1. Механическое: просеиватели, тестомесильные машины, тестораскаточные машины, взбивальные, универсальный привод с комплектом сменных механизмов (мясорубка, просеиватель, протирочная, взбивальная), электроплиты, электропекарские шкафы, холодильное оборудование.
Типы и виды оборудования зависят от мощности цеха, в небольших цехах эти операции выполняются вручную.
2. Немеханическое: ванны моечные, производственные столы (количество зависит от одновременно работающих работников), стеллажи.
3. Весовое.
4. Холодильное: шкафы, витрины, столы с охлаждаемыми шкафами.
Инвентарь, посуда:сита, скалки,веселки, венчикилопатки, ножи поварской тройки, доски разделочные, кондитерские наконечники, кондитерские мешки, кисточки, формы кондитерские, щипцы кондитерские, противни, кольца для тортов, тарталетницы и др.
Маркировка, используемая в кондитерском цехе: МС, РС, ОС, ОВ
Организация труда в кондитерском цехе.
ознакомление с планом - меню;
отбор технологических карт, расчет сырья;
получение сырья;
подготовка РМ;
подготовка ингредиентов (кремов, помады, украшений, отделочных материалов)
Замес теста, порционирование, формовка, расстойка, выпечка по мере спроса; приготовление заготовок и трудоемких изделий (заварных п/ф) уборка рабочих мест.
Вопросы для контроля:
1. Назначение холодного цеха (КЦ).
2. Какие требования предъявляются к планировке КЦ?
3. Какие специализированные отделения выделяют в КЦ? Для чего они предназначены?
4. Какие виды оборудования применяют в КЦ?
6. Перечислите инструменты, инвентарь, посуду, применяемые в КЦ.
7. Как организуется труд в КЦ?
Литература
[2], с. 145-156
Тема: «Организация работы раздаточных.
1. Назначение.
2. Организация работы.
3. Организация труда.
Назначение: - порционирование - оформление
- отпуск блюд и изделий
Требования к планировке: удобная связь с горячим и холодным цехами, торговым залом, хлеборезкой и моечной столовой посуды, а в ресторане – с сервизной, буфетами, барной стойкой.
В настоящее время линии раздачи устанавливают во всех предприятиях общественного питания. Раздаточные являются связующим звеном между производством и торговым залом. Они выполняют функции отпуска готовой продукции и классифицируются по трем признакам:
конструктивным особенностям оборудования;
ассортименту реализуемой продукции;
способу ее получения.
По первому признаку раздаточные подразделяют на:
немеханизированные
механизированные
автоматизированные;
По второму подразделяют на:
реализующие блюда свободного выбора
комплексные виды питания;
По третьему:
на специализированные
универсальные.
Немеханизированные раздаточные оснащены прилавками самообслуживания, буфетными, барными, кафетерийными стойками;
Механизированные – оснащены механизированными раздаточными линиями непрерывного и периодического действия, предназначены для комплектации и отпуска комплексных обедов.
Автоматизированные линии раздачи оснащены автоматами для отпуска холодных закусок, напитков, мучных кондитерских изделий (например: закусочные – автоматы при Дворцах спорта).
В общедоступных предприятиях общественного питания, столовых и буфетах при гостиницах в основном используют немеханизированные раздаточные.В предприятиях, работающих по методу самообслуживания, немеханизированные раздаточные оснащают:
линиями прилавков самообслуживания (ЛПС)
линиями самообслуживания для буфетов (ЛСБ)
линиями для реализации комплексных обедов (ЛРКО)
линиями самообслуживания (ЛС).
Организация труда.
Немеханизированные раздаточные состоят из прилавков для демонстрации, кратковременного хранения и отпуска холодных закусок, сладких блюд и напитков, мармитов для первых и вторых блюд, расположенных в определенной последовательности, а также прилавков для подносов, приборов и кассы. Обслуживают линию 1 или 2 повара – раздатчика.
Оборудование, посуду, инвентарь на раздаточной располагают таким образом, чтобы все, что берут правой рукой, находилось справа, левой - слева. Раздаточная должна своевременно пополняться продукцией, столовой посудой, приборами, подносами. При отпуске блюд и напитков используют различный мерный инвентарь.
Разработано несколько типов механизированных раздаточных линий, отличительной особенностью которых является комплектование обедов (завтраков, ужинов) в конвейерном потоке. Их устанавливают не только в предприятиях, которые обслуживают рабочих и служащих, но и в общедоступных предприятиях, прежде всего тех, которые расположены в курортной зоне, где в летний период резко возрастает поток потребителей. В столовых и кафе, которые обслуживают туристов, рационально использовать раздаточную линию “Эффект”1(ЛКНО) - линия комплектации и накопления обедов.
Обеды (завтраки) начинают комплектовать примерно за 15 мин до прихода посетителей.
Раздаточная в ресторане. В предприятиях с обслуживанием официантами раздаточное помещение отделяют от торгового зала стеной, декоративным экраном или раздвижной перегородкой. К нему примыкают кухня, холодный цех, буфет, хлеборезка, моечная столовой посуды, сервизная.
Блюда и напитки с раздаточной в торговый зал доставляют в основном вручную или с помощью тележек. Рабочие места официантов на раздаточной оснащены столами с выдвижными ящиками или шкафчиками.
Раздаточное оборудование для обслуживания по типу шведского стола, устанавливается в торговом зале, в него входят неохлаждаемые прилавки, мармиты, холодильные прилавки, тележки с выжимным устройством и подогревом. Все это оборудование передвижное, поэтому его можно устанавливать у стены (на расстоянии 1,5 м от нее) или как островное.
Вопросы для контроля:
Какую функцию выполняет раздаточная на ПОП?
По каким признакам классифицируются раздаточные?
Какие раздаточные относятся к немеханизированным?
Какой температурный режим блюд должен соблюдаться при их реализации?
Как организуется рабочее место раздатчика?
Литература
[2], с. 161-172
Тема: «Организация работы вспомогательных помещений».
1. Организация работы экспедиции.
2. Организация работы моечной кухонной посуды.
3. Организация работы хлеборезки.
Назначение экспедиции: реализация полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий в другие предприятия.
Требования к планировке: удобная связь заготовочными, кулинарным и кондитерским цехами.
В состав экспедиции входят следующие помещения:
Стол приема заказов
Охлаждаемые камеры для кратковременного хранения овощных, рыбных, мясных п/ф, кулинарных и кондитерских изделий
Кладовые кондитерских изделий
Помещение приема и разборки транспортной тары
Моечная тары для п/ф, кулинарных и кондитерских изделий
Помещения для хранения тары
Комната экспедитора
Заказы на п/ф, кулинарные и кондитерские изделия принимаются по телефону, заносятся в бланки, где указываются наименование, заказанные изделия, количество и стоимость. Отпуск каждой партии изделий оформляют расходными накладными. На упаковочном ярлыке указывают наименование предприятия –изготовителя, наименование и количество изделий, массу, дату выпуска и срок реализации.
Назначение МКП: предназначена для мытья наплитной посуды (котлов, кастрюль, противней и др.), кухонного и раздаточного инвентаря, инструментов.
Требования к планировке: удобная связь с производственными цехами (холодным, горячим).
Оборудование:
Механическое: посудомоечные машины.
Тип оборудования зависит от мощности предприятия, в небольших предприятиях мытье посуды выполняются вручную.
Немеханическое: подтоварники для использованной посуды, стеллажи для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с тремя отделениями – для замачивания, мытья и дезинфекции использованной посуды и ее ополаскивания.
Для очистки посуды от остатков пищи используют деревянные лопатки, металлические щетки, скребки.
Чистую посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5-0,7 м от пола.
Назначение хлеборезки:хранение, нарезка и отпуск хлеба и хлебобулочных изделий через раздаточную и буфеты.
Требования к планировке: удобная связь с торговым залом, раздаточной, буфетом и должна располагаться вдали от моечных. Температура воздуха не более 18С и относительной влажностью до 70%.
Оснащенность: хлеборезкаМРХ – 200, стол для нарезки хлеба, весы, шкафы для хлеба, разделочные доски,ножи для нарезки хлеба: калачный, нож-пила, рычажный, лотки, щипцы, вилки для хлеба, щетки для уборки столов.
Хлеб нарезают по мере потребности в количестве, необходимом для реализации в течение 1 часа.
Вопросы для контроля:
Какие производственные помещения относятся к вспомогательным?
Назначение экспедиции и как организуется в ней работа?
Как должна быть организована мойка кухонной посуды?
Как организуется работа хлеборезки?
Литература
[2], с. 173-175
Тема: «Контроль качества выпускаемой продукции».
1. Обеспечение технологической документацией
2. Бракераж
3. Нормативная документация на ПОП
На ПОП главный показатель – это качество выпускаемой продукции.
Для этого необходимо разработать планы работы на предприятиях. В эти планы входят следующие пункты:
Ведение технологических процессов в соответствии с установленными требованиями
Обеспечение технологической документацией (СРБ, технологическими картами, инструкционно - технологическими картами на блюда и изделия)
Изучение опыта работы лучших работников
НаПОП существуют следующие формы контроля качества продукции:
Бракераж пищи
Лабораторный контроль
Санитарный контроль и др.
Бракераж – это проверка качества сырья, полуфабрикатов и готовых изделий.
Осуществляется комиссией в составе:
- директора предприятия зав.производств
- инженера
- технолога
- повара
В предприятиях изготавливающих готовые блюда и кулинарные изделия, бракераж блюд проводится до начала торговли, а в течение дня по мере приготовления новой партии блюд.
Бракераж производится в присутствии повара, который приготовил данное блюдо.
Бракеражный журнал –выдается вышестоящей организацией и должен вестись в каждом предприятии по установленной форме, страницы нумеруются, заверяются подписью и скрепляют сургучной печатью. Хранится Б.ж. у зав.производством.
Все блюда должны быть тщательно осмотрены, опробованы, а штучные изделия взвешены, вес определяется путем взвешивания 5-10 порций каждого вида. Комиссия проверяет правильность нарезки овощей, цвет, форму, а также внешний вид изделий. Степень готовности и качество продукции определяется органолептически.
Органолептическая оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:
5 - отлично
4 – хорошо
3 – удовлетворительно
2 – неудовлетворительно (брак)
Оценки качества изделий заносятся в бракеражный журнал ,в нем отмечают фамилии лиц допустивших нарушения при изготовлении того или иного блюда, все члены комиссии ставят свои подписи. Брак изделий удерживается с зарплаты повара, который готовил блюдо.
При нарушении технологии приготовления пищи комиссия имеет право снять блюда с продажи, направить их на доработку или переработку. За порчу сырья и п/ф ответственность несут материально-ответственные лица: директор и зав.производством.
Нормативная документация ПОП
В ПОП основной задачей является производственный процесс, т.е. обработка сырья, производство п/ф, изготовление кулинарной и кондитерской продукции, их реализация.
Сущность производственной программы заключается в оперативном планировании. Для этого необходимо составить план товарооборота по продукции собственного производства, ассортимент, заявки доготовочных предприятий на п/ф и кулинарные изделия, а также нормативно-техническую документацию.
Нормативные документы включают большое количество п/ф и кулинарных изделий из овощей и картофеля, более 100 наименований п/ф из мяса, рыбы, круп и т.д.
Для контроля за соблюдением технологических требований пользуются следующими документами:
Сборники рецептур блюд (СРБ)
Технологические карты, технико-технологические карты (ТК,ТТК)
Технологические инструкции (ТИ),Технические условия (ТУ)
ГОСТы,ОСТыСборник рецептур блюд–основной документ, которым обязаны руководствоваться работники ПОП.
Они являются нормативными документами на ряду с ГОСТами и ОСТами. Сборниками определяются нормы расхода сырья, выход блюд, кулинарных изделий и п/ф, а также нормы отходов при первичной обработке продуктов, потери при тепловой обработке.
Технологические карты –используются на производстве, как нормативный документ.
Они позволяют более точно определить необходимое количество сырья в соответствии с планом-меню. ТК разрабатываются на основе СРБ. В ТК указываются: наименование блюда, № и вариант рецептуры, норма вложения сырья массой нетто на одну порцию, а также дается расчет на определенное количество порций или изделий, указывается выход блюда, краткое описание технологического процесса приготовления и его оформление.
Технико – технологические карты – разрабатывают на новые и фирменные блюда и кулинарные изделия, т.е. которые вырабатывают и реализуют только в данном предприятии.
ТТК включает разделы:
Наименование изделия или блюда
Перечень сырья для изготовления блюда (изделия)
Требования к качеству сырья
Нормы закладки, сырья массой брутто и нетто, нормы выхода п/ф и готового изделия
Описание технологического процесса
Требования к оформлению, подаче и хранению
Показатели качества
Показатели энергетической ценности
ТИ,ТУ – разрабатывают на продукцию, вырабатываемую промышленными и заготовочными предприятиями для снабжения других предприятий. Их разрабатывают научно-исследовательские институты (НИИ) по ОП, они согласовываются с министерством пищевой промышленности, минздравом. Основываются на СРБ, поэтому качество выпускаемой продукции должно отвечать действующим стандартам.
Вопросы для контроля:
Перечислите нормативную документацию ПОП?
Как составляются технологические карты?
В чем отличительные особенности ТТК?
Дайте характеристику ТИ и ТУ.
Литература
[2], с. 157-161
Сущность, задание и основные направления научной организации труда
Тема «Сущность, задачи и основные направления научной организации труда»
              Одно из направлений - это совершенствование нормирования труда, рационализация режима труда и отдыха.
              После изучения теоретического материала необходимо уметь рассчитывать количество рабочих производства для заготовительных и доготовочных цехов с использованием норм выработки и норм труда, а также - составлять различные виды графиков выхода на работу на основании полученного количества рабочих.
 
Вопросы для контроля:
1. Назвать основные направления научной организации труда.
2. Как рассчитывается количество рабочих для заготовительных, доготовочных производственных цехов?
3. В чем сущность нормирования труда на производстве?
4. Назвать основные нормы труда для заведений ресторанного хозяйства.
5. Какие виды графиков выхода на работу используется в различных заведениях ресторанного хозяйства?
Литература
[1], с. 154-171.
Литература
1.Аграновский Е.Д., Аносова М.М., Лифанова Р.Ф. Орган и зац и я на предприятиях общественного питания . - М .: Экономика, 1990. - 254с.
2. Кучер Л.С., Лифанов Р.Ф., Организация производства и управление предприятиями общественного питания. - М .: Экономика, 1990. - 261с.
3. Антонова В.А., Реутова М.А., Стрелец А.А. Чухраев Л.В. Организация производства и обслуживания потребителей в заведениях ресторанного хозяйств т ва. Учебное пособие. - Донецк: ДонНУЭТ, 2008.-320с.
1.Аграновский Е.Д., Дмитриев
В.В. Основы проектирования и интерьер пре д приятий общественного питания. - М .: Эконом и ка , 1982 .-288с.
2.Архипов В.В. Организация ресторанного хозяйства. Учебное пособие. - М .: Центр учебной литературы; Фирма «Инкос», 2007. - 280 с.
3. Бердичевский В.Х. Проектирование предприятий общественного питания. Киев, Высшая школа. 1988. - 208с.
4. Никуленко Т.Т., Ястина М. Проектирование предприятий общественного питания. - М .: Колос, 2006. - 247с .: - (Учебник и учебное пособие для ст в дентов высших учебных заведений).
5.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий (для предприятий в б щественного вопрос). - М .: А.С.К., 1998. - 656 с.