Доклад «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»


Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка с докладом по теме «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игры способствуют: расширению словарного запаса, повышению грамотности учащихся, раскрепощению и проявлению творческих способностей, повышению уровня внимания и самоконтроля, сплочению коллектива учащихся.
Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.
Для каждого этапа обучения я выбираю определенный тип игры. Для  поддержания интереса к иностранному  языку на старшем этапе обучения эффективна и такая форма работы, как деловая игра. За основу может быть взята тема страноведения: «В международном аэропорту», «Дружба творит чудеса», «Проблемы экологии»,  «Тема любви в шотландской поэзии поэзии», «Проблемы молодежи».  Старшего подростка может увлечь ролевая игра, имитирующая реальные ситуации общения, требующая проявления жизненной позиции, импровизации, творчества, то есть того, что способствует его интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению.  Игры в пресс-конференцию, как правило, принимаются с большим энтузиазма учащимися. Например, можно провести пресс-конференцию в старших класса соединив две темы «Роль иностранных языков в жизни людей» и «Моя будущая профессия».
Представляю вашему вниманию разработку урока в 11 классе. (Приложение 1.)
Ученикам 5-6 класса больше нравятся командные игры. После распределения учеников на команды проводится первый конкурс, определяющий, кто будет вступать в игру первым. Часто в таком случае используется игра «Снежный ком», тематика которой может быть разной. Командные игры часто включают много различных заданий. Например, выполнение заданий на время.
На начальном этапе обучения игры применяются мной на каждом уроке. Некоторые примеры предложены ниже.
Цель игры Подходящий вид игры
Закрепление алфавита игра «ABC-game». Дети делятся на две команды и садятся вокруг плаката с разноцветными буквами алфавита. Каждая команда бросает кубик и двигается на столько букв вперед по плакату с алфавитом сколько точек на кубике. Команды называют букву, её цвет и слово на эту букву. Выигрывает команда, которая быстрее придет к финишу. Данная игра способствует не только запоминанию букв и цветов у детей, но и повторению лексики по различным темам. 
Семантизация новой лексики (счет) Игра «Отгадай число» (двое учеников изображают число с помощью своих тел, а другие отгадывают это число).
Формирование фонетических, лексических и грамматических навыков Игры с мячом: учитель бросает учащимся по очереди мяч (или мягкую игрушку), называя неправильный глагол по-русски, учащиеся возвращают мяч, называя три формы этого глагола. Можно называть слова с определенным звуком, прилагательные, обозначающие цвет и другое.
Формирование лексических навыков Игры с водящими: дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: “Stop!” После этого он пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: “Have you got a dog?” Если он угадал, ученик отвечает: “Yes, I have.” и становится водящим.
Формирование фонетических навыков Хоровод: дети водят хоровод и проговаривают считалочку.
Как только считалочка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась, кто не успел или неправильно назвал, садится на место.
Семантизация новой лексики (названия цветов) Игра «Дотронься до красного». Нужно найди все предметы красного (или другого) цвета и дотронуться до них.
Семантизация новой лексики (названия животных) Игры с игрушками.
Итак, игровые технологии позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде.