Внеклассная работа как одна из форм привития интереса к предмету
Киселёва И.Г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеполянская средняя общеобразовательная школа
Алексеевский муниципальный район Республика Татарстан
Внеклассная работа
как одна из форм привития интереса к предмету
В привитии интереса к изучению русского языка и литературы наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой глубже раскрывать богатства русского языка и литературы, знакомить учащихся с такими фактами языка, явлениями литературы, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком, знаниями по литературе. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся, для привития речевых умений и навыков, развития творческих способностей создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, источниками информации.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку и литературе открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению предметов, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка и литературы, помогает повышать речевую культуру школьников, углублять их литературоведческие знания и умения.
Внеклассная работа является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык и литература не являются любимыми предметами. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка и литературы постепенно пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому (слайд 1) главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе, воспитание потребности изучать их. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но, несомненно, и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».
У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. (слайд 2)Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств явлений и предметов. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные (слайд 3) задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
Воспитание коммуникативной культуры школьников;
Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
Выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
Поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку и литературе;
Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Общеизвестно, что существуют некоторые (слайд 4) принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.
Основным следует считать принцип добровольности. Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.
Второй принцип принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.
Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем.
Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.
Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.
Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.
Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.
Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Учеников привлекают разнообразные формы работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.
Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия.
Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.
Перед проведением любого внеклассного мероприятия осуществляю предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оцениваю интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставляю объём деятельности и учитываю возможности ребят.
К каждому мероприятию готовимся заранее. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что я сама заинтересована, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.
Участие в конкурсах
Всероссийские мероприятия
Республиканские мероприятия
Районные мероприятия
Школьные мероприятия
Ноябрь, Конкурс сочинений «Скажем коррупции «Нет!», Иванова Т. 7кл.
Октябрь, Интернет-тур межрегиональной олимпиады КФУ по русскому языку. Алекберова Х. Герасимов А.
Ноябрь, Олимпиада по литературе.
Алекберова А. 9 кл., участие
Октябрь, Олимпиада по русскому языку.
Ноябрь, Конкурс сочинений «Будущее моей страны в моих руках»,
Герасимов А. 11 класс
XI республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н. Толстого. «Созвучье полное в природе». Чичирова Е.
Ноябрь, Олимпиада по русскому языку, Алекберова Х.
9 класс, 3 место
Октябрь, Олимпиада по литературе
Ноябрь, Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех».
Алекберова А. 2 мест
Апрель. X республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения.
Исследовательская работа по литературе: «Казанская тропа Г.Р.Державина» Иванова Т.
Ноябрь, Олимпиада по русскому языку, 11 класс, участие
Март, Интеллектуальный марафон.
Декабрь. Мультитест «Олимпус» по русскому языку.
Алекберова А.- призёр,
Кислова М. и Алекберова Х.-лауреаты
Фестиваль «Любознательные исследователи окружающего мира»
Творческий проект по литературе «Созвучье полное в природе»ученики: Герасимов А., Чичирова Е. .
Январь, «Онегинские чтения», Алекберовы, участие.
Фестиваль «Любознательные исследователи окружающего мира»
Тема: «Времена года»
ученики: АлекбероваА., Алекберова Х. поощрительный приз
Март. «Русский медвежонок для учителей». Спортивный зачёт.
Да, немного, но для меня и моих учеников, конечно же, значимо.
Вообще, изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15