Пояснительная записка по лит. чтению УМК Планета знаний (3класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса создана на основе:
1. ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.10.2009 №373);
3. Примерной программы по литературному чтению;
4. Программы образовательной системы «Планета знаний» авторов Андриановой Т.М. и Кац Э.Э.(2013г.)
5. Локального акта МБОУ «СОШ №19» - «Положение об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»;
6. Учебного плана МБОУ «СОШ №19» на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Кац Э. Э. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 3-х ч - М.: АСТ, Астрель /Учебник, 2013 г.
2.Кац Э.Э.. Тетрадь для самостоятельных работ. 3 класс. - М.: АСТ, Астрель /тетрадь, 2014 г.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по литературному чтению. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год.
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование осмысленного читательского навыка)
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (понимание художественного произведения как особого вида искусства, формирование умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности)
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса нравственного школьника; понимание духовной сущности произведения
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2015/2016 учебном году на изучение литературного чтения в 3-м классе отводится 3 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 105 часов: 1 час дан дополнительно и распределяется равномерно на все разделы учебного предмета (дан из компонента образовательного учреждения). Разделы программы «Планета знаний» по литературному чтению автора Э.Э.Кац соответствует разделам стандарта. Материал курса «Литературное чтение» представлен такими содержательными линиями, как:
«Виды речевой деятельности»
«Виды читательской деятельности»
«Круг детского чтения»
«Литературоведческая пропедевтика»
«Творческая деятельность учащихся»
Содержание предмета
Круг чтения и опыт читательской деятельности
«Уж небо осенью дышало…» (9 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки (14 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (5 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (10 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (6 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (10 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (6 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (13 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (12 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (8 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (12 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Важную роль в обучении литературному чтению в 3 классе играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
Осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей.
Понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями.
Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.
Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя.
Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.
Работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Литературное чтение знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
В 3 классе обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.Метапредметными результатами обучения являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.
Предметными результатами являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
Личностные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные УУД: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По чтению оцениваются прежде всего навык чтения, который включает понимание текста, умение правильно читать слова в определённом темпе., выразительность чтения, ориентирующий на знаки препинания и содержание текста.
Навык чтения включает в себя две стороны: смысловую и техническую.
Смысловая – это совокупное понимание читающим:
значений слов;
содержания предложений;
содержание отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей;
основного понимания смысла всего текста.
Техническая сторона чтения:
способ чтения (побуквенное, отрывистое, слоговое) – непродуктивное чтение;
плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением слов; чтение целыми словами и группами слов – продуктивное чтение.
правильность чтения заключается в том, ученик избегает или допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слов.выразительность чтения – это умение использовать паузы, делать логическое ударение, правильно интонировать, читать громко и внятно.
Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается.
Уровень сформированности навыка чтения определяется с учётом комплекса всех этих параметров.
Высокий уровень:
а) чтение целыми словами с соблюдением орфоэпического чтения;
б) без ошибок.
Средний уровень:
а) чтение целыми словами, но трудные слова – по слогам;
б) орфоэпические нормы соблюдаются не всегда;
в) допускается 1-2 ошибки, связанные с произношением звуков.
Низкий уровень:
а) слоговое чтение;
б) орфоэпические нормы не соблюдаются;
в) отмечается значительное количество ошибок.
Наиболее полные и достоверные данные о сформированности навыка чтения ученика или класса в целом можно получить при индивидуальной проверке текущего или рубежного контроля (т.е., в конце четверти, полугодия, учебного года).
Наряду с индивидуальной проверкой осуществляются фронтальные текущие и рубежные проверки навыка чтения (про себя).
Оценка выразительности чтения должна производиться после проработки в классе произведения или отрывка из него.
Тексты должны соответствовать требованиям стандарта и учебной программе.
Если ученик читает со скоростью несколько меньшей, чем предусмотрено требованиями программы, но при этом пользуется продуктивным способом чтения (т.е., плавным слоговым с целостным прочтением отдельных слов или целыми словами и группами слов), читает осознанно, правильно и выразительно, то общая оценка его чтения должна быть положительной.
При оценки домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объём прочитанного на оценку должен быть не менее в 1 классе – ¼ страницы, во 2 классе – 1/3 страницы, в 3 классе – ½ страницы, в 4 классе -2/3 страницы учебника.
При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыкам чтения и умения работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся 2 раза в год: в конце 1 и 2 полугодий.
Литература и средства обучения.
Государственный стандарт начального общего образования
Программа по окружающему миру
Планируемые результаты обучения по литературному чтению (управление образования города Набережные Челны Центр развития образования)
Общие учебные умения и навыки у младших школьников (управление образования города Набережные Челны Центр развития образования)
Методические рекомендации для 3 класса Э.Э Кац Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Хрестоматия по литературе для начальных классов: Справочник школьника. – М.: Справочник.-М.:«Просвещение»,1991.Я познаю мир: Детская энциклопедия: литература.- М.: 2000.
Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н. Морохин. — М., 1986.
Словарь русского языка / авт.-сост. СИ. Ожегов. — М., 1990.
Слов драгоценных клады / сост. Е. Галеева. — М., 1997.
ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. — 2-е изд., доп. — М., 1997.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
http://festival.1september.ruedu/tatar.ru.logon