Приёмы изучающего чтения в четвёртом классе


Выступление Мжельской Г.В.
Заглавный слайд
Приёмы изучающего чтения в четвёртом классе.
Становление и развитие читательских компетенций младших школьников осуществляется на всех без исключения уроках. На каждом уроке курса «Окружающий мир» есть возможность систематически пользоваться всеми основными видами чтения:
- ознакомительным,
- изучающим,
- поисковым и
- просмотровым.
Покажем некоторые приёмы формирования навыка изучающего чтения при работе с разделом «Человек – творец культурных ценностей». Четвероклассники получат представление о том, что такое культура, и какими памятниками культуры гордятся россияне. В одной из тем этого раздела «Русское искусство до 18 века» (Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» стр. 86-87) появилась необходимость отыскать дополнительный материал о соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что воздвигнут в 16 веке на Красной площади в Москве. Этот собор часто именуют ещё храмом Василия Блаженного. Рассмотрим алгоритм работы.
ШАГ 1. Формулируем учебные задачи дополнительного изучающего чтения.
- Выяснить, где можно отыскать информацию об этом храме.
- Составить план коллективного изучения собранной информации.
- Систематизировать полученный материал и представить его в разных формах (проспект, книжка-самоделка, презентация, сообщение).
Эта деятельность обеспечивает полноценное восприятие учащимися учебной и справочной литературы.
Сначала для этого были созданы три поисковые группы и сформулированы цель работы каждой из них.
ШАГ 2. Создаём рабочие группы и определяем цель работы.
«Историки» Цель работы – отыскать материал об историческом событии России, в память о котором был создан этот храм.
«Искусствоведы» Цель работы – выяснить, в чём своеобразие и неповторимость этого архитектурного сооружения.
Группа, которая была названа «Персоналии» Цель работы – выяснить, какие исторические личности объединяет эта достопримечательность столицы России.
ШАГ 3. Анализируем таблицу-матрицу
Тема изучения Учебные книги, словари Справочная литература Периодические издания Видео- и фотоматериалы
Примечание: литература должна соответствовать возрастным особенностям школьников и быть представлена с соблюдением библиографических правил.

ШАГ 4. Где искать литературные источники.
Все виды этих книг и изданий можно и нужно отыскивать в библиотеках:
- домашней;
- школьной;
- районной
- областной детской
ШАГ 5. Описываем литературные источники
Фамилия И.О. автора.
Название книги (издания)
Место издания (где издано)
Название издательства
Год издания.
Каждая группа знакомит одноклассников с собранным материалом.
ШАГ 7. Готовим заочную экскурсию. Осваиваем начальные формы познавательной и учебной рефлексии
Группа «Экскурсоводы» объединила всех желающих. Цель работы – обобщить собранные материалы, подготовить небольшой проспект и провести заочную экскурсию по теме «Чудо-храм России» для учеников 3-х классов.

В результате этой работы четвероклассники осваивали следующие предметные действия курса «Окружающий мир»

1. Учились составлять краткую аннотацию литературного источника.
2. Соотносить события, персоналии с принадлежностью конкретной исторической эпохи.
3. Описывать и представлять основные события культурной жизни России, указывать их даты в рамках изучаемых тем.
4. Самостоятельно готовиться к школьным и городским Ломоносовским чтениям.
Так закладывается фундамент всего последующего образования и формируется общее литературное пространство.