Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе
Тактики и стратегии смыслового чтения на разных уроках
в начальной школе
Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе.
Среди универсальных учебных действий, которыми должны овладеть первоклассники, одним из важнейших является умение работать с книгами, учебными, и художественными. С учебными книгами мы учим работать на всех без исключения уроках, а с художественной литературой работаем на уроках литературного чтения.
По любой системе учебников к концу обучения в первом классе под руководством учителя первоклассники должны освоить следующие читательские действия:
- ориентироваться в книге (произведении) по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;
- прогнозировать содержание книги (произведения) до чтения (по фамилии автора, по заголовку определять тему и жанр)
- собирать информацию о книге (произведении) с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Решать эти задачи позволяют приёмы ознакомительного чтения.
Приём 1.
Работа с книжной выставкой (в парах).
1. Рассматривая обложки книг, представленные на этой выставке, дети решают свою первую учебную задачу:
- Какая книга «заблудилась»?
- Почему вы так решили?
После этого составляют связный рассказ, отвечая на эти вопросы. Вот образцы такого совместного решения:
Мы считаем, что учебник математики и есть та книга, которая заблудилась, потому что все другие книги этой выставки не учебники.
Мы решили, что здесь заблудились сразу две книги: учебник математики и русская народная сказка «Колобок», потому что эти книги нам знакомы, а другие мы видим впервые.
Приём 2
Познавательный рефлексивный анализ
Первоклассники читают выводы хором (с доски):
Книги бывают учебные и художественные, знакомые и незнакомые.
Так формируется уважительное отношение к иному мнению, происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей. Дети получают пример того, как слушать собеседника и как можно готовить совместный ответ при работе в парах, как правильно аргументировать свою точку зрения.
После этого учитель убирает с выставки две или одну из указанных книг и предлагает детям новую учебную задачу.
Приём 3.
Коллективное рассматривание книги (работа в малых группах, по 4 - 5 человек)
Каждая группа берёт одну из книг с выставки и рассматривает её по единому алгоритму, который дан на доске или на слайде.
В этой книге сказка, стихи или рассказ?
Как вы это определили?
Кто герои этого произведения?
Как вы считаете, с чего всё началось, и как это было?
Как вы узнали об этом?
С опорой на текст вопроса дети составляют свои ответы по просмотренной книге так, чтобы получился коллективный связный рассказ. Тем, кто пока ещё затрудняется, учитель с помощью указки показывает те слова из каждого вопроса, которые следует выбирать для формулировки ответа.
Приём 4.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Когда мы искали ответы на поставленные вопросы, мы УЗНАЛИ, как распознать стихи, сказки, рассказы:
1-й способ.
Даже не умея читать, можно много узнать о книге. Если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами.
2-й способ.
Мы узнали, зачем нужно запоминать фамилии писателей.
Отыскать среди незнакомых книг сказки помогают иллюстрации, фамилии знакомых нам писателей-сказочников.
3-й способ
Мы узнали, что может рассказать о книге её заголовок.
4-й способ.
Узнать о книге больше и найти нужное произведение помогает оглавление или содержание. (Как в книге Л.Н.Толстого «Лев и собачка»)
Вывод: эти умения помогут выбрать нужную книгу и правильно настроиться на чтение или слушание.
Так в ходе ознакомительного чтения формируются следующие метапредметные умения и навыки:
- способность принимать и сохранять цели и задачи совместной учебной деятельности;
- определять общую учебную цель и пути её достижения
- умение договариваться и совместно решать проблемы поискового характера.
При работе с книгами (произведением) до чтения первоклассники осваивают следующие предметные умения и навыки:
- учатся осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- учатся использовать текстовую и нетекстовую информацию книги для точного понимания её содержания при дальнейшем самостоятельном чтении или слушании;
- практически осваивают приёмы ознакомительного чтения как обязательный элемент читательской грамотности, т.е. приёмы работы с книгой до чтения и в ходе самостоятельного чтения.
Приёмы ознакомительного чтения с учебной книгой представят мои коллеги. Благодарю за внимание!
15