Образовательный материал

Классный час для 4 класса
«Железная дорога-участок повышенной опасности»
Цель: познакомить детей с историческими сведениями о появлении первой железной дороги на Урале, повторить правила безопасного поведения на железной дороге.
Ход занятия:
Историческая справка:
Свердловская железная дорога
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первое здание Екатеринбургского железнодорожного вокзала построено в стиле «русский модерн». В далёком 1878 году «модерновое» здание с элементами древнерусского зодчества украсило и Пермский вокзал.
    Открытый в октябре 1878 года новый транспортный путь Екатеринбург Нижний Тагил Камасино (ныне город Чусовой) Пермь стал уникальным для того времени. Как по длине (669 вёрст, на 65 вёрст длиннее Петербургско-Московской дороги), так и по инженерным технологиям.
   Это первая и основная линия знаменитой Уральской горнозаводской железной дороги (УГЖД). По мнению историков, идея строительства дороги на Урале принадлежит горному инженеру, изобретателю Владимиру Рашету. Он считал, что путь должен пройти через Нижний Тагил и Ирбит до Тюмени, соединив в единую технологическую цепь рудные копи, доменные и сталеплавильные печи, прокатные станы основных горных округов Среднего Урала. Интересно, что в первоначальном проекте Екатеринбурга не было «зацепить» его решили немного позже.
 








Станция Усть-Тискос (1878–1883). Сегодня здесь останавливается электричка Чусовская Нижний Тагил. Источник фотографии - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

   В 1874 году вышел Указ императора Александра II, который «дал отмашку» строительству УГЖД, и в район будущей трассы отправилась группа изыскателей для уточнения маршрута. А потом у тогдашних «кадровиков» начались горячие дни предстояло принять на работу множество людей. На сооружении дороги работали от 20 до 30 тысяч человек: крестьяне из центральных губерний и окрестных уральских деревень.
   Горный рельеф требовал особого подхода. Строителям приходилось преодолевать перепады высот (высота насыпей составляла порой 25 метров), пробивать тоннель в горах. Помимо самого пути было построено 200 жилых и служебных зданий, 213 деревянных мостов, 15 паровозных депо, 2 вагонных сарая, 2 поворотных круга, 1 тоннель.
 












Линия от Перми до Екатеринбурга составляла 468 вёрст. Источник фотографии - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
    Начальником стройки был назначен 24-летний (удивительное по тем временам кадровое решение) инженер Николай Островский. Человек огромного трудолюбия и больших организаторских способностей. Считается, что благодаря его усилиям дорога в короткое время стала одной из лучших в России. В дни празднования 10-летия её эксплуатации отмечалось, что за все эти годы не было ни одного даже легко пострадавшего пассажира.
   Со строительством справились всего за четыре года. Акт приёмки правительственной комиссией выглядит как текст наградной грамоты: «По своей рациональности и законченности, при крайне трудных топографических и климатических условиях УГЖД может быть признана образцом для будущих сооружений». Интересно, что этим «образцом» тут же успешно и воспользовались в 1886 году при строительстве линии от Екатеринбурга до Тюмени.
 
1910 год, паровоз на станции возле Перми. К этому времени Уральская горнозаводская железная дорога была переименована в Пермскую с управлением, соответственно, в городе Перми. Свердловской она стала в 1953 году.




Информационная справка:
По данным железнодорожников, ежегодно на сети железных дорог подвижным составом травмируется более полутора тысяч человек, более трети из них получают травмы, несовместимые с жизнью.
Вот только несколько трагедий, произошедших на тульской железной дороге за последнее время:
-подростки пришли в очередной раз на станцию, чтобы пошалить. Залезли на вагон. Один из подростков встал на вагоне во весь рост, и был смертельно травмирован напряжением;
-солдат, отслуживший срочную службу, ехал домой, залез на электровоз пассажирского поезда и в результате разряда электрической дуги был также смертельно травмирован;
-двое подростков из Москвы приехали погостить на летние каникулы к дедушкам и бабушкам. В темное время суток они садились на автосцепку пассажирского поезда, а прокатившись 200-300 метров прыгали на ходу. Но, однажды катание обернулось бедой. Один из подростков попал ногами под колесную пару движущегося поезда и был тяжело травмирован с ампутацией обеих ног;
-две школьницы 7-го класса выходили на железнодорожный путь просто «погулять и пройтись». Однажды, идя в колее по ходу движения поезда, одна из двух была смертельно травмирована.
-на станции Криволучье выпускница одиннадцатого класса шла по путям и слушала музыку через наушники. Естественно, приближающий поезд она не услышала и, также была смертельно травмирована.
Во избежание несчастных случаев на железной дороге необходимо помнить, что скорость движения составов на Тульском участке МЖД составляет около 120 км/час, из-за чего остановить поезд сразу невозможно, а длина тормозного пути достигает до 1500 метров. Кроме того, перегоны оборудованы двусторонней автоблокировкой, так, что поезда в любую минуту могут идти в одну или другую сторону по разным путям, особенно в период летних путевых работ. Другой особенностью современной железной дороги является и то, что поезда могут следовать сразу в одном и том же направлении по двум смежным путям. Соблюдение элементарных правил сохранит вашу жизнь и здоровье:


· -проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;

· -при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта);

· -проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим;

· -осуществлять посадку и (или) высадку, только при полной остановке поезда и не создавая помех другим гражданам;

· -осуществлять посадку и (или) высадку, держа детей за руку или на руках



Категорически запрещается:


· -подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;

· -перелезать через автосцепные устройства между вагонами;

· -заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;

· -бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;

· -устраивать различные подвижные игры;

· -оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);

· -прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;

· -проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;

· -подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий и искусственных сооружений;

· -прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;

· -приближаться к оборванным проводам;

· -находиться в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

· -повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования;

· -повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;

· -оставлять на железнодорожных путях вещи;

· -иметь при себе предметы, которые без соответствующей упаковки или чехлов могут травмировать граждан;

· -иметь при себе огнеопасные, отравляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые и токсические вещества.

· -подходить к вагонам до полной остановки поезда;

· -прислоняться к стоящим вагонам;

· -оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми);

· -осуществлять посадку и (или) высадку во время движения;

· -стоять на подножках и переходных площадках;
-задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов;

· -высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров;

· -проезжать в местах, не приспособленных для проезда;

· -повреждать железнодорожный подвижной состав;

· -подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами;

· -подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава;

· -курить в вагонах пригородных поездов;

· -курить в местах, не предназначенных для курения, в пассажирских поездах.



























































Правила поведения детей на железной дороге:
В связи с имеющими место случаями смертельных травм  на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта, запомните:  - Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.  - Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!  - Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.  - Не выходите из вагона до полной остановки поезда.  - Не играйте на платформах и путях!  - Не высовывайтесь из окон на ходу.  - Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.  - Не ходите на путях.  - На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.  - Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!  - Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.  - Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления. - Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека. Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Почему травматизм на железной дороге не уменьшается? - Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории. Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт. - Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему? - Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? - Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? - Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. - Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? - Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время. - Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма? - Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума. Вывод: Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться к вам: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя! Викторина для 4 класса
1.Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (поезд)



К какому виду транспорта относится поезд? (наземный железнодорожный транспорт)
3. Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (трамвай)
4. На большие расстояния Мчится он без опоздания. Пишется в конце два «с», Называется (экспресс)
К какому виду относятся эти знаки - запрещающие, разрешающие, информационно-указательные? (запрещающие)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

6.Железная дорога -это место для игр? (Нельзя кататься по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах, играть мячом - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как можно выходить из вагона? (Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы)
На каком расстоянии можно переходить железнодорожные пути? (Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!)
Можно оставлять детей без присмотра взрослых на вокзале? (На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.)
Разрешается ходить по железнодорожным путям? (Не ходите по путям – это опасно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Wђ Заголовок 1 Заголовок 215