Знакомство с учебником литературное чтение

Урок 1.
Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» и картой читателя.
Педагогическая цель: содействовать развитию умений характеризовать учебник и карту читателя, анализировать структуру, иллюстрации учебника и карты читателя, стимулировать желание детей учиться хорошо читать; формировать культуру обращения с книгой.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся применять правила общения с учебником и картой читателя, получать возможность строить высказывания по образцу, читать схемы и значки, понимать фактическое содержание.
Метапредметные:
Регулятивные: ориентироваться самостоятельно в учебнике и карте читателя, осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: размышлять над тем, что такое литература, рассматривать новый учебник по целевому названию, характеризовать учебник и карту читателя и анализировать иллюстрации (при помощи учителя), работа с учебником, ориентировка в нем с помощью значков; ориентироваться в литературных понятиях.
Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение.
Личностные: положительно относиться к уроку литературного чтения, проявлять интерес к чтению.
Сценарий урока
Мотивационный этап. Подготовка к восприятию (Слайд 1)
-Вспомните вчерашний школьный день. Каким необычным моментом он запомнился? (Ученики делятся впечатлениями от праздника «Прощай, Азбука») (Слайд 2)
-У нас на парте Азбука. Осталась непрочитанной лишь одна страничка, на которой последнее стихотворение. Прочтите его.
(стр.110 стихотворение называется «Поздравляем тебя») (Слайд 3)
-Вот и всё. Последняя страница прочитана. Закройте Азбуку. Нежно погладьте её ладошками. Прижмите к себе. Закройте глаза и подумайте, что вы чувствуете. Поделитесь своими мыслями. (Радость, благодарность, торжество, хорошее настроение, говорим ей спасибо.)
-А кого мы благодарим за наш первый учебник? (Автора, художника)
-А как вы считаете, этого достаточно, чтобы считать себя образованным человеком? Почему?
- На доске я кое – что написала. Прочтите про себя. (Затем один ученик читает вслух) «Азбука – ступенька к мудрости». (Слайд 4)
-Что это такое? Пословица - это краткое народное (мудрое) изречение с назидательным содержанием.
-Как вы понимаете слово мудрость? «Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».
- Как вы думаете, ступенька – это много или мало? Почему?
Почему Азбуку называют ступенькой к мудрости?
-Итак, мы говорим «Прощай, Азбука». Что же нам делать дальше? Как быть? (Вздох сожаления)
- Может отменить уроки чтения? (Нет, будем учиться читать дальше, но другую книгу)
- Попробуйте определить тему и цель урока. (Познакомиться с новой книгой)
2. Знакомство с новым учебником (Слайд 5)
- Раздается стук в дверь. Входит ученица, переодетая в костюм книги «Литературное чтение»: Ну вот, наконец, мы и встретились, мои маленькие добрые друзья! Рада приветствовать Вас. Я - новая умная книга. Прошу любить и жаловать - «Литературное чтение». (Учитель хлопает в ладоши, ученики подхватывают. Раздаются бурные аплодисменты книге) Я принесла каждому из вас подарок. (Раздает учебники и карту чителя). Хочу, чтобы вы его полюбили так же, как и Азбуку, лелеяли и берегли. А еще я хочу дать вам пару советов, чтобы вы стали хорошими читателями: (Слайд 6)








- В добрый путь, ребята!
 - Ну вот, у нас с вами появилась книга - Литературное чтение, которую вы должны беречь и аккуратно пользоваться ей.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Литературное чтение». А поможет нам новый учебник и карта читателя.
- Прочитайте название первой книжки. (Азбука) А теперь – второй. (Литературное чтение)
- Что общего в этих названиях? (Слушаются ответы детей)
-Сейчас я предлагаю выполнить задание в группах. Я раздам листочки с заданиями, в которых вы найдете точный ответ, если внимательно прочтете. Работать нужно дружно, чтобы посоветоваться с товарищем и обсудить правильный ответ. (Слайд 7)




- Давайте послушаем ваши ответы. Верно. Дословно «литературное чтение» переводиться, как «буквенное чтение».
- Давайте ближе познакомимся с нашим учебником. (Слайд8)
4.Открыие новых знаний
Работа с учебником (Слайд 9)
- Когда вы берете в руки книгу, на что обращаете внимание? (Название, автор, оформление, иллюстрации, в порядке ли книга и др.)
-Кто скажет с чего начинается книга? (С обложки)
-Рассмотрите обложку своей книги.
Обложка – лицо книги. Всмотритесь внимательно. Обложка книги позовет вас в новые приключения по стране знаний.
- Какие приключения вас ждут?
Обложка книги назовет автора.
- Где указывается фамилия автора? (На обложке вверху)
-Кто автор нашей книги?
-Свиридова Виктория Юрьевна. Это она составила наш учебник. Вместе с нею мы будем читать новые рассказы, стихи, рассуждать, спорить, обмениваться мнением о прочитанном. Она поможет вам стать не просто читателями, но и ценителями книги.
- Для чего нужно знать автора книги? (Чтобы узнать, о чем пишут писатели)
– Верно, Иногда фамилия писателя подскажет, о чем книга, вызовет желание познакомиться ещё с одним произведением знакомого писателя.
- Давайте это проверим. О чем рассказывают книги А. Пушкина? Н.Носова? К.Чуковского? Э. Успенского?
-Вслед за фамилией автора на обложке пишут название книги. Прочитайте его.
-О чем могут рассказать иллюстрации? (Иллюстрации – яркие, красочные рисунки, они помогают раскрыть содержание книги, лучше понять текст. Иллюстрации это не только рисунки, но и фотографиии, карты, таблицы, схемы)
- Как вы думаете, рисунки в книгах живут сами по себе. (Нет)
- Это не просто картинки, а иллюстрации к текстам учебника. Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказывает с помощью слов.
- Кто является художником нашего учебника? Загляните на стр.143 (Цедилов, Федин, Потапкин)
- Кроме них еще есть редактор, художественный редактор, корректор и главный редактор.
-Загляните на стр. 139-142. О чем сообщается в этом разделе? (О содержании)
- Для чего оно служит? (Для ориентации в книге)
- Да, в конце книги есть содержание или оглавление. Они служат для быстрого поиска произведения. Если книга состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.
- Выполните задание в парах. (Слайд 10)



- А что вы видите на стр.138? (словарь)
- Для чего он здесь? (Искать значение непонятных слов, необходимых при чтении).
- А на второй странице нашего учебника есть знаки, без которых не обойтись, работая с учебником.
- Что это за знаки, перечислите их. (Знак вопроса, солнышко, ученик с книгой, маски, компьютер с книгой, мальчик с девочкой, ученики в паре, ученики в группе)
- Давайте расшифруем эти знаки. (Слайд 11)
- Почему нам без них не обойтись? (Они - помощники)
Работа в группах (в карточках)
- Соотнесите условные обозначения с их названиями. Проверьте свои результаты с доской. (Слайд 12)
Знакомство с картой читателя
- Обратите внимание на ваших партах лежат дополнительные пособия к урокам литературного чтения. А для чего они нужны, вы мне скажете после просмотра мультфильма «Три котенка» (серия «Книжки мы не будем обижать»). (В книжках нельзя рисовать, вырезать странички, клеить) (Слайд 13)
- Но все это мы сможем делать в наших пособиях. Нам на уроках пригодятся карандаши, фломастеры и цветные ручки, ножницы и клей. Итак, приступим к знакомству.
- Как называется это пособие? (Карта читателя) (Слайд 14)
- Пролистайте его от начала до конца. Какие странички вам встретились?
- Первая страница называет раздел, на последних двух есть названия произведений и портреты авторов, семь страниц в середине – одинаковые.
- Соотнесите наше пособие с содержанием учебника. Что вы заметили? (Пособие отражает содержание первой главы)
- Выскажите свои предположения, что мы будем делать на уроках дополнительно к чтению произведений?
5. Итог урока. Рефлексия
(Слайд 15)
- С каким новым учебником вы познакомились на уроке?
- Что обозначает начало слова «литера»?
- Где размещена информация о создателях учебника?
- Кто является автором учебника?
- Какие значки будут помогать нам работать на уроках?
- Какое пособие нам поможет систематизировать знания, полученные на уроке?
Работа в карте читателя (Слайд 16)
- На каждом уроке вы будете создавать страничку содержания нашего урока: приклеивать названия изученных произведений и портреты авторов, а так же проявлять свое творчество и фантазию. Заканчивать работу будете изображением настроения (солнышко+тучка), а свои достижения отмечать флажками на ступеньках к успеху.
- А на сегодняшнем уроке я предлагаю оживить титульный лист и первую страничку карты читателя, приложив старание и творчество.

Читайте меня от начала до конца.
Если вы меня читаете, то запомните, пожалуйста, мое название и фамилию автора, который меня написал.
Не пропускайте строчки и страницы.
Не пропускайте незнакомые слова, а узнайте их значение у старших или посмотрите в словаре.
Обдумывайте прочитанное.


Раньше букву “А” называли “Аз”, букву “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука” и дали имя первому учебнику.
Начало слова «Литера» обозначает «буква».


Найдите содержание в книге «Литературное чтение» составьте по одному вопросу соседу.