Образовательный материал
Изобразительное искусство, изучение нового материала.
Тема: Дымковская игрушка
Продолжительность: 1 урок 45 минут
Класс: 3
Технологии: компьютер; мультимедиа проектор; презентация «Дымково; плакат с изображением игрушки дымковская барышня; музыкальный ряд: русские народные песни; лист бумаги; кисти; краски; непроливайки; тряпочки; простой карандаш; ластик.
Аннотация:
При построении урока используются принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и цели урока, работу по теме урока: экскурс в прошлое, беседа о народных мастерах и их произведениях искусства; сообщение содержания задания и алгоритм его выполнения; воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой; анализ работ и оценка.
Для активизации познавательной активности во время объяснения нового материала используется презентация. Во время самостоятельной работы предоставляется полная творческая свобода детям, оказывается только индивидуальную помощь.
Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся.
В соответствии со здоровье сберегающими технологиями в урок включена физкультминутка.
Конспект урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Николаевна. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего урока.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
-Как вы его понимаете?
Постановка темы урока.
Учитель:
Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.
- Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы с вами обратимся к одному из них. Узнаем о его происхождении, и об особенностях изготовления игрушек в этом центре, а так же научимся рисовать эти игрушки.
- Ребята, интересно ли вам узнать с каким центром народного промысла мы сегодня с вами познакомимся?
- Посмотрите внимательно на экран. (Видео фрагмент)
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, о чём же мы поговорим сегодня на уроке? (дымковская игрушка)
- Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки? (Весёлое, радостное.)Почему? (Игрушки светлые, яркие, нарядные.)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
- Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?
- Сколько времени может уйти на изготовление одной такой игрушки?
- Что делали после того, как глиняная модель дымки была готова? (расписывали)
- А для чего изготавливали эти игрушки раньше?
– Понравилась вам ребята дымковская игрушка? Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке.
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.)
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
- Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Физкультминутка.
Практическая работа
Учитель: Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе?
Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель дымковской игрушки.
Учитель: Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие?
-Какие элементы росписи будете использовать?
Учитель: Хорошо. Приступайте к работе
Самостоятельная работа учащихся
Выставка работ, подведение итогов урока.
- Молодцы ребята, славно потрудились.
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые
Давайте подведём итог:
- С каким центром народного творчества вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали из истории возникновения дымковской игрушки?
Проходят годы, но дымка была и остаётся любимой игрушкой России, радующей и детей и взрослых.
Спасибо за урок!
15