Урок по чтению на тему Стихотворение Г. Сапгира Леса-чудеса (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ»
Дата: 03.12.14
Тема: Введение в раздел. Стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
·. Орг. момент.
II.Актуализация знаний.
2 2
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу?
(Дети передают игрушку и говорят пожелания друг другу)
- Глубоко вдохните и выдохните Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
1. Проверка домашнего задания.
Анализ сочинений «Разная осень».( несколько человек зачитывают сочинения, товарищи оценивают, остальные ученики сдадут свои работы в конце урока)
2. Введение в раздел.
1) – Я для вас приготовила музыкальный сюрприз. Послушайте внимательно отрывок из песни Ю. Энтина, чтобы потом ответить на мой вопрос.
(Звучит отрывок из песни Ю. Энтина “В мире сказок”)
- Какая сказочная примета упоминается в песне?
2) – Расскажите о сказке как жанре устного народного творчества. Что мы уже знаем про сказки?
(рассказывает ученик у доски и собирает опорную схему по рассказу (домик))
3) – Вспомните, на чем совершают сказочные герои свои путешествия? (На ковре-самолете, в ступе, в сапогах-скороходах, на летучем корабле)
1. Чтение названия, рассматривание иллюстрации (с. 190–191).
– Что можете предположить? Проверьте свои предположения. Самостоятельно прочитайте авторский текст на с. 192 вверху.
– Чем необычна иллюстрация? Кого из сказочных героев узнали?
Работа со стихотворением Г. Сапгира “Леса-чудеса”.
А) До чтения.
-Сегодня я тоже предлагаю вам отправиться в сказку. Рассмотрите иллюстрацию. Кто герои нового произведения? Что необычного в их изображении? Где будут происходить события?
- Прочитайте заглавие и имя автора.
- Знакома ли вам фамилия автора? Какие произведения мы уже читали?
- Какие чудеса могут быть в лесу?
- Как вы думаете, какое стихотворение по настроению мы будем читать? Почему? Что подсказало вам ответ?
Б) Чтение стихотворения про себя.
В) Вопросы после чтения.
- Оправдались ли наши предположения о героях стихотворения, месте событий, настроении?
- Кто из героев вам понравился больше других?
- Давайте совершим все вместе путешествие в леса – чудеса.
(Учитель демонстрирует презентацию по книге «Леса-чудеса».
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Развитие умений.
2 4 2 2 3 3
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса»учителем или хорошо читающим учеником.
Генрих Сапгир
ЛЕСА-ЧУДЕСА
В леса-чудеса
Мы поедем с тобой. (Кому поэт это предлагает? – Нам, читателям.)
Там бродит у озера
Лось голубой. (Чудеса уже начались?)
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса. (Про сколько чудес уже узнали?)
В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем, (А во всех сказках медведь обычно какой? (Увалень, недотёпа.)
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы –
Два глаза совиных, (Вот почему светло: лампы – это глаза совы, они ярко светят в темноте.)
И тут же
Диван на пружинах.
Рассядемся
Я, и ты, и Медведь (А вот уж это точно бывает только в сказке!)
И будем
Песню лесную петь:
«Ель, берёза,
Дуб, сосна,
Солнце, звёзды
И луна.
Дуб, сосна,
Берёза, ель,
Солнце, дождик
И метель». (Почему эта песня лесная? (Лесным обитателям всё это хорошо знакомо.) Попробуем хором спеть лесную песню, читая ещё раз.)
А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву. (Как Лев мог оказаться в лесу?)
Живёт он под горкой
В пещере.
«Лев добрый» –
Табличка на двери. (Чудеса продолжаются!)
И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
«Здр-р-раст!»
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.
А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй (Это такая игра, когда один игрок бегает, бросая в других мячом, или, догнав, касается рукой.)
Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого.
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!
Туда мы отправимся –
Ты да я,
Только с собой
Не возьмём ружья
И дома оставим
Твой старый пугач. (Это такой пистолет.)
Там Первый Закон:
Никого не пугать.
Висит объявленье
У самой опушки:
Вам, пистолеты, рогатки и пушки,
Вход в эту сказку закрыт навсегда!
Скорей собирайся, поедем туда!
- Кто попробует спеть эту песенку? (дети слушают стоя)
- Давайте споем ее вместе. (ФИЗМИНУТКА)
Обобщающая беседа.
а) – Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?
б) – Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок?
(Здесь нет борьбы добра и зла. Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток, оружия) в сказку автор не пускает.)
в) – Расскажите о героях стихотворения. (Лиса очень ответственная, трудолюбивая, Медведь умный, добродушный, общительный, Сова мудрая, гостеприимная)
Работа в группах.
1) - Сейчас вас ожидает еще один сюрприз. Наклонитесь вправо, посмотрите вниз. Нет ничего? Наклонитесь влево, посмотрите. Тоже нет? Повернитесь назад, посмотрите, у гостей тоже нет? Встаньте, загляните под стульчики.
(Дети находят листочки с именами героев стихотворения).
- Сгруппируйтесь по героям. Перечитайте в группе стихотворение и расскажите о героях стихотворения.
(Дети обсуждают в группах и рассказывают).
(Лиса очень ответственная, трудолюбивая, любит чистоту. Медведь умный, добродушный, компанейский, любит ходить в гости, петь. Сова мудрая, гостеприимная. Лев добрый, вежливый, ласковый, гостеприимный. Олень игривый, жизнерадостный, затейник).
2) – Ребята, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно? С какой интонацией, настроением мы будем читать это стихотворение?
Дома поучитесь читать выразительно это стихотворение. Может, кто-то сочинит веселую песенку.
–Я вам предлагаю творческое задание. Разбейтесь на три группы.
Первой группе – придумать законы для посетителей леса.
Второй группе – нарисовать и объяснить знак или “Как вести себя в лесу”.
Третьей группе – подумать и рассказать, какая польза будет от выполнения всех правил
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
·
·
·. Итог.
Защита мини-проектов.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
·V. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».
13 PAGE 14115