Внеклассное мероприятие Счастливый случай в мире физики (10 класс)

Добропольский городской отдел образования
Методический кабинет









Внеклассное мероприятие
Счастливый случай в мире физики
10 класс






Подготовила
учитель физики
Белозерской
общеобразовательной
школы I – III ступеней №13
Добропольского городского
совета Донецкой области
Присич Галина Николаевна


Тема: Счастливый случай в мире физики.
Цели и задачи:
Образовательные: Повторить и обобщить знания учащихся за курс 7-10 кл.;
cовершенствовать навыки индивидуальной, групповой работы
учащихся.
Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные: Формировать нравственные качества: доброжелательности,
умения трудиться в процессе индивидуальной, групповой
работы, формировать интерес к физике.
Формы работы: Индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор.

Звучит песня:
Счастливый случай начиная,
Должны запомнить мы, друзья,
Что физика – святых святая
Наука милая моя.

Ведь без нее – ни шагу в жизни,
Она – везде, вокруг, всегда.
Бывает дамою капризной
Кто не дружил с ней иногда.

Кто ж дружен с ней –
Друзья навеки,
Вернее друга не найти
Поможет стать вам человеком
Удачи вам, друзья, в пути!

Пусть Фарадей вам путь укажет,
Ньютон поможет вам в пути.
А Ом и Джоуль вам подскажут
К победе как быстрей дойти.

Да, непроста наука наша
В ней много формул и задач
Смекалка вам поможет, ваша
Успеха вам, друзья, удач!

Припев:
Архимед, Эйнштейн всегда помогут
Янгель и Ампер всегда в пути
И к победе вывести вас смогут
Не скучай, дерзай, твори, ищи.

План
I. Представление команд (команды готовят название, девиз, эмблему). (2 мин.)
II. Внеклассное мероприятие. (40 мин.)
1. Гейм. Вопросы – ответы каждой команде. (4 мин.)
2. Гейм. «Заморочки из бочки» (16 мин.)
3. Гейм. «Ты – мне, я – тебе» (10 мин.)
4. Гейм. «Темная лошадка» (5 мин.)
5. Гейм. «Гонка за лидером» (5 мин.)
III. Подведение итогов. Награждение победителя. (3 мин.)
Пояснительная записка.
В первом гейме каждой команде задают одни и те же вопросы.
Во втором гейме каждая команда отвечает на четыре вопроса, время обдумывания 15-30 с.
В третьем гейме команды задают друг другу вопросы.
В четвертом гейме приглашают гостя, который задает вопросы командам.
В пятом гейме в течении 3 мин поочередно задают вопросы командам. Начинают с отстающей команды.
Руководит внеклассным мероприятием учитель.
Ход внеклассного мероприятия.
Учитель. Ребята, сегодня на внеклассном мероприятии мы проверим себя, проверим наши знания, умения, способности, наблюдательность, сообразительность, эрудицию. Таким образом, мы повторим и обобщим наши знания за курс 7-10 кл.
Учитель сообщает цели и задачи внеклассного мероприятия.
В добрый путь! Всем желаю только победы.
Вопросы к первому гейму.
Явление сохранения скорости тела (инерция)
Каким путем энергия Солнца достигает поверхности Земли (излучение)
Тело, размерами которого в данных условиях задачи можно пренебречь, называют (материальной точкой)
Единица измерения работы (Дж)
Частицы, которые входят в состав ядра атома (протоны, нейтроны)
Какое изображение дает плоское зеркало (прямое, равное, мнимое)
Имеет ли воздух вес (да)
Прибор для измерения силы тока (амперметр)
Какие частицы являются носителями электрического тока в проводниках(свободные электроны)
Виды соединения проводников (последовательное, параллельное)
Какую физическую величину можно измерить динамометром (силу)
Квадрат гипотенузы равен . (сумме квадратов катетов)
Число оборотов в единицу времени (частота)
Энергия, характеризующая движущееся тело ( кинетическая)
Прибор для измерения напряжения (вольтметр)
Английский физик, который открыл основные законы движения (Ньютон)
Единица измерения мощности (Вт)
Древнегреческий ученый, который открыл закон гидростатики (Архимед)
Переведите 15 мин в секунды. (900 с)
Молекулы одного и того же вещества одинаковы? Да или нет? (да)
Вопросы ко второму гейму. На экране картинка с темами.

Динамика

Механика

Тепловые явления

Давление твердых тел,
жидкостей, газов
Начальные сведения
о строении вещества

Электрические явления


I. Динамика.
1. Я принадлежу к числу тех людей, которые умеют изменять свой вес почти мгновенно. А вы умеете? (Для этого мне достаточно зайти в кабину лифта и нажать на кнопку.)
2. Если бы мы не наблюдали ежеминутного падения тел, оно было бы для нас самым удивительным явлением. Но когда нам говорят, что предметы притягиваются друг к другу, мы не склонны этому верить. Почему, закон всемирного тяготения не проявляется постоянно вокруг нас в обычной обстановке? (Сила ничтожно мала. Пример: два человека находятся на расстоянии 2 м притягиваются с силой менее 0,01 мкН, это равносильно, когда гирька массой 0,01 мг своим весом действует на чашу весов.)
ІІ. Механика.
Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился: а) вперед по направлению поезда; б) назад против движения; в) вбок. На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? (а- поезд уменьшил скорость, б- поезд увеличил скорость, в- сделал поворот)
Какова траектория движения точек винта вертолета по отношению к летчику? по отношению к Земле? (1- окружность, 2- винтовая линия).
ІІІ. Тепловые явления.
Тела из свинца (с=130Дж/кг °С) и железа (с=460 Дж/кг °С) равной массы нагрели в кипятке, затем вынули и положили на кусок льда. Под каким из тел расплавится больше льда? (под железным, т.к. сж > сс)
Спичка загорелась при трении ее о коробок. Она вспыхивает и при внесении ее в пламя свечи. В чем сходство и различие причин, приведенных к воспламенению спички? (сходство – увеличивается внутренняя энергия спички; различие: 1- за счет работы, 2 – в процессе теплопередачи)
ІV. Давление твердых тел, жидкостей, газов.
О чем идет речь?
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то.
Тогда почему же огромнейший лось
так просто бежит по болоту?
(площадь опоры ноги лося довольно велика, т.к. копыта раздвоены, а давление мало)
О каком ученом физики идет речь? Сформулируйте закон.
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий век
Тем, что открыл для жидкости закон
Тем, что навек был в физику влюблен?
(Паскаль. Давление производимое на жидкость или газ передается во всех направлениях одинаково)
V. Начальные сведения о строении вещества.
Чем объясняется увеличение длины проводника при его нагревании? (при нагревании промежутки между молекулами увеличиваются)
Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и в холодной газированной воде? (да, отличаются лишь скоростью движения)
VІ. Электрические явления.
Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикрепляют массивную цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле? (В результате всплесков бензин может наэлектризоваться зарядом одного знака, а корпус цистерны другого знака. Искровой разряд приведет к воспламенению бензина. Цель – разрядка корпуса.)
Является ли молния электрическим током? (Да, молния – упорядоченное, направленное движение заряженных частиц между грозовыми облаками или облаками и Землей, т.е. кратковременный электрический ток в атмосфере. Молния длится лишь тысячные доли секунд, многократная молния до 1,5 с. Сила тока равна 200 кА, напряжение 50 МВ, мощность разряда 5 млрд. кВт.)
Третий гейм. Команды задают друг другу вопросы.
Четвертый гейм. Приглашенный гость, задает вопросы командам.
Пятый гейм. Вопросы.
Можно ли с воздушного шара заметить, как вращается под ним земной шар? (нет, т.к. воздух вращается вместе с Землей)
Падает ли вниз отвесно камень, выпущенный во время полета летчиком из рук? (нет, камень описывает дугообразный путь)
Можно ли устроить так, чтобы пассажиры безопасно покидали железнодорожный поезд на полном ходу? ( Да, если платформа движется с такой же скоростью и в том же направлении как и поезд)
Может ли взлететь зажженная ракета в безвоздушном пространстве? (Да, она взлетает за счет отделения от ракеты отработанного горючего (газа))
Можно ли, имея длинный рычаг и точку опоры, поднять земной шар? (Нет, чтобы поднять земной шар хотя бы на 1 см потребуется 1021 секунд или тридцать тысяч млрд. лет)
Чем объясняется то, что узел крепко держит связанные им веревки? (Наличием трения, чем больше изгибов, чем больше раз шнурок обвивается вокруг себя – тем крепче узел)
Можно ли пользоваться узлами, если бы не было трения? (Нет, т.к. нитки размотались бы под их тяжестью)
Когда половая щетка уравновешена на спинке стула, какая ее часть тяжелее: короткая или длинная? (Короткая, т.к. когда щетка уравновешивалась, силы веса обеих частей были приложены к неравным плечам рычага)
Показывает ли термометр в ветряную погоду более низкую температуру, чем при отсутствии ветра? (нет, холод ощущают лишь живые существа)
Может ли наш организм выносить жару в 100°С? (Да, иногда даже до 160°С. Организм фактически не принимает этой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной, т.к. испарение пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который непосредственно прилегает к коже и тем понижает его температуру. Условие: воздух должен быть сухим.)
Почему в ветряную погоду мороз хуже переносится, чем в тихую погоду? ( От лица (и вообще от всего тела) отнимается при этом гораздо больше тепла, нежели в тихую погоду; кожа наша всегда испаряет влагу, даже в холодном воздухе, а для испарения необходима теплота, она отнимается от нашего тела и от того слоя воздуха, который к телу прилегает. Если воздух неподвижен, испарение совершается медленнее, т.к. прилегающий к коже слой воздуха скоро насыщается парами. При ветре испарение очень обильное, и это требует большого расхода тепла, которое отбирается от нашего тела.)
Может ли вода кипеть при температуре меньше 100°С, например: при комнатной температуре? (Может. На высоте 30-35 км над поверхностью земли, где давление 10 мм.рт.ст. вода кипит при температуре 45°С, можно получить «кипяток» и при комнатной температуре.)
Если счет команд одинаков можно дать задание: за 1 минуту написать как можно больше формул.
III. Подведение итогов. Награждение победителя.