Интеллектуально-речевое развлечение «Счастливый случай»


Интеллектуально-речевое развлечение
«Счастливый случай»
для детей старшей и подготовительной
к школе групп
с участием родителей
Разработала
Учитель-логопед
Гаспарова В.С.

Разработала
учитель-логопед
Гаспарова В.С.
Сценарий развлечения
«Счастливый случай»
Ход игры
Звучит отрывок музыкальной пьесы « Лошадка»
(позывные игры «счастливый случай»)
Логопед: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители и гости! Счастливый случай свел нас всех вместе, чтобы подумать над загадками и тайнами русского языка. Мы начинаем игру «Счастливый случай». Сегодня в игре участвуют дети старшей и подготовительной к школе группы, посещающие логопункт и их родители.
В нашей игре - две команды. Встречайте, команда «Калинка»… и команда «Рябинка»…
Приветствия командам:
«Калинки»
Команде Рябинки
Хотим пожелать
Уверенно, тверда
К победе шагать.
2. рябинки
Пожелаем вам, ребята,
Не скучать и не зевать
На вопросы логопеда
Побыстрее отвечать.
Судить игру будет наше уважаемое жюри в составе:
Поприветствуем их!
Логопед: Итак, вперед!
Правила наши очень просты,
Услышав вопрос, его обсуди,
Десять секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас
Наградою будет – полученный балл,
Который жюри и выставит вам.
Чем больше очков, тем победа близка
Сейчас мы узнаем - знатока!
Гейм 1. « Разминка»
Каждая команда поочередно бросает игровой кубик. На четырех гранях кубика нанесены единицы, на одной грани кубика нарисован ноль, еще на одной – подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл. Если выпадет подкова – это означает, что команде повезло, у нее
« счастливый случай» и за правильный ответ на вопрос она получит 3 балла. Но если выпадет ноль – это означает переход хода.
Вопросы для 1-ой команды « Калинка»:
Мы видим звуки или буквы? (буквы)
Назови слово КОСА без звука К. (оса)
Назови одним словом сильный дождь. (ливень)
Назовите слово противоположное слову говорить. (молчать)
Кто «папа» ягненка? (баран)
Как называется время суток после дня? (вечер)
Сколько всего месяцев в году? (12)
К какому числу нужно прибавить 2 чтобы получилось 10? (8)
Вопросы для второй команды:
Мы слышим звуки или буквы? (звуки)
Назови слово ПАРК без звука К? (пар)
Назовите одним словом непромокаемое пальто. (плащ)
4. Кто «мама» жеребенка (лошадь)
5. Назовите слово, противоположное по значению слову «спрашивать». (отвечать)
6. как называется время суток между утром и вечером? (день)
7. Сколько всего времен года? (4)
8. Назовите последний месяц осени (ноябрь)
А сейчас – вопрос на засыпку! Он быстро добавит очки команде!
Я загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, я буду давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так - по убывающей. Начинает отвечать та команда, которая быстрее поднимет руку
Подсказки:
1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.2. У нее появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее.4. Дело кончилось свадьбой.5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.Ответ: (Муха-Цокотуха).
Уважаемые игроки, пока наши уважаемые судьи производят подсчет очков, дети покажут сценку-минутку « Сказка про Козу»
Судьи объявляют счет.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
2-ой гейм Темная лошадка.
Этот гейм оценивается особым способом, т.к. здесь вы услышите много стихотворений, драматизацию. Участникам необходимо выразительно, красиво предоставить все поэтические миниатюры, при этом обращать внимание на интонационную выразительность речи игроков. Самый высокий балл – 5
В игре « Рассыпанное слово» за положительное решение поставленной задачи участники получают 1 балл.
Логопед: Сегодня мы ждем гостью. Догадайтесь кто она.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
деревья раздеваю, но не касаюсь сосен
И елочек. Я - …(осень).
Звучит аудиозапись «танец осенних листочков» – выходит Осень.
Осень.
Что такое Осень?
После какого времени года приходит осень?
В каком месяце приходит осень?
Я знаю, что дети знают стихи про осенние месяцы. Давайте послушаем их и попробуем догадаться про какой месяц именно, рассказано стихотворении.
Сентябрь:
Осень - желтенькое слово в желтенькой картинке,
Потому что пожелтели листья на осинке!
Осень - ласковое слово, теплые денечки,
Потому что солнце дружит с легким ветерочком!
Осень - вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что фруктов много, много угощенья!
Осень - радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что снова в школу - вот как получается!
(Какой месяц вы описали в стихотворении?)
На доску выставляется карточка с названием месяца осени.
Октябрь:
«Осень»Е. ИнтуловКричит ворона в небе: -Кар-р!В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!А было просто очень:В нём поселилась осень.
«Золотой дождь»М. ЛесоваяЛистья солнцем наливались.Листья солнцем пропитались.Налились, отяжелели,Потекли и полетели,Зашуршали по кустам,Поскакали по сучкам.Ветер золото кружит,Золотым дождём шумит!
Ноябрь:
(В. Мирович)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
Лес осенний засыпает, гол и пуст
А калина не снимает красных бус.
Степь под снегом холодеет, вся бела,
А калина ярко рдеет вкруг села.
После каждого стихотворения на доску выставляются карточки с названием месяцев осени
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Какое основное слово осени (по первым буквам слов) – СОН – почему? (осенью вся природа засыпает)
Назовите еще приметы осени в природе.
Дети называют приметы осени.( листья меняют свой цвет, опадают, и деревья в ноябре стоят голые, солнце светит мало, оно не греет так как летом, часто идут дожди, осенью птицы улетают в теплые края).
Игра «Рассыпанное слово»
Осень для каждой команды выставляет по 4 кубика с буквами.
На кубиках буквы: ЛИСТ, ТУЧА.
Вам буквы выданы не зря,
Из них попробуйте, друзья,
Составить побыстрейСловечко подлинней!
Команды собирают слова: ЛИСТ, ТУЧА.
Действительно, осенью листья разукрасили землю в ярко-желтый, красный цвет. Люди радуются этой красоте.
Осенью у диких животных много забот, ведь им надо подготовиться к зиме.
Давайте, расскажем, как же животные готовятся к зиме.
Драматизация «Как животные готовятся к зиме».
Осень: Жители леса! Жители леса! Зима у порога! Как вы готовитесь к зиме?
Белка : Я белочка к зиме старалась:
Меняла шубку, запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтобы зимой тепло мне было.
Еж:
Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю, как Мишка.
Поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил..Заяц:
К зиме я, зайчик, полинял,
И цвет шубки поменял.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Вот и побелел, шубку новую надел
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет
Лиса :
Я рыжая плутовка. Хитрая да ловкая. Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь. Мой мех пушист, красив. Живу в норе, где сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю. Ищу мышку полевую, или живность какую. Об этом наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Волк:
Я- серый волк, хожу я в стае. Шубы цвет я не меняю, а ее лишь утепляю. Живу я логове, там сплю, отдыхаю, а ночью пищу добываю.
Чтоб злым не быть, не голодать –
Рыщу, охочусь неустанно. Лося и зайца съесть могу.
Но зимой мне трудно пищу добывать.
Лось : Зимний период для лося тяжелый
Его донимают сугробы и голод,
Вынужден ветки с деревьев глодать
И от голодных волков убегать.
Лося спасают лишь длинные ноги
Он пробежит там , где нет и дороги.
Осень: Даже медведь не стерпел, вышел из берлоги, чтобы рассказать вам о себе.
Медведь :
С осени свой жир коплю, много ем и много пью
Я зимой под вьюжный вой
Сплю в берлоге снеговой.
Пусть мне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.
Какие вы все разные, красивые, встаньте пожалуйста парами , кто с кем хочет и и похвалитесь друг перед другом , что же у вас есть интересное во внешнем виде или в повадках, например:
белка ты какая? ( Я - ловкая.серая, быстрая, верткая,шустрая, прыгучая)
Еж, а ты какой? ( Я - колючий маленький коротколапый)
Я лиса - рыжая, хитрая, пушистая
Я - медведь неуклюжый, большой, коричневый, косолапый
Я - лось большой, рогатый, сильный
Я- заяц пугливый, трусливый, маленький, ушастый. Я- волк : серый, зубастый, злой, всегда голодный. Я- волк сильный, серый, злой, зубастый.

Осень. Я, вижу, вы, хорошо знаете все приметы осени, осенние месяцы и мне пора уходить.
До свидания! До встречи в следующем году!
Пока наши уважаемые судьи производят подсчет очков, юные участники игры загадают загадки!
Судьи подсчитывают баллы.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»

3-ий гейм. «Заморочки из бочки».
В первом задании, за каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.
В игре « Оживи дерево» оценка производится за креативность участников. Максимальный бал - 3
Логопед. Осень от нас ушла, но оставила нам вот что! Ребенок вносит на подносе 6 бочонков, внутри которых находятся номера вопросов. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. (ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан в бочонке). Вопросы трудные, настоящие «заморочки». Каждая команда должна вытащить 3 бочонка и ответить на 3 моих вопроса.
Команды по очереди достают бочонки из бочки. Каждой команде предназначено по 3 вопроса:
1. Какой месяц называют ГРЯЗЕНЬ ? - октябрь
2. Продолжи поговорку: В народе говорят : «Красна весна цветами, а осень… плодами.»3. Назовите пословицу об осени.
4. В какой сказке действуют ожившие овощи и фрукты? Приключения Чипполино
5. Какой месяц называют «месяцем полных кладовых»? ноябрь
6. Продолжи поговорку: Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - …родной брат.. Игра «Оживи дерево»
На мольбертах два одинаковых рисунка деревьев, выполненных пунктирной линией. К ним прилагается набор карточек со словами, одинаковыми для каждой команды: корни, ствол, ветки, листья, крона
Логопед: Здесь нарисованы деревья. Но они заколдованы и поэтому не видны! Помогите их расколдовать. Для этого нужно прочитать слово на каждой карточке, подумать что оно означает, и обвести фломастером эту часть дерева. Победит та команда, которая выполнит задание первой.
Команды начинают выполнять задание одновременно. Дети работают по цепочке.
Логопед: Молодцы! Деревья благодарят вас за помощь.
Внимание, внимание! Конкурс в конкурсе! Наши уважаемые мамочки и папочки, покажут мастер-класс!

Пока звучит музыка, родители передают шарик друг другу, когда музыка остановится, тот, у кого остался шар, извлекает скороговорку, и читает ее.
Судьи подсчитывают очки каждой команды. Объявляется счет игры.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
4-ый гейм . Назови цвета.
Положительный ответ оценивается в 1 балл.
Логопед. Осень – время ярких красок. Разноцветным нарядом нас радуют поле, лес, роща, одежда людей.
В русском языке есть слова, которые обозначают цвета. Одни из этих названий связаны с металлами – серебряный, золотой, золотистый, бронзовый,
другие с плодами- персиковый, лимонный,
с продуктами- кофейный, чайный,
с цветами- васильковый, розовый,
с камнями – малахитовый, бирюзовый ит.д.
Посмотрите, пожалуйста на таблицу. В каждом окошке этой таблицы спряталось название какой-либо темы. Вам надо назвать цвета, соответствующий этой теме. В этом гейме принимают участие родители.
Задания записаны в таблице под шестью закрытыми окошечками. Логопед вызывает представителя от каждой команды. Они по очереди открывают окошки с номерами заданий для команды-соперницы. Каждое последующее окошко открывается после того, как командой будет выполнено предыдущее задание.
Цветы – розовый, васильковый, сиреневый
Овощи- свекольный, салатовый, морковный
Фрукты- персиковый, абрикосовый, апельсиновый, лимонный
Ягоды- вишневый, малиновый, черничный
Камни - сапфировый, рубиновый, изумрудный, жемчужный, коралловый.
Металлы - стальной, золотой, серебряный, бронзовый
Спасибо, уважаемые игроки!
Пока судьи подсчитывают очки каждой команды, мы послушаем веселые стихи
Лиса и крот.
-Славный домик, милый крот, только очень узкий вход!
- Вход лисичка, в самый раз, он не пустит в гости вас!
Уж и еж
Бывают в жизни чудеса - Ужа ужалила Оса. Ужалила его в живот, Ужу ужасно больно. В о т. А доктор Еж сказал Ужу: "Я ничего не нахожу, Но все же, думается мне, Вам лучше ползать На спине, Пока живот не заживет. Вот". !Встреча
 Встретил жук в одном лесуСимпатичную осу.- Ах, какая модница!Пожвольте пожнакомиться.- Увазаемый прохозый,Ну на сто это похозэ!Вы не представляете,Как вы сепелявете!И красавица осаУлетела в небеса.- Штранная гражданка,Наверно, иноштранка.
Объявляется счет игры.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
5-ый гейм. Спешите видеть.
В этом гейме перед командами ставится задача: найти все слова в цепочке букв.
За каждое слово -1 балл.
Уважаемые участники и гости, наша игра подошла к концу!
Слово – жюри.
Все команды получают призы – медали, грамоты.