Календарно-тематическое планирование ИЗО 5-7 кл. 2015-2016г. Неменский(рабочая программа)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 25»
УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО
Директор школы
Зам. директора УМР
На заседании МО
Кравец И. И.
_________________
_________________
«____» ___________
«____» ____________
«____» ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2015 - 2016 учебный год
ПРЕДМЕТ: изобразительное искусство
5, 6, 7 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: Баранник Ирина Владимировна
Всего 105 часов, в неделю 1 час
5 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
6 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
7 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» Под редакцией Б.М. Неменского – М.«Просвещение» 2015 г.
УЧЕБНИКИ:
Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2014г ;
Неменская Л. А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014г;
Неменская Л А. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014;
Севастополь 2015 г.
РАБОЧАЯ программа
основного общего образования
по изобразительному искусству
I. Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
3.Примерной образовательной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» Под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение» 2015г.
4.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях учебниками (включенными в Федеральный перечень): Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2014г.;Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 20014;Неменский Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2014;Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: Просвещение, 20014;Неменская Л А. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014;Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 20014;
5. Учебным планом ГБОУ СОШ № 25 на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета.
Цели художественного образования:
Формирование духовной культуры личности.
Овладение национальным культурным наследием.
Приобщение к общечеловеческим ценностям.
При изучении изобразительного искусства на ступени основного общего образования должны быть необходимо решать следующие задачи:
1.развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память эмоционально-эстетическое восприятие действительности.
2.воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
3.осваивать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
4.овладевать умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
5.формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами , зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Используемые формы и методы обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий являются:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
- декоративная работа,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:
- контроль выполнения упражнений,
- ответы на вопросы,
- контроль выполнения практической работ.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 58 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства это большая работа, требующая и знаний, и умений.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю
Программа рассчитана:
Всего – на 102 часа.
Срок реализации программы 1 год. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю) в 5-7 классах.
Форма промежуточной аттестации:
Аттестация (оценка) за четверть и год.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании основной школы учащиеся научатся:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства, и аргументировано, анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIXXX столетий;
иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
II. Тематический план.
5 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Тема «Древние корни народного искусства»
8
2
Тема «Связь времён в народном искусстве»
8
3
Тема «Декор – человек, общество, время»
10
4
Тема «Декоративное искусство в современном мире»
8
Итого
34
6 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
8
2
Тема «Мир наших вещей. Натюрморт»
8
3
Тема «Вглядываясь в человека. Портрет»
10
4
Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
8
Итого
34
7 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Тема «Изображение фигуры человека и образ человека»
8
2
Тема «Поэзия повседневности»
8
3
Тема «Великие темы жизни»
10
4
Тема «Реальность жизни и художественный образ»
8
Итого
34
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Древние корни народного искусства. (8 часов). Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 часов). Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время (10 часов). Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов). Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
6 КЛАСС
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов). Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов). Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов). История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов). Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
7 КЛАСС
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч.) Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (8 ч.) Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня большая тема в искусстве. Жизнь в моем селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10 ч.) Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX столетия. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (8 ч.) Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культу
Календарно-тематическое планирование 5класс
I четверть. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - 8 часов
№
дата
Тема, раздел
Кол-во часов
Основные элементы
содержания
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)
Календарные сроки
План
Факт
1.
Древние образы в народном искусстве.
1
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно – символический характер.
Понимать условно – символический характер народного декоративного искусства.
воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа
знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
2.
Орнамент как основа декоративного украшения.
1
Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
3.
Декор русской избы.
1
Единство пользы и красоты в организме пространства дома.
Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.
Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции, умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России;
умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика:«Традиционные образы народного искусства солнце, древо, птица, конь в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками.
Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач. Ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода.
4.
Внутренний мир русской избы.
1
Единство пользы и красоты в организации пространства дома.
Устройство и символика внутреннего
пространства крестьянского жилища.
Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно – творческой работе, воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.
5.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
1
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства. Плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повторения элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы, умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
6
Образы мотивов в орнаментах русской народной вышивки.
1
Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.
Приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география)
7
Народный праздничный костюм.
1
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ.
Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитное и охранное значение орнамента в народном костюме.
Уметь работать в выбранном материале,
используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Выбирать и использовать различные художественные материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
8
Народные праздничные обряды. Масленица.
1
Роль декоративно прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев « Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка».
Иметь представление о роли декоративно – прикладного искусства укладе жизни русского народа.
Создавать творческие работы в лепке, в технике бумажной пластики, техниках декоративно – прикладного искусства, архитектуры, дизайна.
II четверть. «Связь времен в народном искусстве» - 8 часов
9-
10.
Древние образы в современных народных игрушках.
2
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской).
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.
Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
Выбирать и использовать различные художественные средства, материалы и техники для создания выразительного художественного образа.
11.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
1
История развития, промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Примеры росписи.
Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель).
Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно – выразительных средств с функциональностью предмета.
Определять и называть стили и направления изобразительного искусства.
12.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
1
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка.
Приемы росписи.
Уметь использовать гуашь в творческой
работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.
Анализировать итоги собственной творческой деятельности.
13-
14.
Искусство Жостова. Истоки
современное развитие
промысла.
2
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).
Художественные особенности жостовской
росписи и приемы письма.
Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.
Владеть навыком работы с бумагой.
Понимать и правильно применять в
речи, освоенные понятия.
15.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
1
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных промыслов в современном искусстве.
Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.
Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства.
16.
Связь времен в народном искусстве.
1
Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно – прикладного.
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения искусства, выражать свое отношение к ним.
III Четверть « Декор – человек, общество, время» - 10 часов
17.
Зачем людямукрашения
1
Социальная роль – декоративно – прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи.
Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпохединство материала, формы и декора.
18-
19.
Декор и положение человека в обществе.
2
Украшение как показатель социального статусачеловека.
Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различениенациональных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Уметь работать в выбранном материале.
20-
21.
Одежда говорит о человеке.
2
Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
22-
23.
Одежда говорит о человеке.
3
Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко).
Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского.
Уметь творчески работать над предложенной темой.
24-
25.
Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Севастополя
2
Значение геральдического искусства в жизни современного общества.
История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе.
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале.
Понимать и правильно применять в речи освоенные
понятия.
26.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
1
Декоративно – прикладное искусство в повседневной жизни человека.
Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время».
Понимать, что образный строй вещи определяется социальной рольюее хозяина.
Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
В развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.
IV Четверть. «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов
27.
Современное выставочное искусство.
1
Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства.
Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения декоративно – прикладного искусства.
Изменение соотношения пользы и красоты. Виды декоративно - прикладного искусства.
Знать виды декоративно - прикладного искусства, особенности
его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений декоративно – прикладного искусства.
28-
29.
Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.
2
Выразительное исполнение материала. Условность, обобщенность образа.
Виды декоративно – прикладного искусства. Рисунок по батику.
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.
Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.
30-
31.
Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.
2
Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов декоративно – прикладного искусства.
Витраж.
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема.
Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.
Уметь использовать выразительные возможности материала.
32-
33.
Ты сам мастер – декоративно – прикладного искусства.
2
Этапы работы над произведением – декоративно – прикладного искусства.
Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом.
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно – прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
34.
35
Декоративно прикладное искусство в жизни человека.
Резерв
1
1
Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире.
Подведение итогов. Выставка работ.
Знать виды декоративно – прикладного искусства, особенности языка.
Анализировать язык декоративно – прикладного искусства. Уметь осознанно использовать язык декоративно-прикладного искусства.
Календарно – тематическое планирование 6 класс
1 четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов
№
дата
Тема урока
Кол-во часов
Основные элементы содержания
Характеристики основных видов деятельности учащихся на уровне (УУД)
Календарные сроки
План
Факт
1.
«Изобразительное искусство в семье пластических искусств»
1
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Беседа об искусстве и его видах.
Знать
- виды изобразительного искусства;
- художественные материалы и их разительные возможности.
2.
«Рисунок – основа изобразительного искусства»
1
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.
Знать
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами.
3.
«Линия и ее выразительные возможности»
1
Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения.
Знать
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши.
4.
«Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
1
Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Знать понятие силуэт, тон, ритм.
Уметь
- пользоваться графическими материалами;
- видеть и передавать характер освещения.
5.
«Цвет. Основы - цветоведения».
1
Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Знать основные и составные цвета;
теплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши.
6.
«Цвет в произведениях живописи»
1
Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.
7.
«Объемные изображения в скульптуре»
1
Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Художественные возможности в скульптуре: глина, металл, дерево и др. выразительные возможности.
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приемами лепки.
8.
«Основы языка изображения»
1
Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения».
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
II Четверть. «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8часов
9.
«Реальность и фантазия в творчестве художника»
1
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.
10.
«Изображение предметного мира - натюрморт»
1
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.
Знать
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта.
11.
«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
1
Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.
Знать
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги.
12.
«Изображение объема на плоскости, линейная перспектива»
1
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Знать
- правила объемного изображения геометрических тел.
- понятие ракурса.
Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.
13.
«Освещение. Свет и тень»
1
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.
Знать понятия: свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.
14.
«Натюрморт в графике»
1
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Ритм пяте , пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Знать понятие гравюра и ее свойства.
Уметь работать графическими материалами.
15.
«Цвет в натюрморте»
1
Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.
16.
«Выразительные возможности натюрморта » (обобщение темы)
1
Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
III Четверть. «Вглядываясь в человека» - 10 часов
17.
«Образ человека – главная тема искусства»
1
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
18.
«Конструкция головы человека и ее пропорции»
1
Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
19.
«Изображение головы
человека в пространстве»
1
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.
Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
20.
«Графический портретный рисунок и выразительный образ человека»
1
Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Уметь передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами.
21.
«Портрет в скульптуре»
1
Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.
Знать
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной)
22.
«Сатирические образы человека»
1
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.
Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности.
23.
«Образные возможности освещения в портрете»
1
Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении.
Знать
- приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.
24.
«Портрет в живописи»
1
Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
Знать
- типы портретов; парадный, конный и т.д.;
- имена художников и их выдающиеся произведения.
25.
«Роль цвета в живописи»
1
Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.
26.
«Великие портретисты» (обобщение темы)
1
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов.
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства.
IV Четверть. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8 часов
27.
«Жанры в изобразительном искусстве»
1
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.
28.
«Изображение пространства»
1
Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятия точки зрения.
Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
29.
«Правила линейной и воздушной перспективы»
1
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.
30.
«Пейзаж. Организация изображаемого пространства»
1
Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
31.
«Пейзаж - настроение. Природа и художник»
1
Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.
Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении.
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.
32-
33.
«Городской пейзаж»
2
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
34.
35.
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
1
Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства.
Подведение итогов выставка работ
Уметь воспринимать произведения искусства, и аргументировано, анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
I четверть. «Изображение фигуры человека и образ человека» - 8 часов
№
Тема урока
Количество часов
Основные элементы содержания
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне УУД)
Планир
Фактич.
1
«Изображение фигуры человека в истории искусства»
1
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь
- соблюдать пропорции при изображении фигуры человека;
- изображать человека в движении.
2-
3.
«Пропорции и строение фигуры человека»
2
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека.
Знать пропорции фигуры человека.
Уметь рисовать схемы движений человека.
4-
5.
«Лепка фигуры человека»
2
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.
Знать имена великих скульпторов и их произведения.
Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре.
6-
7.
«Набросок фигуры человека с натуры»
2
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность
детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении.
Знать понятие силуэт.
Уметь
-пользоваться графическими материалами;
-видеть и передавать характер движения.
8
«Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве»
1
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.
Уметь воспринимать произведения искусства.
II четверть «Поэзия повседневности» - 8 часов.
9.
«Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов»
1
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо искусстве.
Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства.
Уметь владеть материалами для графического рисунка.
10.
«Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры»
1
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре
Знать виды жанров и тематическое богатство внутри них;
- подвижность границ между жанрами.
Уметь анализировать произведения искусства.
11.
«Сюжет и содержание в картине»
1
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь строить тематическую композицию.
Владеть навыками использования материалов графики
12.
«Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве»
1
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь строить тематическую композицию;
- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи
13-
14.
«Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре)
2
Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.
Знать изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов;
- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников.
Уметь построить тематическую композицию.
15-
16.
«Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»
2
Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом настроение, национальный характер;
- воспринимать произведения искусства.
III четверть. «Великие темы жизни» - 10 часов.
17.
«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох»
1
Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве ХVII века.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
18.
«Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века»
1
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому, как понимание современности.
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.
19-
20.
«Процесс работы над тематической картиной»
2
Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскиз, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.
Знать этапы создания картины.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
21-
22.
«Библейские темы в изобразительном искусстве»
2
Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
Уметь строить тематическую композицию.
23-
25.
«Монументальная скульптура и образ истории народа»
3
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.
Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны.
Уметь работать с пластическими материалами.
26.
«Место и роль картины в искусстве ХХ века»
1
Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Знать имена выдающихся художников ХХ века. И их произведения.
Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение.
IV четверть. «Реальная жизнь и художественный образ» - 9 часов.
27-
29.
«Искусство иллюстрации. Слово и изображение»
3
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского.
Знать
- имена известных художников иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
30.
«Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве»
1
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.
Уметь создавать творческую деятельность
31.
«Зрительные умения и их значение для современного человека»
1
Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.
Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.
Уметь аргументировано анализировать произведение искусства.
32.
«История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве»
1
Историко – художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм постимпрессионизм. Передвижники, «Мир искусства»
Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее
выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.
33.
«Личность художника и мир его времени в произведениях искусства»
1
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.
Знать имена великих художников в истории искусства и их произведения.
- особенности тематической картины и ее жанровых видах.
34-
35.
«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»
1
Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
1.степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2.характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3.качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
Устный ответ:
«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Учебно-методический комплект для 5 класса
№
Авторы, составители
Название учебного издания
Год издания
Издательство
1
Неменский Б. М.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса.
2014
Просвещение
2
Неменский Б. М.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса
2014
Просвещение
3
Н.А Горяева
Поурочные разработки к учебнику «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» по программе Б.М. Неменского
2013
Просвещение
Учебно-методический комплект для 6 класса
№
Авторы, составители
Название учебного издания
Год издания
Издательство
1
Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского
Изобразительное искусство в жизни человека Учебник для 6 класса.
2014
Просвещение
2
Неменский Б. М.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса
2014
Просвещение
3
Неменская Л.А, Полякова И.Б., Мухина Т.А.
Поурочные разработки к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» по программе Б.М. Неменского
2013
Просвещение
4
Клочкова И.Н.
Изобразительное искусство.6 класс: Технологические карты уроков по учебнику Л.А.Неменской
2015
Просвещение
Учебно-методический комплект для 7 класса
№
Авторы, составители
Название учебного издания
Год издания
Издательство
1
Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского
Изобразительное искусство в жизни человека Учебник для 7 класса.
2014
Просвещение
2
Неменский Б. М.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 6 класса
2014
Просвещение
3
Гуров Г.Е., Питерских А.С.
Поурочные разработки к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 7 класс» по программе Б.М. Неменского
2013
Просвещение
4
Клочкова И.Н.,
Изобразительное искусство.7класс: Технологические карты уроков С мультимедийным сопровождением по программе Неменского Б.М.
2015
Просвещение
LђЗаголовок 115