Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Сказки весеннего леса»


Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
в подготовительной группе
«Сказки весеннего леса»
Автор: Павлова Наталья Викторовна
воспитатель МБДОУ №11 г. Моршанска
МБДОУ "Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно- эстетическому развитию детей  №11 "Чебурашка""
Г. Моршанск, Тамбовская область
«Сказки весеннего леса».
Программное содержание:
- продолжать учить детей придумывать сказки на заданную тему, используя диалог; вспомнить с детьми о признаках, по которым мы узнаем сказку (зачин, концовка, середина – сама сказка);
- напомнить детям понятия «слова - родственники»; закреплять умения подбирать синонимы к словам;
-развивать образное мышление, творческое воображение;
- упражнять в выработке четких артикуляционных позиций языка;
-вырабатывать правильное речевое дыхание;
-совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: презентация весеннего леса, аудиозапись голосов птиц и зверей, магнитофон, палочки, карточки с зеркальным изображением букв, доска, мел
Ход занятия.
Дети сидят на ковре вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята послушайте сказку как «Язычок гулял в лесу». Слушайте и выполняйте за мной.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).
Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело) пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу.
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Весна). В каком лесу гулял язычок? (В весеннем). Сегодня на занятии я хочу предложить вам совершить путешествие весенний лес. Лес бывает большой, а бывает маленький.
Как называется маленький лес?
( Лесок, лесочек.)
-как называют человека, который охраняет лес, заботится о нем?
(Лесник, лесничий).
-как называют сказочного человека который живет в лесу?
(Лесовик, лесовичок.)
Воспитатель. Сейчас мы вспомнили слова: лес, лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовик, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть: лес.
- Слова, в которых есть одинаковая часть, называют родственными.
- Совсем недавно была зима, много снега. Подберите слова родственники к слову «снег» (Снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежная, подснежная).
Подберите слова, родственные слову «зима» (Зимний, зимующие, зимовье, зимушка)
Как вы считаете, слово «зима» родственное слову «снег»? (Слова-родственники должны звучать похоже, а в слове «Зима» нет такой части, которая была бы похожа на слово «снег»).
Воспитатель. Лес, в который мы отправимся, расположен далеко от нашего детского сада. А на чем можно туда добраться? (ответы, по видам транспорта).
- А я поеду на поезде.
- Готовы. Поехали.
(процесс «передвижения» сопровождается презентацией: весенняя природа, двигаются по кругу, змейкой ).
Оказались на поляне (ковер) .- Вот мы и прибыли. Как здорово в весеннем лесу (дети оглядываются вокруг)
Релаксационный момент.
Звучит аудиозапись со звуками леса (пение птиц), воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать музыку.

Воспитатель. Давайте, встанем и попробуем почувствовать лесной воздух, чем может пахнуть в лесу ранней весной.
Дети выполняют статическое упражнение на развитие физиологического дыхания «вдыхаем аромат леса»: вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три», выдох ртом. (Повторите три раза.)Затем дети говорят какие запахи они уловили.
Чьи голоса вы услышали?
Педагог включает аудиозапись в которой звучат знакомые голоса птиц и зверей.
Воспитатель. Дети хотите повстречаться с жителями весеннего леса?
- Тогда давайте повернемся к свету, закроем глаза и сделаем шаг вперед.
- Смотрите, мы оказались в сказочной лесной школе. Проходите, дети, садитесь за парты.
- Предлагаю для начала поиграть пальчиками, выполнить упражнение.
Дети выполняют упражнение на развитие мелкой моторики, координацию движения в сочетании с речью.
«ВЕСНА»
 
Иди, весна, иди, красна,               (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок,            (Загибают по одному пальчику на
Овсяный снопок,                                    обеих руках, начиная с мизинца).            Яблоки душистые,                              
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Зеркальные буква». Буквы захотели увидеть свое отражение в зеркале и вот, что у них получилось. (Воспитатель показывает по одной карточки с зеркальным изображение букв. Дети выкладывают буквы на столе из палочек, вертикально. Воспитатель обращает внимание на разные способы выкладывания букв)
Воспитатель. Какое слово у вас получилось. Давайте его прочитаем. ( Дети читают слово)
Воспитатель. А теперь «расшифруем» каждую букву

Ц – царевна
В – весна
Е – ель
Т – тепло
О – ожерелье
К – красавица

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, (Повороты влево и вправо.) Потянулся он со сна:(Потягивания — руки вверх.). К нам опять пришла весна.Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил; (Вращения головой.) Наклонился взад-вперёд(Наклоны вперед-назад.)Вот он по лесу идёт.Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки.В них съедобные личинки — Для медведя витаминки. (Наклоны правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся.
Воспитатель. Сегодня мы будим придумывать сказки на тему «Сказки весеннего леса» о приключениях лесных жителей. Сказку мы будем придумывать на основе этих шести слов. Сказка должна быть небольшой, интересной, законченной. А чтобы помочь вам, предлагаю ответить на мои вопросы:
- Сколько в сказке частей? (Три.)
- Как они называются? (Зачин, концовка, в середине сама сказка.)
- Чем характеризуется сказка? (В сказке бывает то, чего не может быть в жизни. В сказке добро побеждает зло.)
Например:
Почему ель вечнозеленая?
У Царевны-Весны было любимое зеленое платье, которое она всегда одевала, когда приходила к людям. Вот и опять пришла ее пора. Она надела свое платье, но Зима, которой не хотелось уходить от людей в свои покои, решила испортить платье царевны. Ей это удалось.
Что оставалось делать весне? Решила она обратиться к Ели.
- Милая Ель, помоги мне! Сделай так, чтобы мое платье было столь же прекрасным, что и раньше. Ель, согретая теплом Весны, привлекла к работе все свои зеленые иголочки, которые проснулись от тепла. К утру платье выглядело как раньше. Ель украсила его золотистым ожерельем, сделанным из чешуек шишек.
- В благодарность за твой труд, милая Ель, я сделаю так, чтобы ты больше не зябла от холодных ветров. Теперь ты никогда не расстанешься со своим Зеленым платьем и будешь вечнозеленой красавицей.


Следует спросить не менее четырех детей. После рассказов детей педагог спрашивает, чья сказка понравилась и почему.
Воспитатель. Дети, наше пребывание в сказочном весеннем лесу закончилось. Встаньте, подойдите ко мне. Повернитесь лицом к свету, закройте глаза, сделайте шаг вперед. Смотрите, мы в обычном лесу. А вот и наш поезд, садимся в него, держимся крепко-крепко. Поехали!
(двигаются по кругу, змейкой)
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Спасибо, дети. Я довольна вами и тем, как прошло наше занятие. Все.