Методические рекомендации по выполнению практических работ по литературе 10-11 класс. Раздел Русская литература первой половины 19 века
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Губернский колледж г. Похвистнево
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по разделу «Литература первой половины XIX века»
ДИСЦИПЛИНА «Литература»
общеобразовательный цикл
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям
060501.51 Сестринское дело
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
230401 Информационные системы
Утверждено Методическим советом колледжа
Председатель __________Тимошкина Т.И.
для студентов очной формы обучения
г. Похвистнево, 2013
Составитель: Норматова Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Губернский колледж г. Похвистнево.
Методические указания для выполнения практических работ по разделу «Литература первой половины XIX века» являются частью основной профессиональной образовательной программы основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО Губернский колледж г. Похвистнево по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Сестринское дело, Информационные системы разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
преподавателей дисциплин гуманитарного цикла
Протокол № от « » 2013г.
Председатель __________Э.Х. Юсупова
СОДЕРЖАНИЕ
Название практических работ
страницы
А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»* 7
М.Ю. Лермонтов. Лирика. 12
Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет» 17
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Литература» для выполнения практических работ по разделу «Литература первой половины XIXвека» созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
В процессе выполнения практических заданий вы должны по литературе первой половины XIXвека:
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков первой половины XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
Критерии оценивания практической работы:
Оценка устных ответов учащихся. Развернутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком. "ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
После изучения раздела проводится зачет (см. КИМ по разделу «Литература первой половины XIXвека»)
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
Раздел: Литература первой половины XIXвека.
Практические занятия № 1-2 (1-2)
Тема: Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина
Цель: - сформировать представление о своеобразии пушкинской лирики, ее образно-тематическом богатстве и художественном совершенстве, гуманизме и национально историческом и общечеловеческом содержании;
- обратить внимание на. историческую концепцию пушкинского творчества;
- показать эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Задачи:1.Образовательная: обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.
2. Развивающая: развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям; умение выступать перед аудиторией;
3. Воспитывающая: формирование познавательного интереса
Студент должен знать:
- содержание основных этапов творчества поэта;
- образно-тематические и художественные особенности его лирики.
уметь:- воспринимать и анализировать художественный текст;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Тексты произведений.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
План:
а) Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
б) Философская лирика А.С.Пушкина.
Проанализируйте стихотворения А.С. Пушкина «Поэту», «И путник усталый на Бога роптал...», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» по следующим вопросам и заданиям. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» проанализировать письменно (1 вариант), «...Вновь я посетил..» (2 вариант)
Вопросы и задания к анализу стихотворения «Поэту»
1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы? 2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез? 3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы? 4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении? 5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы? 6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
Вопросы и задания к стихотворению «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» 1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным? 2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и «в многолюдном храме»? 3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть? 4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение. 5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? 6. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»? В чем философский смысл преемственности поколений? 7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...» 1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча. 2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога? 3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк». 4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.
Вопросы и задания к стихотворению «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» 1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи. 2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)? 3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста? 4. Зачем лирическому «я» нужен «побег в обитель дальнюю»? 5. Какие ценности жизни он может там приобрести? Летом 1835 г. он смог уехать в Михайловское, где отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «...Вновь я посетил...», в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе. Вопросы и задания к стихотворению «...Вновь я посетил...» 1. В чем, по Пушкину, заключается «общий закон» жизни? 2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического «я»? 3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними? 4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего? 5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти? 6. Как поэт решает проблему преемственности поколений? 7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих? 8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов? 9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тексту философское звучание.
Практическое занятие № (3-4)*
Тема: Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.
Цель: - сформировать представление о своеобразии пушкинской лирики, ее образно-тематическом богатстве и художественном совершенстве, гуманизме и национально историческом и общечеловеческом содержании;
- обратить внимание на. историческую концепцию пушкинского творчества;
- показать эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Задачи:1.Образовательная: обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.
2. Развивающая: развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям; умение выступать перед аудиторией;
3. Воспитывающая: формирование познавательного интереса
Студент должен знать:
- содержание основных этапов творчества поэта;
- образно-тематические и художественные особенности его лирики.
уметь:- воспринимать и анализировать художественный текст;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте поэму А.С. Пушкина, выполните задания. На выделенные вопросы ответьте письменно в тетрадях для практических работ.
Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник» 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».) 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт? 5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте? 6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
Вопросы и задания для характеристики образа Евгения Часть первая 1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию? 2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом? 3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»? 4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).) 5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.) 6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»? 7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
Часть вторая 1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников? 2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис? 3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения. 4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части? 5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по - государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения. 6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти9. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
Образ Петра I
Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
Каким мы видим Петра во вступлении?
В чем суть конфликта Петра и Евгения?
Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов . Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор?
Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?
Какой символический смысл приобретает «образ» воды, где отражается город?
Прав ли Белинский, видевший в поэме «апофеозу Петра Великого»?
Список рекомендуемой литературы:
Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1-2. М., 1950; 1967.
Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1961.
Слонимский А.И. мастерство Пушкина. М., 1963.
Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
Тайбин И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-1830-х годов. Воронеж, 1980.
Непомнящий В.С. поэзия и судьба. М., 1983.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература»
Практические занятия № 3-4 (5-6)*
Тема: Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
Цель: - сформировать представление о своеобразии лермонтовской лирики, ее образно-тематическом богатстве и художественном совершенстве, гуманизме и национально историческом и общечеловеческом содержании;
- расширить знания учащихся о лирическом герое Лермонтова;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:1.Образовательная: обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Лермонтова
2. Развивающая: развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям; умение выступать перед аудиторией;
3. Воспитывающая: формирование познавательного интереса
Студент должен знать:
- содержание основных этапов творчества поэта;
- образно-тематические и художественные особенности его лирики.
уметь: воспринимать и анализировать художественный текст;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Тексты произведений.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
План: а) Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова;
б) лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова;
в) философская лирика М.Ю.Лермонтова.
Проанализируйте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...», «Выхожу один я на дорогу...» по следующим вопросам и заданиям. Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» проанализировать письменно.
Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...» 1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? 2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли.
3.Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?
4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?
Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...» 1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»? 2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? 3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика?
4.1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?
5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?
Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?
Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?
Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?
Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?
10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...» 1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта? 2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий? 3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе? 4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы? 5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса? 6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь? 7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
Список рекомендуемой литературы:
Белинский В.Г. Стихотворения Михаила Лермонтова (любое издание).
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., - 1961.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., - 1964.
Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. М., - 1975.
Лермонтовская энциклопедия. М., - 1981.
Практические занятия № 5-6 (7-8)*
Тема: Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Портрет». Анализ ключевых сцен.
Цель:
- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;
-определить место повести «Портрет» в данном цикле.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.
Развивающие:
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь.
Воспитательные:
-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
-формировать нравственные ценности личности.
Знать: понятие «романтизм»», «реализм», «сатира», содержание произведения; образную природу словесного искусства Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять сцены; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Проанализируйте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» по предложенным вопросам, выполните задания. На выделенные вопросы ответьте письменно в тетрадях для практических работ.
Вопросы и задания после чтения повести.1. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»?2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в апартаментах на Невском проспекте?4. Представьте себе Чарткова в момент, когда он дорисовывает Психею и когда он уничтожает полотна талантливых художников.5. Как бы вы назвали первую и вторую части повести? Прав ли В.Г.Белинский, говоря, что вторая часть - «приделка, которая решительно ничего не стоит»?6. В чем смысл эпитета и сравнения: В нем (свертке - В.М.) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь»?7. Что губит и что спасает талант художника?
Вопросы для анализа повести.Часть 1.1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны?9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым?10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства?11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки?15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?18. Чем смешны претензии заказчиков?19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?21. Почему «Золото сделалось страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?22. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь?23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер.Часть 2.1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией?2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?8. В чем значение искусства и почему «талант ... чище всех должен быть душою»? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?
Список рекомендуемой литературы:
Библиография Гоголь Н. В. Собр. соч. : в 9 т. /Сост. подг. текста и комментарий В. А. Воропаева и В. В. Виноградова. – М.: Русская книга, 1994.
Белинский В. Г. Из статей и писем.// Гоголь в воспоминаниях современников. – М. Без м. изд., 1952.
Храпченко М. В.Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.
Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. – М.: Искусство, 1955.
Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999.
Форма контроля самостоятельной работы: проверка сочинения на тему: “ Опровергает или подтверждает вторая часть “Портрета” мысль о всевластии зла?”