Организация эффективного игрового взаимодействия – благоприятное психолого-педагогическое условие развития личности.
Государственное бюджетное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Бирский детский дом Республики Башкортостан.
Организация эффективного игрового взаимодействия – благоприятное психолого-педагогическое условие развития личности.
Игра присутствует на всех этапах развития личности. Младенец занят предметно-манипулятивной игрой. Шестилетний возраст- период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он так или иначе причастен. В школьном возрасте игра остается ведущим видом деятельности, только игра становится другой: меняется содержание. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток принимает на себя отношения, чувства, переживания. Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Существует несколько правил организации эффективного игрового взаимодействия, которые нам необходимо учитывать.
Во-первых, каждый педагог, играя со своими ребятами, должен всегда продумывать заранее логику построения игр, которые он будет использовать. Обычно игры выстраиваются по принципу «от простого к сложному», например, от менее контактных к более активным, подвижным. Вместе с тем необходимо помнить о важности смены деятельности: медленные игры должны сменяться более динамичными, игры, требующие большого внутреннего напряжения, менее напряженными.
Во-вторых, очень важно создать соответствующее настроение на игру, провести так называемую настройку. Каждую группу людей, особенно если речь идет о детях, подростках, юношах, можно условно назвать сложным ансамблем или сложным оркестром. Как и оркестр, группа требует своей настройки. Чрезвычайно сложно сразу взять и начать играть после слов: «Давайте поиграем!» Вряд ли в этой ситуации ребята охотно пойдут на контакт, сразу начнут играть. В зависимости от целей игрового взаимодействия настройка может быть разной, например: эмоциональной, физической, интеллектуальной и т. д.
В-третьих, педагог должен иметь достаточно большой запас-багаж игр, которые могут ему пригодиться в самых различных ситуациях
Отдельно стоит сказать о том, что, приступая к любой игре, педагог должен очень четко представлять технологию игрового взаимодействия.
Итак, первым этапом любой игры является настройка на нее. Очень хорошо настраивают на игру различные игровые приемы, связанные, скажем, с ритмом.
Например, настройка «Звездный дождь». Это когда мы берем левую ладонь, раскрываем ее, затем по очереди, сначала одним пальцем хлопаем по ладони, потом еще одним (капельки увеличиваются, начинается «дождь»), потом тремя, четырьмя и всей ладонью (пошел «ливень»). После чего, если это необходимо, «дождик» может прекратиться (действия осуществляются наоборот, по убывающей). Таким образом создается в группе тот своеобразный ритм, который позволяет участникам почувствовать свою сопричастность с коллективом и настроиться на единый лад. Подобных настроек существует очень много. Такие настройки достаточно просты, не требуют никакого оформления, в то же время позволяют педагогу без подручных средств очень быстро завладеть вниманием участников группы.
Вторым этапом любого игрового взаимодействия обязательно должна быть четко проговоренная, точная и логичная инструкция. Ведь инструкция это своеобразный «портрет игры». Не бывает универсальных инструкций, как не бывает универсальных игр!
Существует несколько универсальных правил составления и подачи инструкции игры.
1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность. Каждый должен обязательно соотнести данную игру с конкретными участниками. В адресности нужно учитывать сколько у вас мальчиков (юношей, мужчин) и девочек (девушек, женщин) будет в группе, потому что есть игры, в которых количество разнополых участников имеет принципиальное значение. Неэффективно и некорректно, если девчонки (девушки) будут изображать лиц мужского пола и наоборот.
2. Продумывая и транслируя инструкцию, мы должны суметь настроить участников на игровую деятельность, следовательно, здесь очень важно, чтобы уровень эмоционального состояния был адекватным. Соответственно, вся инструкция должна быть эмоционально окрашена, поскольку без этого просто невозможно добиться желаемого результата. Инструкцию следует проговаривать играющим четко, динамично, делая акценты на особенно важных моментах игры.
3. Проговаривая инструкцию, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и как делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных (спорных) вариантах.
Конечно же, мы понимаем, что в игре есть несколько этапов: начало игры, ее основной период и финал. И вот здесь нам необходимо предусмотреть, чтобы в самом начале основного периода игры у нас была возможность еще раз обратиться к инструкции. Ведь участники могут забыть какие-то детали. Мы специально делаем еще раз акцент на правилах игры, чтобы добиться, с одной стороны, еще большей ее эффективности, а с другой стороны, отрегулировать темп игрового взаимодействия, сконцентрировать внимание на происходящем.
Ближе к третьему этапу собственно окончанию игры мы обязательно даем финальную инструкцию, которая позволяет нам поставить «эмоциональную точку», зафиксировать результат.
В каждой игре обязательно должна присутствовать эмоциональная точка.
Эта «точка» должна быть осязаема и понятна участникам игрового взаимодействия. Она отвечает каждому участнику на вопрос: «а зачем мы играли?» своей законченностью, четкостью и конкретностью.
Вот здесь для нашей фантазии возникает очень большой выбор вариантов: мы можем всех поблагодарить за участие и поаплодировать друг другу, придумать шуточную концовку, раздать всем (или победителям, если это игра-соревнование) призы и т. п. В любом случае тем самым мы ставим «точку» как в логике, так и в эмоциональном настрое игры.
4. Следующим правилом организации игрового взаимодействия, на которое необходимо обратить наше особое внимание, мы назовем продуманность и предвидение того, как развивается мотивация участников на игру в течение каждого этапа игрового взаимодействия. Мотивация закладывается нами в настройке и собственно в инструкции к игровому взаимодействию, поддерживается в процессе с помощью уточнений и коррекции происходящего вплоть до финала, до постановки «эмоциональной точки».
С помощью игр мы можем помочь подросткам ощутить свое единение с другими, ощутить сопричастность к делам других. Встречаются подростки с достаточно низкой самооценкой, застенчивые, не уверенные в себе и своих силах, которые очень страшатся того, что кто-то может заметить их слабые стороны и посмеяться над ними или начать их передразнивать. И поэтому они стараются держаться в стороне от других. Бывает так, что у этих подростков уже есть негативный опыт и им приходится очень долго и кропотливо заново учиться доверять людям. Игровое пространство позволяет ускорить и обезопасить этот процесс.
Мы можем с помощью игр и упражнений помочь человеку понять, что он сам может управлять своей жизнью, быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает нередко бесценный опыт и может научить гордиться собой, своей жизнью, любить свое прошлое и настоящее, без страха смотреть в будущее. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность. Конечно же, все игры, связанные с путешествиями, с фантазиями, дают такой опыт, который позволяет смотреть на жизнь с разных точек зрения и находить свою линию поведения, развивать личное стремление к реализации своих личностных планов.
В процессе игры мы можем обучить участников неким правилам хорошего тона, культивировать культуру общения, дать понять, что такое уважение к себе как к личности, и дать понять им, что право на уважение имеет всякий человек, даже если он не соответствует нашим личным представлениям.
Игра учит брать ответственность за себя, за свое поведение, свои поступки и позволяет принять долю ответственности за поведение окружающих.
Игра учит жить в реальном мире это одно из ее достоинств.
Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, толерантности личности, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать и любить, сочувствовать и сопереживать, развивает рефлексию, формирует эмпатию, чувство собственного достоинства и многое, многое другое.
15