Урок литературы Петербург Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание)


План-конспект урока
Предмет: литература, 10 класс
Учитель: Капитонова Лилия Уразбаевна, МАОУ «Средняя школа № 6»
Тема урока Место урока по теме
«Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Пятый урок по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Тип урока Формы, приемы, методы
Комбинированный Фронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски.
Приемы «подводящий диалог»,«верные и неверные утверждения» или «лови ошибку», «кластеры», «тонкие и толстые вопросы», «строим вместе», «мозговой штурм», «фишбоун».
Цель урока Задачи урока
Сформировать представление учащихся о роли Петербурга в судьбах героев 1.Научить учащихся исследовать, анализировать и описывать объекты города, события, которые происходят в домах и на улицах города, героев Петербурга, обобщать данные и делать выводы.
2.Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве.
3.Развивать навыки работы с учебником, видеофильмом.
4.Поддерживать интерес к изучению литературы.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- текст произведения
- роль города Петербурга в судьбе героев Достоевского - объяснять причинно-следственные связи «Петербург – город униженных и оскорблённых»
- на основе полученной информации строить кластер (схему), создавать мини-проект
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Технология развития критического мышления и ИКТ мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карта Петербурга, текст романа Достоевского, аналитические таблицы
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции
Оценивание/формы контроля Результат
I этап: организационный 2 мин.
Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Приветствие учащихся. Организует их деятельность. Прием «Отсроченная отгадка» - «Почему в качестве положительных героев романа «Преступление и наказание» Достоевский выбирает преступников?»
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Учебно-познавательная Включение в учебный процесс
II этап: актуализация знаний 5 мин.
Организация проверки Д/З, подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. Организует деятельность учащихся с помощью приема «подводящий диалог», «тонкие» и «толстые» вопросы, побуждает учащихся к подведению итогов этапа урока.
(Прежде, чем приступить к изучению новой для нас темы, давайте вспомним, что мы с вами изучили ранее.
На слайде всплывают «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
«Тонкие» вопросы:
1. Кого из героев романа можно отнести к образу «маленького человека»?
2. Как звали главных героев романа?
3. Где живут эти герои?
4. Кто больше всего запомнился из них?
«Толстые» вопросы:
1. Объясните, почему Достоевский использует приём «говорящая фамилия»?
2. Что обозначает фамилия Раскольникова?
3. Где и когда происходит раскол? Демонстрируют знания, умения по ранее пройденной теме «Маленький человек».
Приводят примеры из текста произведения.
Участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока.
Учебно-познавательная Приемы «подводящий диалог», «толстые и тонкие вопросы»
Отметка учителем умения обучающихся правильно и точно находить ответы на «тонкие и толстые вопросы», умения рассуждать, доказывать свою точку зрения Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельностиIII этап:постановка цели и задач урока 2 мин.
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока в виде вопросов или гипотез. Способствует совместно с учащимися постановке цели и задач урока, использует прием «побуждающего диалога»
(Давайте прочитаем тему нашего урока и постараемся определить, каким видом деятельности мы займемся на уроке). 1.Учащиеся предлагают различные варианты.
Учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательская Отметка учителем умения обучающихся ставить цели, определять задачи, обосновывать свой вариант ответаПоявление цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
IV этап: изучение нового материала. Стадия «вызов»24 мин
Организация получения новых знаний в результате самостоятельного исследования.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся.
(На интерактивной доске показаны дома, улицы Петербурга, комната Сони, Раскольникова, дети Екатерины ИвановныНа данной стадии используется прием «Верные и неверные утверждения» или «Лови ошибку»
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Ведут наблюдение за жизнью героев в домах и на улицах города по тексту.
Работают с учебником и текстом произведения в поисках необходимой информации. Строят таблицы и кластер Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская Приёмы «Мозговой штурм», «Лови ошибку», «Строим вместе»
Взаимооценка – обучающиеся находят допущенные в карточках ошибки, исправляют их, обосновывают свой выбор, оценивают работу групп.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
IV этап: изучение нового материала. Стадия «осмысление»»
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
Дает следующее задание: познакомиться с текстом учебника «Петербург Достоевского», составить «кластер» (схема-конспект). При этом учитель выполняет роль сопроводителя данного процесса и задает наводящие вопросы учащимся после изучения каждого пункта:
Наводящие вопросы для заполнения первой части «кластера»:
Учитель предлагает ответить на главный вопрос, заданный в начале урока, ответ вписать в таблицу «Фишбоун», изображённую на доске
1. Самостоятельно по группам изучают обозначенные пункты параграфа «Петербург Достоевского».
2. После изучения материала учащиеся по группам начинают заполнять «кластеры» (отвечая на вопрос учителя, вписывают полученную информацию в определенный кластер).
Учащиеся по группам заполняют причины и следствия , найденныё для ответа на главный вопрос Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская
Работа в группах с текстом учебника, заполнение кластера на доске, фишбоунаСамооценка – обучающиеся оценивают правильность выполненной работы, сверяясь с вариантом таблиц на доскеРаботают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал.
V этап: рефлексия 7 мин.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:
Сегодня на уроке я …
Самым полезным и интересным для меня было….
Я встретился с трудностью при…
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Петербург Достоевского»
Анализирует деятельность по достижению цели и результата
Используя клеше устного сочинения «Благодарю» группы благодарят за сотрудничество и выставляют друг другу оценки
Учебно-познавательная, аналитическая Рефлексия с использованием клеше устного сочинения «Благодарю»
Самооценка – обучающиеся, используя клеше на слайде, оценивают свою работу на уроке.
Взаимооценка – используя клеше «Благодарю», обучающиеся оценивают работу групп, класса в целом или отдельных учеников, чья работа на уроке, по их мнению, была особенно продуктивной.
Оценка учителем работы всего класса, групп, отдельных обучающихся.
Отметка учителем работы групп, отдельных обучающихся на уроке с фиксацией результатов в классном журнале. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.