Программа факультатива для 7 класса Орфоэпия и культура речи
Программа факультативных занятий по русскому языку в 7 классе (34 часа)
"Орфоэпия и культура речи"
на основе программы "Культура речи" и пособия "Обучение нормам произношения и ударения в средней школе" автор: кандидат педагогических наук, преподаватель МГОПУ, профессор В.В. Львов.
Цели и задачи курса: Действующая программа по литературе ориентирует словесника на формирование у школьников речевых умений и коммуникативных компетенций.
В связи с этим целями данного курса являются:
выработка умения и навыка грамотного чтения вслух художественных и учебных текстов,
грамотное воспроизведение прочитанной информации;
использование разнообразного материала и доступных источников для совершенствования орфоэпической культуры
формирование орфоэпического словаря-минимума для учащихся и выработка навыка самостоятельного пополнения данного словаря
Почасовое планирование.
1. Орфоэпия и её практическое значение в школе.
2. Нормы произношения на уроках гуманитарного цикла.
3. Нормы произношения на уроках естественнонаучного и математического циклов.
4. Средства и источники звуковой наглядности (СМИ, информационные программы).
5. Орфоэпические умения и навыки. Повторение изученного в 5-6 классах.
6. Орфоэпические умения и навыки: нормы ударения в словах, частотные словари.
7. Совершенствование произносительной культуры учащихся. Практические занятия.
8.Совершениствование произносительной культуры учащихся. Практические занятия.
9. Учебные задания и их проверка: Культура произношения на уроках гуманитарного цикла.
10. Учебные задания и их проверка: Культура произношения на уроках математического и естественнонаучного цикла.
11. Орфоэпия на уроках литературы. Выявление и анализ типичных ошибок.
12. Составление орфоэпического словаря-минимума для учащихся.
13. Орфоэпическая разметка текста.
14. Выразительное чтение и нормы орфоэпии. Принципы и нормы выразительного чтения на различных уроках в школе.
15. Практические занятия по тренировке выразительного чтения. Традиции чтецов классической литературы.
16. Практические занятия по тренировке выразительного чтения. Традиции чтецов классической литературы.
17. Традиции чтецов классической литературы. Прослушивание выступлений известных чтецов.
18. Способы формирования орфоэпической зоркости и привычек.
19. Взаимосвязь орфографии и орфоэпии на уроках в школе и в жизни.
20. Нормы произношения сложносокращенных слов, узкоспециальных терминов и названий на уроках математического и естественнонаучного цикла.
21. Особенности культуры речи и речевых норм в современном мире. Традиции семьи.
22. Способы повышения речевой грамотности и проблема поиска примеров правильной речи в современной школе, в межличностном общении, в окружающем мире.
23. Задания по формированию орфоэпической зоркости у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
24. Задания по формированию орфоэпической зоркости у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
25. Отработка правильной дикции на текстах учебника.
26. Применение полученных навыков на уроках в школе: техника грамотного орфоэпического чтения.
27. Способы речевого самосовершенствования: взаимоконтроль соблюдения норм произношения и ударения.
28. Пополнение орфоэпического словаря-минимума для учащихся 7 класса.
29. Учебно-тренировочные задания по культуре речи (на основе устных домашних заданий по предметам гуманитарного цикла).
30. Учебно-тренировочные задания по культуре речи (на основе устных домашних заданий по предметам гуманитарного цикла).
31. Учебно-тренировочные задания по культуре речи (на основе устных домашних заданий по предметам гуманитарного цикла).
32. О чём спорят учёные. "Изобретение" новых слов и современные языки общения.
33. Понятие языковой компетенции и самоанализ соответствия.
34. Обобщение полученных знаний, умений и навыков по культуре речи и орфоэпии.
15