Конспект урока русского языка: Русское ударение. Орфоэпия. Русская графика. Слоговой принцип русской графики
ПРЕДМЕТ: русский язык класс: 11 Тема: Русское ударение. Орфоэпия. Русская графика. Слоговой принцип русской графики.
Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.
Тип урока: закрепление полученных знаний и навыков.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, взаимопроверка, коллективная.
Средства обучения: доска, мультимедийная установка, рисунки учащихся.
Ход урока:
Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.
Ребята! Сегодня на уроке мы должны с вами повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
Материал для учителя.
Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.
Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенно – речь пойдет о красоте русской речи. Именно поэтому я хочу начать урок со стихотворения А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка. Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.
ОСЕННЯЯ РОЗА
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
– Понравилось ли вам стихотворение Фета?
– Сумели ли вы услышать мелодию, звучащую в нем?
– Расскажите, что представилось вам, когда вы слушали стихотворение.
– Что вы можете сказать о языке стихотворения?
(Язык прозрачный, легкий, мелодичный, светлый, благозвучный...)
– Все это верно и относится, конечно, не только к стихотворению Фета, но к самому русскому языку. А вот Константин Паустовский, тоже мастер и знаток языка, назвал его алмазным, драгоценным чистым и точным.
– Возьмем в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку слова
Н.В. Гоголя:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
– Мы с вами давно ведем беседу, и пришло время вспомнить какие разделы языка занимаются изучением звучащей речи и её передачи на письме. Восполним этот пробел.
Фронтальный опрос
а) Продолжите
Фонетика изучает………………………………………звуки речи
Графика изучает…………………….…начертания букв, их виды
Каллиграфия учит…….…соблюдать принятые начертания букв
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся……….
правила произношения звуков и ударения в словах.
б) Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
В чем особенность сонорных звуков?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв, звуков?
В чем заключается двойная роль букв е,ё,ю,я?
Назовите сочетания согласных букв, где ь знак не когда не пишется.
Назовите пары по глухости – звонкости, твердости – мягкости.
Составление фонетической записи (транскрипции) слов
Беда [ б`и д а], труд[т р у т], вьюн[в` j` у н], просьба[п р о з` б а], устный[у с н ы j`], жир [ж ы р ], юг [j` у к].
Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи
[в`и с н а],[м`о т],[ц ы р к],[ж ы з`н`],[г а р а],[р`э т к`и j], [л`и х к о]
Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко.
Творческий диктант.
Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?
Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча.)
На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.(Очки.)
Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там.(Телефон.)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)
Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.(Парашют.)
На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.(Бабочки.)
6. Фонетический разбор слов – отгадок из предыдущего задания.
Туча, ту – ча, 2 слога, 2 согл., 2гл.
т- [т ]- согласный, глухой, парный, твердый, парный у- [у ]- гласный, ударный
ч- [ч`]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
а- [а ]- гласный, безударный
________________
4б. 4зв.
Лыжи, лы – жи, 2 слога, 2 согл., 2гл.
л-[л ]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный
ы-[ы]- гласный, ударный
ж-[ж]- согласный, звонкий, парный, твердый, непарный
и- [ы]- гласный, безударный
_____________
4б. 4зв.
Запишите слова, расставьте в них ударение.
Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, красивей.
Грамматический турнир.
Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы
Ъ Ь Без Ь и Ъ
Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.
9. Подведение итогов. Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.
10. Выставление оценок за урок.
11. Домашнее задание: подготовиться к тестированию. Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика. Лексический разбор слова.