Конспект урока по литературе по теме Край ты мой, родимый край

План-конспект урока литературы в 7 классе «Край ты мой, родимый край»
Цели урока:
 -расширить представления учащихся о русской пейзажной лирике;
-показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
-развивать навыки анализа поэтического текста.
Оборудование урока: компьютер, проектор, портреты В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина.
К уроку прилагается презентация.
Ход урока.
1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть, присаживайтесь. Тема сегодняшнего нашего урока: «Край ты мой, родимый край», эпиграфом к уроку послужат слова Николая Михайловича Языкова: «Что может быть милей бесценного родного края?». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока, эпиграф.
2. Вступительное слово учителя.
Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен с чувствами, настроениями человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычайное. Известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. Сейчас предлагаю, прослушать эту замечательную мелодию. (Прослушивание музыки).
А теперь, ребята, давайте посмотрим, как художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы. Обратите внимание на очень известную картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», а также на не менее известную картину другого русского живописца И.И. Шишкина, которая называется «Рожь», а теперь обратите внимание на картину «Золотая осень», которую написал И.И. Левитан, а также на картину А.И.Куинджи «Берёзовая роща». (Показ репродукций Исаака Ильича Левитана , Ивана Ивановича Шишкина, Алексея Кондратьевича Саврасова, Архипа Ивановича Куинджи).
Каков жанр этих картин? (Пейзаж)
Что чаще всего изображают на этих картинах художники? (природу: деревья, реки, озёра, птиц, животных – живописные места)
3. Изучение новой темы (с элементами повторения изученного).
От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года.
Но в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.
Вспомним поэта, которого принято называть певцом природы. Это Фёдор Иванович Тютчев. (Портрет на экране) Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек.
«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал Тютчев.
В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника весны. Мы слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, тихих дней. Воды бегут, будят сонный брег, бегут, гласят: Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
В последних строчках образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу.
Теперь обратимся ещё к одному русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому (портрет на экране). Он нам известен как автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Он является родоначальником пейзажной лирики. Прочитаем его стихотворение «Приход весны».
Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? ( .)
С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души)
Почему? (Душа человека весной оживает, как и вся природа)
Физкультминутка (12:20):
 Здравствуй, мир. (руки наверх)
                
Это – я! (на грудь)
                
А вокруг страна моя! (раскинуть)
                
Солнце в небесах горит (наверх)
                
И земля у ног – лежит! (наклон)
               
Там – леса! (поворот вправо)
               
 А там – поля! (поворот влево)
               
 Здесь – друзья (поворот вправо)
                
И здесь друзья. (поворот влево)
                
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
                
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
                
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
                
Здравствуй, мир!
               
 Встречай меня!

Ребята, а давайте вспомним, как много стихотворений посвящено «золотой» осени?! Как вы думаете, почему многие поэты называют осень «золотой»? (Потому что осенью преобладают различные оттенки жёлтого, золотого)
В каком значении употребляется слово «золотая»? (В переносном)
В художественной литературе слова в переносном значении называются тропами. Анализируя стихотворения, мы постоянно встречаем различные виды тропов. Мы их называем изобразительно-выразительными средствами языка.
Какие вы знаете выразительные средства языка? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
(Виды тропов и их определения появляются на экране) Именно их очень много встречается в пейзажной лирике. Они помогают точнее, выразительнее описать картины природы.
«Славная осень!..» - так начинается стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога» (Портрет поэта на экране). (Отрывок читает ученица..)
Выпишите в тетради какие эпитеты, сравнения использует автор для описания осени?
(Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; усталые силы; неокрепший лёд; на речке студёной, тающий сахар; мягкая постель. Сравнения: Лёд Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно; Листья лежат, как ковёр)
Одним из образцов пейзажной лирики является стихотворение «Осень» А.С.Пушкина. Перед нами в одном стихотворении проходит весь цикл времён года: весна, лето, осень, зима, точно и кратко охарактеризованные Пушкиным. Но вы знаете, ребята, что у А.С. Пушкина любимым временем года была осень, поэтому творческое вдохновение к нему приходило именно осенью.
Отрывок «Унылая пора» читает ученица (.).
С одной стороны унылая пора, увядание природы осенью, с другой – такое богатство красок! Здесь столько эпитетов, метафор! Выпишите их (унылая пора, прощальная краса, пышное увяданье, свежее дыхание, мглой волнистою, редкий луч, седой зимы)
Найдите слова, которые доказывают, что осень – любимая пора поэта? (приятна, люблю, расцветаю).
А сейчас, ребята, давайте обратимся к стихотворению Алексея Константиновича Толстого (портрет на экране) – поэта, прозаика, драматурга 19 века.
Прочитаем его стихотворение «Край ты мой, родимый край!» в учебнике на с. 313()
Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!
Какие чувства автора выражены в стихотворении? (..)
Другое стихотворение А.К.Толстого «Благовест» (читает ученица) с.314.
Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами.
Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!
К себе он тянет Неодолимо, Зовёт и манит Он в край родимый,
Молюсь и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я, От дела злого;
Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я, Лечу небесные,
И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает
Ребята, найдите слово «благовест», давайте запишем, что оно означает.
(Благовест – «благая» весть, т.е. «добрая» весть, колокольный звон перед началом службы..)
Найдите однокоренные слова к нему.
(Благодатный звон – приносящий благо, приятно успокаивающий. Благодатный край – приносящий благо, добро).
Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
(Радостные чувства, воспоминания о родном крае).
4. Рефлексия: Ребята, обратите внимание, на доске у нас есть берёзка, как вы видите на ней нет листочков, для того, чтобы наша берёзка распустила свои листочки, вы должны на листиках, которые я вам раздала в начале урока, написать, как вы понимаете, что такое Родина, что это слово значит для вас.
Вызываю по одному человеку с ряда, который развесит листочки и прочитает, что же ребята понимают под словом «родина».
1 ряд – Хорошо, ребята, мы поняли, какие ассоциации у вас вызывает слово «родина».
2 ряд – Очень интересные ассоциации со словом «родина» связаны у ребят 2ого ряда.
3 ряд – Молодцы, ребята, вы не менее оригинальны.
5. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы слушали музыку, рассматривали пейзажи, прочитали много стихотворений. Что воспевали авторы всех этих произведений?
( Красоту родной природы, безграничные просторы нашей Родины)
Анализируя стихотворения, мы говорили, как через пейзаж поэты передавали свои чувства, настроение. Какие же чувства, настроение выражают они в своих стихотворениях?
(Чувство любви к своему родному краю. Настроение радости и веселья, грусти и печали. Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу)
В своих произведениях поэты учат нас видеть красивое, необычайное, призывают любить и беречь свою Родину.
6. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений любого калмыцкого поэта о Родине.
7. Выставление оценок.
8. Заключительное слово: А закончить наш урок мне бы хотелось популярной песней группы Любэ «Отчего так в России берёзы шумят»


Калмыцкая степь

Сколько просторных в мире степей,
Но не одна не сравнится с моей.
Много в степи красивых тюльпанов,
Много пасутся коров и баранов.
Птички щебечут о своих птенцах,
Как хорошо в калмыцких степях!!!!
Бежит ручеек по камушкам скок.
Сайгак по траве пробежал,
Будто бы кто-то его напугал.
Бежит он, наверное, к своей семье
К мальчишкам, девчонкам, ну и, конечно, к жене.
Покушать, может, что-то принес он домой?
Нет, нашел он поляну с красивым тюльпаном,
Хотел показать он символ степной.
Сайгачья семья была очень рада хорошей находке отца!

Морозова Лиза



15