Урок на тему Чингисхан
Тема урока: Завоевание монголами земель Казахстана. Создание монгольских улусов.
Цель урока: углубить и закрепить знания учащихся по монгольскому периоду в истории Казахстана.
Задачи урока:
Образовательная: проверить и закрепить знания учащихся по вопросам образования монгольской империи, ее общественного строя. Раскрыть борьбу казахского народа против завоевателей, рассмотреть последствия монгольского нашествия.
Развивающая: развивать внимание, устную речь, логическое и историческое мышление, способность самостоятельно делать выводы, анализировать.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, гражданственность, патриотизм.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: наглядный, частично-поисковый, словесный
Формы работы: индивидуальная, в паре, групповая
Оборудование: портреты, карта, атласы
ТСО: DVD (отрывок из фильма «Чигисхан»), компьютер (презентация, слайды по теме)
Межпредметная связь: технология
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, готовность к уроку, проверка отсутствующих в классе, психологический настрой)
Сообщение цели и задач урока
Опрос пройденных тем (составление схемы)
А) мозговой штурм
- первый этап в археологической периодизации древнего Казахстана. (каменный век)
- Бронза – это сплав двух металлов (меди и олова)
- Эпоха перехода от камня к металлу называется (энеолит)
- Назовите три группы саков (тиграхауда, парадарайя, хаомоварга)
- Великое переселение народов связано с племенами (гуннов)
- Основатель Тюркского каганата (Бумын)
- В каком году караханиды приняли ислам (960)
- «найман» означает (восемь)
Б) составление схемы
Ученикам раздаются термины, связанные с периодизацией истории Казахстана. Все вместе они должны составить периодизацию истории Казахстана до нашествия монголов.
История Казахстана
Переход к новой теме.
Историю человечества невозможно представить без ее ярких представителей, оказывающих громадное воздействие на развитие общества.
Своей целеустремленностью, отвагой, даром предвидения и талантом они озаряли новый путь, придавали ходу исторических событий иной импульс, ускоряли исторические процессы. Подобной личностью, сыгравшей в истории Казахстана немаловажную роль был Чингисхан.
Просмотр отрывка из фильма «Чингисхан» о его рождении. Перед учениками ставится задача - в конце урока дать характеристику Чингисхану как личности и оценить последствия монгольского нашествия на Казахстан.
Подача нового материала – презентация на компьютере
А) Образование Монгольской империи
Б) Завоевание монголами территории Казахстана и Средней Азии
В) Создание системы улусов на территории Казахстана
Работа в группе
Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается материал по новой теме – тексты, схемы, рисунки и т.д. и каждая группа должна создать кластер по полученному от учителя вопросу.
Группа экспертов должна назвать последствия монгольского нашествия.
Защита кластеров.
Закрепление новой темы. Заполнение таблицы
Что я знал
Что я узнал нового
Над чем стоит поработать
1
1
1
2
2
2
3
3
3
Домашнее задание: на «3» 1. Составить конспект по параграфу 15
На «4» 1. Работа с терминами
2. Составление хронологической таблицы
На «5» 1. Защита реферата «Роль Чингисхана в истории
Казахстана»
Каменный век:
Палеолит
Мезолит
Неолит
Древний Казахстан
Казахстан в период средневековья
Бронзовый век:
Нуринский период
Атасуйский период
Бегазы-Дандыбаевский период
Железный век:
Саки
Усуни
Кангюи
Гунны
Сарматы
Тюркский период:
Тюркский каганат
ЗТК
Тюргешский каганат
Карлукский
Огузское ханство
Кимакский каганат
Гос-во Караханидов
Каракитаи
Найманы, кереи
Кыпчакское ханство
Монгольский период
Нашествие монголов на Казахстан
Золотая Орда
Ак Орда
Ханство Абулхаира
Образование Казахского ханства
Новая
история Казахстана
Новейшая история Казахстана