Исследовательская работа Чарующие звуки волшебной домбры


МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа № 3»
ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ ВОЛШЕБНОЙ ДОМБРЫ
исследовательская работа
Выполнена
ученицей 2 класса
МКОУ «ЛСОШ № 3»
Арнюдаевой Ангелиной
Руководитель –
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ «ЛСОШ № 3»
Сангаджигоряева Зоя Борисовна
г. Лагань 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Анализ анкетирования младших школьников………………………………..5
2. Из истории возникновения калмыцкой домбры………………………….......5
2.1. Легенда о домбре И.Убушаева………………………………………………6
2.2. Интервью с Н.Э. Дуладжиевым. ……………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литература………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………….11-18

ВВЕДЕНИЕ
«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё, на общую пользу?»
П.ЧайковскийВыбор моей исследовательской работы не случаен. Во втором классе мои родители решили отдать меня в музыкальную школу. Оставалось только определиться с выбором музыкального инструмента. Я всегда мечтала научиться играть на пианино. Поэтому сразу выбрала музыкальное направление - класс фортепьяно. Придя на вступительный экзамен в музыкальную школу, ожидая свою очередь, я заглянула в один из классов. Там на столе лежали музыкальные инструменты. Моё внимание привлек деревянный двухструнный инструмент. Это была калмыцкая домбра. И я поняла, что именно, на домбре мне надо изучить музыкальную азбуку. Вот так я и определилась со своим выбором.
Актуальность темы
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории своего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни своих предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о калмыцкой культуре является музыкальный фольклор. В калмыцком музыкальном фольклоре большое место занимают музыкальные инструменты.
Гипотеза: интерес к музыкальному инструменту – калмыцкой домбре актуален и востребован среди современных школьников.
Цель: исследовать калмыцкую домбру и возрождение интереса к игре на калмыцком инструменте.
Задачи:
- изучить историю возникновения калмыцкого музыкального инструмента – домбры;
- определить интерес, популярность к мелодиям песен на домбре среди школьников;
- привлечь внимание современников к древнему национальному музыкальному искусству.
Методы исследования:
- анкетирование (2 класс - МКОУ «ЛСОШ № 3»);
- выборка и анализ информации из печатных и медийных источников;
- интервью (преподаватель Лаганской детской школы искусств).
Объект исследования: калмыцкая домбра
Сроки исследования: сентябрь 2014г. – январь 2015 г.
Анализ анкеты младших школьников
Для того, чтобы узнать насколько интересна калмыцкая домбра как музыкальный инструмент моим современникам, мы провели анкету (Приложение А). В анкетировании участвовали ученики 2 класса МКОУ «Лаганской средней общеобразовательной школы № 3» в количестве 21 человек.
Знание о калмыцком инструменте - домбре.
Отвечая на вопрос «Знакомы ли вы с калмыцким инструментом - домброй?», большинство учеников 2-го класса (80%) ответили, что знакомы. Из них 10 % утверждают, что слышали о существовании этого музыкального инструмента. И 10% учащихся ответили, что этот инструмент им не знаком. Несмотря на предыдущий вопрос подавляющее большинство опрошенных детей (80 %) желают научиться играть на калмыцкой домбре.
Таким образом, гипотеза о том, что интерес к калмыцкому музыкальному инструменту актуален и востребован среди моих сверстников, подтвердилась. Также можно сделать вывод: знаний по теме нашей исследовательской работы у ребят пока недостаточно.
Из истории возникновения калмыцкой домбры
В жизни наших предков музыка играла не мало важную роль. Одним из древних музыкальных инструментов является домбра.
Калмыцкая домбра, родилась на западе Монголии. Она повторила судьбу ойратов, пройдя путь из Джунгарии до Волги, побывав в войнах, разрухах, репрессиях, сохранила свое лицо. Внешне она схожа с русской балалайкой. Только корпус домбры слегка вытянут, а задняя часть напоминает треугольник. Домбру изготавливали из дерева сосны, березы и дуба. Она имеет семь ладов и две струны. Струны раньше делали из бараньей тонкой кишки, обработанной особым способом. Для этого калмыки выбирали самую жирную овцу. Чем лучше была овца, тем прочнее получалась струна. Процесс изготовления струн калмыцкой домбры заключался в том, что кишку вытаскивали из животного, пока она была еще теплой. Затем ее чистили от жира и прочих выделений и клали в холодную воду на вымачивание. Позже лучшие участки резали на ленты, которые скручивали в струну и скоблили ее до достижения нужной толщины. В настоящее же время струны изготавливаются из сочетания нейлона, кишок и стали. Однако многие ценители искусства до сих пор склоняются к мнению, что струны из кишок дают более теплые тона.
Легенда о домбре И. Убушаева
Поэт, композитор Убушаев Иван Убушаевич родился 8 февраля 1953 года в селе Чистюнька Алтайского края. Живет в поселке Джалыково Лаганского района Республики Калмыкия. Он является автором трех сборников стихов: «Притяженье добра» (1996 г.), «Два слова моих» (1999 г.), «От души» (2002 г.) и более шестидесяти песен. Член Союза писателей России, член Союза писателей Калмыкии «Обновление». Среди его произведений есть замечательная легенда о калмыцкой домбре.
Во времена «Четырех ойратов» среди национальных инструментов – товшур, хучнр, мёрн – хуур – стал выделяться инструмент, похожий на летящую боевую стрелу с оперением. Именно, она прочертила, повторила судьбу ойратов. Две струны, как след от телячьего обоза, доехавшего до нужной страны. Семь ладов, как семь прекрасных побед над недругами. Три угла корпуса домбры, как три нутука, нашедших вольные пастбища на волжских берегах. И, наконец, наконечник стрелы, похожий на бамб – цецг, тюльпан. Это была домбра, похожая на девушку с протянутой к солнцу рукой, на ладони которой блестят две жемчужины…
«Одна палка, две струны», - так шутливо говорят в народе о домбре. Но откуда берется звук? Как он рождается, чтобы заворожить своим неповторимым звучанием и увести с собой в даль? Два года нужно, чтобы высушить заготовку из ели для этой самой палки. Мастер, зрительно представляя комель и верхушку дерева, вырезает и оттачивает ее. Именно, к ней «приходят» все остальные части: корпус, гриф, головка, колки, струны.
Но этого мало, нужно соблюсти в точности до миллиметра все параметры инструмента. И только тогда появляется нужный звук. Кстати, для настоящей калмыцкой домбры гриф вытачивает из дуба, чтобы не стирался при игре. Колок делают из березы, чтобы не взбухал от влаги.
Струны изготавливают из бараньих кишок. Чем лучше была овца, тем прочнее получалась она. Вы заметили, что игру на домбре никогда не начинают громко. Постепенно, чуть стягивая или ослабляя струны, плавным передвижением пальцев по ладам музыкант находит нужную тональность и начинает играть мелодию.
Ут дун (протяжная), саатулын дун (колыбельная), уйгн дун (лирическая)…все подвластно домбре.
И еще об одном хотелось бы напомнить. Не носите домбру раздетой… Заверните ее в ткань или сшейте ей чехол. Домбра, бывает, болеет. В ненастную погоду, плохой лунный день она может расстроиться.
И восстановить ее звучание в такие часы трудно. Старики говорят, что надо поговорить с ней ласково, поглаживая по деке, струнам, расслабив колки. Постепенно домбра оживает, подавая тихие и красивые звуки. И вот, распрямившись, заливается звонкой песней.
III. Интервью с преподавателем школы искусствН.Э.ДуладжиевымИсследуя историю возникновения калмыцкой домбры, интерес и популярность к национальному музыкальному искусству среди школьников мы обратились к преподавателю Лаганской детской школы искусств, Дуладжиеву Н.Э., который обучает детей игре на калмыцком музыкальном инструменте - домбре. (Приложение В).
Николай Эльдяевич, рассказал нам, что калмыцкая домбра занимает большое место в калмыцком музыкальном фольклоре. И, как другие музыкальные инструменты, имеет свою историю. В конце XIX — начале XX вв. сохранился ряд относительно древних инструментов, на которых народные музыканты умели передавать сравнительно сложные мелодии. Самым распространенным инструментом была домбра (домбр), представлявшая собой двухструнный щипковый инструмент. Сама игра на музыкальных инструментах у калмыков обозначается различными терминами. Одним из видов массовых развлечений молодежи были самодеятельные вечера — няр, которые устраивались в свободное время по инициативе девушки или парня, молодой четы или группы девушек и парней. Такие вечера назначались на определенный день, проводились в одной из кибиток, как правило, принадлежавшей молодым супругам, куда приходили, а порой и приезжали на подводах, на лошадях издалека. Участники исполняли сольные номера под домбру, много пели, танцевали, играли. Это была своеобразная художественная самодеятельность, существовавшая в условиях полного отсутствия каких-либо культурно-просветительных учреждений.
Домбра – это излюбленный инструмент калмыков, который в настоящее время распространен среди молодого поколения.
Николай Эльдяевич отметил, что сейчас интерес и популярность к народным калмыцким инструментам растёт. Это показывает динамика поступления детей на отделение калмыцких инструментов за последние три года. В нашей республике сейчас особое внимание уделяется развитию национального языка и культурного наследия. Всё это, по - мнению преподавателя, помогает развивать интерес у современных школьников к изучению родного языка, национальной культуры, традиций своего народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня калмыцкий музыкальный фольклор актуален среди молодого поколения. Он знакомит маленьких слушателей с культурным наследием своих предков, представленным в виде красивой и мудрой народной музыкой. А калмыцкая домбра своими волшебными звуками завораживает слушателей и становится все популярнее. Тонкие ценители музыки в её переливах узнают и скрипку, и мандолину, и русскую балалайку.
Проведя данную исследовательскую работу, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. В результате проведённого анализа изученной литературы и медийных материалов было установлено, что домбра – один из любимых народных инструментов. Она была и есть верной спутницей степняков. В народе существуют много легенд о домбре. О калмыцких домбрах много сказано в народных загадках, благопожеланиях: «Сухое дерево издает удивительный звук, похожий на ржанье жеребенка», - так говорится в загадке про домбру.
Калмыцкая домбра – это источник доброты, народной мудрости. Ведь чарующие звуки домбры как волшебные строки нашей истории.
Домбра, домбра, твое звучаньеКак запах цвета от земли,В ней радость жизни и страданья,В ней чаша полная любви.Не умолкай, пусть в жизни вечнойЛетит над степью песнь твоя,В которой будут бесконечноЗвучать слова: Земля Моя!




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бадмаева Б.Б., Борисенко И.В. Времен связующая нить: Сборник. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984 г.
Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство.
Волькович Н.К., Эрендженов Н.Ц. Калмыцкая народная песня. – Элиста:  Калмыцкое книжное издательство.
Кравченко И.И. Фольклор калмыцкого народа (Народное творчество Калмыкии). – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1940 г.
Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1987 г.
Эрендженов К. Золотой родник. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990 г.
Интернат- ресурсы:
http://museum.kalm.ru/http://kalmykia-online.ru/articles/kultura/kalmyki.narod.ru/projects/
bumbinorn.ru/culture/
Приложение А
Вопросы анкеты:
1. Знакомы ли вы с калмыцким инструментом – домброй?
знакомы;
в-первые слышим;
знаем, что есть такой музыкальный инструмент.
2. Хотели бы вы научиться играть на калмыцкой домбре?
да;
нет;
может быть.
3. Слышали ли вы легенду о домбре?
да;
нет.
Результаты анкетирования:
Участвовало – 20 человек
16 человек (80%) – ответили, что знакомы с калмыцким инструментом2 человека (10%)- ответили, что слышали о том, что есть такой музыкальный инструмент2 человека (10 %)- ответили, что не знают о существовании калмыцкого музыкального инструмента.
Результаты анкетирования

Результаты анкетирования (повторного)

-524151-55109700Приложение В
Интервью с преподавателем Лаганской детской школы искусств Н.Э. ДуладжиевымВОПРОСЫ:
1.Знаете ли вы историю возникновения калмыцкой домбры?
- Калмыцкая домбра занимает большое место в калмыцком музыкальном фольклоре. И, как другие музыкальные инструменты, имеет свою историю. В конце XIX — начале XX вв. сохранился ряд относительно древних инструментов, на которых народные музыканты умели передавать сравнительно сложные мелодии. Самым распространенным инструментом была домбра (домбр), представлявшая собой двухструнный щипковый инструмент. Сама игра на музыкальных инструментах у калмыков обозначается различными терминами. Одним из видов массовых развлечений молодежи были самодеятельные вечера — няр, которые устраивались в свободное время по инициативе девушки или парня, молодой четы или группы девушек и парней. Такие вечера назначались на определенный день, проводились в одной из кибиток, как правило, принадлежавшей молодым супругам, куда приходили, а порой и приезжали на подводах, на лошадях издалека. Участники исполняли сольные номера под домбру, много пели, танцевали, играли. Это была своеобразная художественная самодеятельность, существовавшая в условиях полного отсутствия каких-либо культурно-просветительных учреждений.
Домбра – это излюбленный инструмент калмыков, который в настоящее время распространен среди молодого поколения.
2.Чем калмыцкая домбра отличается от других музыкальных инструментов?
- Она имеет семь ладов и две струны. У других народов существуют аналоги нашей калмыцкой домбры, которые отличаются в количестве струн.
3.Растет ли сегодня интерес и популярность среди школьников к народным музыкальным инструментам?
- Сейчас интерес и популярность к народным калмыцким инструментам растёт. Это показывает динамика поступления детей на отделение калмыцких инструментов за последние три года. В нашей республике сейчас особое внимание уделяется развитию национального языка и культурного наследия. Всё это, по - мнению преподавателя, помогает развивать интерес у современных школьников к изучению родного языка, национальной культуры, традиций своего народа
Фотоотчет нашего исследования

В Лаганском краеведческом музее…

Старинный калмыцкий инструмент – калмыцкая домбра
В Лаганской районной библиотеке


Знакомлюсь с источниками
На уроке по специальности калмыцкой домбры