Обзорная экскурсия по школьному музею для учащихся начальной школы

Обзорная экскурсия для учащихся 1-х классов
«Ты сегодня в первый раз в наш музей приходишь»

Здравствуйте ребята, мы рады приветствовать вас в нашем школьном музее! Вы сегодня первый раз попали в наш школьный музей.
Но, вы конечно, уже не раз бывали в самых разных музеях нашего города вместе с родителями. И если сейчас вы мысленно пролистаете эти воспоминания, то поймете, что все виденные вами музеи были разными.
Какими же бывают музеи?.. Давайте разберемся
Действительно, музеев самых разных великое множество Бывают музеи под открытым небом – это целые раскопанные учеными древние города и деревни Бывают музеи-усадьбы, музеи-дома, музеи-квартиры – это места, где проживали знаменитые люди (поэты, художники, писатели, ученые), а после их кончины, организованы музеи и все там оставлено, так, как было при жизни великого хозяина. Бывают и дворцы-музеи, это те же, дома, только в них проживали не простые люди, а цари государства Российского. Есть музеи-храмы и музеи-монастыри. Музеи-мастерские, музеи-заводы, музеи-корабли. Всего и не перечислить. Ученые даже создали специальную науку, которая занимается всем, что происходит в музее, называется она музееведение.
В музее работает большое количество людей, которые делают все для того, что бы мы смогли с удовольствием посетить музей. Мы с вами в первую очередь, при посещении музея, сталкиваемся с экскурсоводом – это работник музея который рассказывает нам о том, что мы видим в музее. Главная ценность музея – это собранные экспонаты, то есть те предметы, которые мы видим, приходя в музей. В музее есть хранители – они следят за тем, что бы все экспонаты хранились в целости и сохранности. Есть сотрудники, которые придумывают, как расставить экспонаты – их работа называется составление экспозиции. Есть и художники, которые эти экспозиции оформляют.
Но среди всего многообразия музеев, есть музеи школьные. Есть такой музей и у нас в школе. В стенах которого мы с вами находимся. Чему посвящен наш музей? Давайте оглядимся немного и попробуем представить (выслушать варианты). Наш музей посвящен истории развития нашей 17 школы и боевому пути 22-ой гвардейской стрелковой дивизии, которая во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, формировалась в Новосибирске.
Музей был открыт в 2 сентября 2004 года. Первым его руководителем стала Ратаевская Ирма Максимилиановна, учитель истории нашей школы, которая на себе прочувствовала все тяготы, и лишения военного времени. Первая экспозиция нашего музея посвящена этой удивительной женщине.
Ирма Максимилиановна родилась 20 марта 1928, окончила Новосибирский Государственный педагогический институт в 1949 году, начала педагогическую деятельность с 1 августа 1948 года в школе № 44 Заельцовского района г. Новосибирска. «Отличник Народного просвещения», награждена медалью 1500-летия г. Киева, медалью «Ветеран труда».
Начало войны семья Ирмы Максимилиановны встретила с болью, тяжестью и желанием помочь стране. Закончив 6-й класс вместе с учащимися школы № 42 и младшей сестрой, Ирма выехали в село Кудряши, чтобы собирать ягоды для раненых бойцов. В августе этого же года с учащимися школы № 50 выехала на станцию Татарская, где работала в колхозе на закладке силоса, сенокосе и даже на конных граблях. После окончания 8-го класса работала в колхозе Мочищенского района. В учебное время в эти годы Ирма ходила в Новосибирский ДХВД, принимала участие в концертах для бойцов в госпиталях.
1943-1944годы - экстернат за 9,10-й класс и поступление в ТГУ.
Учеба в ТГУ совмещалась с участием в художественной самодеятельности и выступлением перед бойцами.
Война заканчивалась и ей очень хотелось быть дома с родными в День Победы. Судьба улыбнулась, 6 мая 1945 года начальник военной кафедры обратился к студентам с просьбой - съездить в командировку в Новосибирск. 9 мая Ирма была дома и встречала День Победы с родителями.
В 1945 году по семейным обстоятельствам она переводится в НГПИ на исторический факультет, который успешно закончила в 1949 году.
Дальше началась трудовая деятельность учителя истории Ратаевской И.М. в Заельцовском районе. В школе № 44, ШРМ № 18, школе № 100.
С 2003 года Ирма Максимилиановна работала в нашей школе. Именно она в 2004 году выступила с инициативой создать школьный музей. Профиль музея определили как музей «Истории 22-ой гвардейской дивизии».
С годами профиль музея изменился. Теперь основные экспозиции посвящены истории нашей школы, но тема Великой Отечественной войны по-прежнему сохранена в экспозициях музей.
Есть в городе Новосибирске, улица – Кропоткина. В 1984 году там был построен и заселен огромный жилой массив (показать фотографию Кропоткинского жилого массива). А школы рядом нет. И решили строители порадовать детей – построить новую, просторную светлую школу (фотография – начало строительства школы). И приступили к работе. 8 августа 1984 года было издано 408 Новосибирского городского Совета Народных депутатов «Об открытии средней общеобразовательной школы № 17». (показать решение об открытии школы). Первым директором школы была назначена Кубрина Зоя Александровна. (фотография Кубриной З.А.) И вот наступил долгожданный день. Нарядные, с огромными букетами цветов ребятишки пришли в школу. На торжественной линейке, директор школы – Кубрина Зоя Александровна, поздравляла ребят и их родителей с началом учебного года. (фотографии с первой линейки и Кубрина З.А. на крыльце).
Перед торжественным открытием волновались все. Школа уже ждала своих гостей. И вот прозвенел звонок, и она наполнилась детским шумом, веселым смехом. Начался первый в нашей 17-ой школе УЧЕБНЫЙ ГОД!
В первые годы существования школа работала даже в три смены, так как новый Кропоткинский микрорайон заселило множество молодых семей с будущими учениками школы № 17. В школе училось около 2000 учеников.
Вот перед вами первый выпускной 10 класс нашей школы вместе с директором сфотографировался на крыльце школы. (показать фото).
Первые выпускники посадили аллею деревьев рядом со школой. Учитывая заслуги, учащихся 10 класса, весь первый выпуск, состоявшийся в 1985 году, решением Педагогического Совета занесен в Книгу Почета Школы.
В нашей школе, есть учителя, которые работают в школе с самого ее открытия – это учитель математики Нина Васильевна и учитель начальных классов Ольга Александровна. Так же многие годы трудятся в школе Антонина Михайловна и Людмила Сергеевна и другие наши учителя. В нашем музее хранятся их воспоминания об открытии школы.
Также есть в нашей школе учителя, которые когда-то, закончили, нашу школу – это учитель начальных классов Наталья Александровна, учитель физкультуры Анна Львовна, руководитель нашего музея Ксения Александровна. Материалы о них, тоже хранятся в нашем музее.
Перед вами личное дело ученицы Шипулиной Ксюши, в котором, за все 11 лет обучения в школе, практически нет четверок, и два портфеля с которыми Ксюша ходила в школу. А это личное дело Тихомировой Наташи, которая закончила 9 классов нашей школы. Теперь эти ученицы – это Ксения Александровна и Наталья Александровна, которые уже больше 10 лет работают в нашей школе.
Некоторые ученики нашей школы тоже попали на страницы летописи школьного музея. Как это сделать? Каждый из вас может тоже стать частью летописи школьного музея. Вы все видели на первом этаже два больших стенда – это имена учащихся, окончивших школу с золотой и серебряной медалями. Также на страницы летописи попадают те, кто защищает честь школы на самых разных уровнях: в учебе, творчестве, спорте. Совсем скоро появится в школе стенд с их именами и фотографиями. А у вас в начальной школе некоторые ученики уже попали на доску почета.
Наша школа расположена в Заельцовском районе, районе с удивительной историей.
Наш район был создан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1940 года. В годы Великой Отечественной войны, в Заельцовский район были эвакуированы следующие предприятия: Новосибирский приборостроительный завод имени В.И. Ленина, эвакуированный из города Красногорска Московской области, (проходная завода, построенная в послевоенный период в виде «Книжки», стала визитной карточкой нашего района). Ленинградский электровакуумный завод «Светлана», ныне «Сибирская Ярмарка», в послевоенный период дал развитие еще одному промышленному гиганту Новосибирскому заводу полупроводниковых приборов. На территории обувной фабрики имени С.М. Кирова, расположилась Ленинградская обувная фабрика «Пролетарская победа». На территории кожзавода имени Кагановича был размещен московский завод кож, в результате слияния этих производств был создан завод жестких кож. На базе городского аэропорта расположились ангар-мастерские московского аэропорта Внуково, что послужило началом для создания авиазавода № 401 ГВФ.
Именно Великая Отечественная война дала огромный толчок в развитии нашего района, определив дальнейший путь его развития. Вы можете увидеть как рос и развивался наш район на экспозиции. В настоящее время он является частью Центрального округа.
Особое место в нашем музее занимает самая большая экспозиция – «Великая Отечественная война в истории семей учащихся и сотрудников нашей школы».
Это настоящая живая история самого события в истории нашей страны. Рядом с воспоминаниями и фотографиями расположена карта, на которую флажками нанесены те населенные пункты, где сражались родные наших учеников и учителей. Обратите внимание, что на карте очень мало свободных мест.
А теперь, если вы внимательно слушали нашу экскурсию, то без труда сможете ответить на вопросы, в специальном буклете. Ответив на вопросы и нарисовав приглашение в музей для будущих наших первоклассников, вы сможете стать участников одной из традиций нашего музея.