Обзорная экскурсия в школьном историко-краеведческом музее


Муниципальное образовательное учреждение Елховоозернская средняяобщеобразовательная школа муниципального образования
«Цильнинский район» Ульяновской области
Обзорная экскурсия в школьном историко-краеведческом музее
Выполнил: Грузин Владимир Владимирович
кандидат филологических наук,
учитель истории и краеведения
Оглавление
Введение
Обзорная экскурсия по экспозициям школьного музея
«Село, в котором живу»;
«Кайсаровская сельская школа»;
1.3 «История цеха «Зима»«;
1.4 «Храм «Казанской Божией Матери в селе Кайсарово»;
«Афанасий Кириллович в гражданской войне»;
«Быт нашего села XIX в.»;
1.7«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»;
«Мастера своего дела»;  
1.9 «Поэты, писатели и художники села»;
1.10 «Участники Афганской и чеченской войн»;
1.11 «История Елховоозернской школы»;
Деятельность учащихся в историко-краеведческом музее
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей краеведческой работы «Обзорная экскурсия в школьном музее».
Когда, я, учитель истории и краеведения, в школе с членами краеведческого кружка решил собирать экспонаты, исторические сведения о происхождении села, о знаменитых людях, я очень заинтересовалась исследовательской работой. В ходе исследовательской работы много узнал о селе, о достижениях многих сельчан. Я думаю, знакомясь с моей работой вы заочно посетите наш школьный музей. В своей работе по теме: «Обзорная экскурсия в школьном музее» я, как руководитель музея, как экскурсовод постарался вкратце описать все экспозиции нашего школьного музея. Работа эта очень интересная, кропотливая, трудоемкая, актуальная и практически значимая, так как в настоящее время, знание прошлого необходимо. Это в учащихся воспитывает патриотизм. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Музей часто пополняется новыми экспозициями. Небольшая классная комната на третьем этаже разместился историко-краеведческий музей. Учителя, ученики и родители собирали материал. Сначала экспонаты, которые они приносили, рассказывали о тех временах, когда школа только распахнула свои двери.
На основе собранных краеведческих материалов и других экспонатов 01.09.1992 г. был создан школьный музей, официально открыт 19 августа 2008 года со следующими экспозициями: «Село, в котором живу»; «Кайсаровская сельская школа»; «История цеха «Зима»; «Храм «Казанской Божией Матери в селе Кайсарово»; «Афанасий Кириллович в гражданской войне»; «Быт нашего села XIX в.»; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»; «Мастера своего дела»; «Поэты, писатели и художники села»; «Участники Афганской и чеченской войн»; «История Елховоозернской школы».
Цель данной работы – раскрыть значение и особенности поисково-краеведческой работы школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
Исходя из цели, задачами в данной работе являются:
провести обзорную экскурсию по школьному музею;
рассказать кратко об основных экспозициях школьного музея;
показать роль учащихся Елховоозернской школы в работе музея.
Объектом исследования в работе выступает школьный музей. Предметом краеведческая деятельность учащихся Елховоозернской школы.
Основным методом исследования в работе является поисковый.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации способствуют улучшению поисково-краеведческой работы учащихся.
1.Обзорная экскурсия по экспозициям школьного музея
Школьный музей является центром краеведческой, воспитательной, научно- исследовательской работы. Гордость и любовь к своей маленькой Родине, патриотизм и толерантность, уважение к прошлому и объективный подход к нему - вот задачи, которые поставлены создателями музея, которые работают под девизом «Музей – дело живое». Елховоозернская школа. Небольшая классная комната на третьем этаже разместился историко- краеведческий музей.
Учителя, ученики и их родители собрали материал. Сначала экспонаты, которые они приносили, рассказывали о тех временах, когда школа только распахнула свои двери. На черно-белых фотографиях- первые учителя, первые выпускники.
Со временем в музее все больше стали появляться экспонаты, в том числе и напоминающих о военном времени. Все эти вещи передали музею сельчане и ученики села Кайсарово и Елховое озеро.
«Село, в котором живу»
Кайсарово или Каша основано в 1649 году. Эти названия произошли от имен первооснователей села, которыми были Кайсарко Будаев, Биктимирко Енбяков, Онтипка Тинзибеев, Кошайко Досаев, Темячко Сукеев, переселенные из Ундор для справления ямской службы. Кайсарко Будаев был старшим, наделен властью. Поэтому селение было названо по его имени «Кайсарово». В своей картине А.А. Еграшкин показал по представлению, по рассказам старожил повседневную жизнь сельчан.
«Кайсаровская сельская школа»
В 1894 году была открыта И.Я.Яковлевым одноклассное министерское училище. Имеется макет школы сделанный учениками под руководством Грузина В.В. И.Я. Яковлев неоднократно посещал школу, в 1903 году по его проекту был заложен новый фундамент. Одноклассные школы он упорно стремился превратить в двухклассные. Имеющиеся в приходе школы: в селе одноклассное министерское училище, учреждена в 1894 году; Первым Законоучителем работал священник Григорий Ефремов. В 1913 году в селе Кайсарово была построена и открыта новая четырехклассная кирпичная школа. Имеется макет данной школы сделанный учениками под руководством Грузина В.В. В настоящее время здание школы существует, но не действует.
«История цеха «Зима»
После закрытия Кайсаровской школы, здание пустовала три года. 16 февраля 1982 года решением районного исполкома от Большенагаткинского КБО в этом здании открыли цех «Зима» для выделки и покраски шкур. Для начала этого дела специально обучались Биктеев Владимир Петрович и Головин Анатолий Яковлевич. Директором цеха «Зима» был назначен Вагапов Эрнес Нурмухамедович. В 1994 году открыли швейный цех, где шили для населения телогрейки, тапочки, шапки-ушанки, дубленки и др. В 1996 году был назначен Тимошкин Николай Геннадьевич. В этом же году закрыли цех и открыли чесальный цех, который просуществовал до 1998 года. В настоящее время здание пустует.
Храм во имя иконы»Казанской Божией Матери»в селе Кайсарово.
Церковь построена в 1907 году тщанием (стараниями) Симбирского Епархального начальства.
Здание деревянное, на каменном фундаменте с такою же колокольнею в одной связи, крыша покрыта железом.
Престолов в ней один во имя иконы Казанской Божьей Матери.
Ефремов сын крестьянина деревни Мало-Атаевой. Цивильского уезда, Казанской губернии, 1879 года рождения был назначен священником в Храме во имя иконы «Казанской Божией Матери» и работал до 1930 года. Сельские комсомольцы разобрали Храм , здание перевели в село Богдашкино и построили клуб.
В 1994 году, когда по всей России, благодаря перестроечным настроениям, люди повернулись лицом к своей христианской вере, и покатилась волна по восстановлению старых и строительству новых церквей. Сельчане на свои скудные средства решили построить новый Храм .В новом Храме стал служить молодой священник отец Николай (Васильев Николай Петрович) 1962 года рождения уроженец села Чувашское Дрожжаное республики Татарстан.
21 июля 2008 года в час ночи церковь сгорела от удара молнии.
В 2010 году построили новый Храм, где служит по настоящее время протоиерей Николай (Синьковский Николай Глебович) 1953 года рождения уроженец города Москвы.
В Храме проводятся обряды: Рождество, крещение, Пасха и др.
«Афанасий Кириллович в гражданской войне»
 Война все шла. Редкие письма приходили от Афанасия. В полку построение в честь Главнокомандующего царской армии. Разведчик Головин Афанасий Кириллович стоял в первом ряду. Вдруг солдат с последнего ряда бросает гранату прямо под ноги командира. Молнионосная реакция Афанасия Головина спасает жизнь командующего, граната разорвалась вне построения. Солдату сам командир повесил четвертый Георгиевский крест и присвоил чин поручика.
Был он и в плену. Повели его на допрос в штаб полка белой армии. В окно увидел бронированную машину своего полка. Белые были в панике, он собрал бумаги и выскочил в окно. Прыгнул в машину и был таков. В штабе среди секретных документов было постановление о его расстреле. Он хранил эту реликвию дома, хранил вместе с боевыми наградами. Однажды, когда были в разведке, шли камышами и попали в засаду. Но с боями смогли вырваться из окружения. Рассказывал, как переправлялись через полуостров Сиваш, где переплелись мелководье и сушь.
По возвращении домой Афанасий женился на черноглазой девушке Софье из своего же села. Софья была дочерью первого сельского богача Ятмана Михаила (Борисова).
«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для всего советского народа, благодаря героизму и самоотверженности которого она закончилась полным разгромом фашистской Германии. Активное участие в борьбе с врагом на фронте и в тылу приняли елховоозернские и кайсаровцы. Из наших сел Елховое Озеро и Кайсарово было мобилизовано и отправлено на фронт 716 человек. В том числе 9 женщин. За честь и свободу пали смертью храбрых 371 наших сельчан, 345 вернулись ранеными и исколеченными. С каждым годом список наших ветеранов все редеет.В настоящее время остались 4 человека: Абдрахманов Назым Галимзянович, Каримов Вали Латыфович, Мухитов Гарифзян Галимзянович, Хамидуллов Мустафа Хаматкаримович.
На стенде показаны участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
«Мастера своего дела»
Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Формовка сосуда производилась на гончарном круге - ручном или ножном. На верхнем круге вытягивалась глина, ей придавалась желаемая форма, нижний круг вращался ногами в процессе выделывания изделия. Сосуд обтачивался деревянным ножом, готовая форма срезалась ниткой с круга.
Гончары работали в небольшой избе на берегу речки, где имелось сырье. Сырые изделия сушили на полках до тех пор, пока при легком ударе не слышался чистый звон.
Обжиг производился в печи, имевшей два отдела - для топки и размещения горшков, соединенных рукавом для поступления жара. Вначале печь топилась сырыми дровами, после полного просушивания изделий верх горна засыпали песком и замазывали глиной. В печи изделия поспевали в течение двоих суток при высокой температуре. В это время гончар бросал в печь соль, пары которой, садясь на изделия, превращались в стекловидную массу - глазурь.
В 1920-1930-е гг. в Кайсарове были организованы артели по производству глиняной посуды.
«Поэты, писатели и художники села»
Каждое село богат творческими людьми. Кайсарово славится своими первым просветителем и литературоведом Репиным Кузьмой Васильевичем родился 9 октября 1897 года в селе Кайсарово. С 1914 года он начинает самостоятельно писать стихотворения. В 1917 году напечаталась его статья «О чувашском языке», в журнале «Хыпар», который издавался в городе Казани. В 1918 году для чувашских школ в типографии Казанского университета выпущена отдельная книга «О чувашском языке». 13 апреля 1918 года появилась на свет газета «Новая жизнь», где было напечатано стихотворение под таким же названием «Новая жизнь». В стихотворениях Кузьмы Васильевича выражается жизнь чувашского народа того времени.
Ефремов Иван Григорьевич родился в 1906 году в селе Кайсарово Симбирского уезда, Симбирской губернии.В1921—1925 годах учился в Симбирской чувашской школе. В газете “Колхозник” печатались его стихи: 1928 — “Каша ялĕнче, Сёве хёрринче”; 1930 г. — “Юратса паян ĕçлерĕм эп колхозăн хирĕнче”.
В 1933 г. в Средне-волжском книжном издательстве выходят книги стихов: “Юрату кёнеки”.
В 1934 г. печатается рассказы в журнале “Сунтал” (№6)
На его стихи “Колхоз хирёнче” композитором В. Воробьевым сложена песня.
В 1995 г. в журнале “Тăван Атăл” печатались рассказы: “Совет салтакё”, “Все за одного”,
Иван Григорьевич — участник Великой Отечественной войны.
Член Союза писателей. Умер в г. Чебоксарах в 1946 г.
«Участники Афганской и чеченской войн»
АФГАНСКАЯ ВОЙНА — участие советского воинского контингента в гражданской войне в Афганистане на стороне правительства Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) с 1979 по 1989 гг. Из нашего села участвовали в этой гражданской войне 9 человек. Возвратились все выполнив свой долг перед Отечеством. В феврале 1989 г., после достижения соглашения о мирном урегулировании, советские войска были выведены из Афганистана. ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС — события, связанные с попыткой установить в Чеченской республике власть исламских экстремистов и отделить ее от России. Участвовали в чеченской войне 8 человек. Вахитов Раиль Наилевич погиб при исполнении в боевых действиях и был награжден орденом Мужества(посмертно).
 
«История Елховоозернской школы»
Название школы.
1918-1929 г.г. – Елховоозернская школа крестьянской молодежи.
1929-1932 г.г. - Елховоозернская школа колхозной молодежи.
1932-1952 г.г. - Елховоозернская неполная средняя школа.
1952-2001 г.г. - Елховоозернская средняя школа.
2001 г. – Муниципальное образовательное учреждение Елховоозернская средняя общеобразовательная школа.
В Елховом Озере первый мектеб (такое название носили начальные мусульманские школы при мечетях) был открыт еще в 1756 году.
История нынешней школы берет свое начало с 1918 года. В Елховом Озере открылась школа крестьянской молодежи (ШКМ). Заведующим ее стал Галяутдин Габбасов. За его плечами были многие годы учительства, он работал преподавателем даже в Финляндии, в городе Таммерфорс. Он вел большую общественно-политическую и культурно-просветительскую работу.
С января 1928 года в школе вместо арабского был введен латинский алфавит «Ян алиф».
В 1930-1931 учебном году при школе был открыт ликбез. На ниве ликвидации безграмотности успешно работали учителя Габбасов, Хакимов, Хамзин и другие. Ликбезом было охвачено 300 человек. В 1932 году в школе колхозной молодежи появились первые 58 пятиклассников. Заведовал школой в те годы Вали Хамидуллин. С 1933 по 1943 год директором был Нуртдин Низамутдинов. В сентябре 1952 года в Елховом Озере открывается средняя школа. До 1957 года директором школы работал Рамазанов Малик Нагимович, прекрасный организатор, оратор, историк. В 1955 году состоялся первый выпуск средней школы, аттестаты получили 96 выпускников, золотой медалью был награжден Цырульников Николай Леонтьевич.
Деятельность учащихся в историко-краеведческом музее
В музее работают поисковые группы. Проделали большую работу. Зимой на лыжах отправились в туристический поход с целью изучения биографических данных участников Великой Отечественной войны нашего поселения сел Елховое озеро, Кайсарово, Кундюковка, Буденновка. Проехались на лыжах по следам линии бывших окопов. Их копали в тридцатиградусный мороз, женщины, дети и подростки. Эти же поисковые группы собрали очень богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, о вдовах.
Оформили стенд, создали альбомы и презентации.
Собрали фотографии военных лет для фотогалереи.
Члены кружка «Юный краевед», который работает при школьном музее, исследовали свою родословную. Составляли генеалогическое древо своего рода. Выясняли сколько участников Великой Отечественной войны в своем роде.
Провели исследовательскую работу «Орден в моем доме». Узнали, какие награды получали участники Великой Отечественной войны.
Такие исследовательские работы развивают чувства гордости за патриотизм своих близких.
Участников Великой Отечественной войны в нашем селе в живых осталось всего 4. Каждый класс взял шефство над отдельным ветераном. А члены кружка шефствуют над учителем-ветераном Мухитовым Гарифзяном Галимзяновичем. Сделали презентацию по его биографическим данным.
Проводим операцию «Ветеран живет рядом». Посещаем его, помогаем чистить снег, убираем по хозяйству.
В школьном музее организовываем выставки по различным направлениям патриотического воспитания. Совместно с библиотекарями проводим читательские конференции, просмотр фильмов о Великой Победе, патриотические чтения «Войны священные страницы». В музее систематически проводим устные журналы «У войны не женское лицо», документально-поэтические композиции «Маленькие герои большой войны», «Встреча с детьми войны».
Систематически проводим акция-субботник «Обелиск памяти» (уход за памятниками, обелисками, увековечивающими память погибших защитников Отечества и наведению порядка на прилегающей к ним территории).
В стенах музея проводим заочные путешествия «Города – герои», где учащиеся узнают много интересного нового об этих городах.
Воспитывая учащихся на традициях своего народа, веду целенаправленную работу по формированию чувства патриотизма.
Традиционно проведенные мероприятия помогают приобрести знания об истории страны, своего села, героях – ветеранах, узнают много о патриотизме и героизме наших земляков, овладевают основами знаний об историческом пути своего народа, его социальном, духовном, нравственном опыте, учащиеся осмысливают события и явления действительности России, малой Родины во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, интересуются и уважают историю и культуру своего народа, фольклор.Заключение
В результате целенаправленного формирования у сельских школьников гражданских качеств мы пришли к следующим выводам:
1. Сохранение и усовершенствование хорошо забытого старого, духовных богатств, лучших традиций — веление времени. Для этого и создан наш школьный музей. Он стал основой интеграции обучения и воспитания подрастающего поколения в духе гражданина-патриота, средством обучения в творческой, поисково-исследовательской, культурно-эстетической работе. Хорошо поставленный на базе школьного музея процесс воспитания более чем способствовал формированию у наших школьников гражданских качеств, поскольку создавая музей, мы считали своей главной задачей духовно-нравственный рост наших воспитанников в процессе сбора и обобщения краеведческих материалов, развитие их общественной активности и ответственности.
2. Поисково-краеведческая группа способствовала более целенаправленной работе музея по формированию у его членов гражданских качеств посредством включения их в различные виды творческой деятельности с привлечением всех субъектов учебно-воспитательного процесса школы: учащихся, учителей, семьи, общественности. Имеют особые различия в речевых и письменных навыках, в умении сосредоточиться, рассуждать, анализировать, систематизировать, делать выводы.
5. Мы убедились в том, что при правильной организации и целенаправленной систематической работе сельский школьный музей — это эффективная педагогическая среда формирования у сельских школьников гражданских качеств, а школьное ученическое самоуправление - это важнейшее условие формирования данных качеств. Результатом деятельности в данном направлении становится здоровый, честный, свободный, трудолюбивый, отзывчивый и любящий гражданин.
Список литературы
1. Авсиян, О. Урок в музее : советы профессионального зрителя / О. Авсиян // Лицейское и гимназическое образование. 2005. - № 6. - С. 49.
2. Белякова, Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование / Л. М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. 2006. -С. 17-21.3 Ванслова, Е. Музейная педагогика / Е. Ванслова // Воспитание школьников. 2000. - № 5. - С. 4-6.
4. Егоров, В.Н Историческое краеведение / М.Х. Валкин// г.Ульяновск . 2000.- С.15-25
5. Мартынов, П. Селения Симьмрского уезда / П. Мартынов// Симбирск. С. 112.