Доклад Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Формирование каллиграфических навыков
у младших школьников.
Что такое письмо? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика.
Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека. Я считаю, что обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму.
Красивое письмо — это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умения видеть красивое недостаточно. Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые, питают источник творческой мысли. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного воспроизведения и произвольного внимания. Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Дети штрихуют предметы, раскрашивают рисунки, обводят по контору. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за конторы рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. Штриховка – это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача – развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса.
Очень важно в процессе обучения русскому языку сформировать у детей навыки четкого, достаточно красивого и быстрого письма. Стремясь выработать у учащихся эти качества, я работаю в следующих направлениях:
Прежде всего надо постоянно, начиная с первых уроковобучения письму, затем на уроках чистописания совершенствоватьформу букв в письме учащихся.
Работать над правильностью соединений букв.
Отрабатывать правильный наклон и параллельность штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
4.Работать над одинаковой высотой букв на строке и навсей странице.
5.Вырабатывать одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами и словами.
6.Надо добиваться того, чтобы письмо детей всего классабыло приблизительно одинаковой скорости.
7.Необходимо отрабатывать плавность и ритмичность письма.
В работе по формированию каллиграфических навыков письма я использую следующие методические приемы:
1. Показ процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика — увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).
Показ письма буквы, буквосочетания я сопровождаю объяснением: где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делаю я, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.
2. Списывание учащимися с готового образца— прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. Этот процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением.
Образцы письма в тетрадях учеников используются для индивидуальной работы над почерком.
3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма,— словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое движение во время письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления.
В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
4. Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения, привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.
5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, в чем сходство и разница в их письме.
6. Введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.
Правила складываются из тех задач, которые я ставлю перед учениками в процессе письма.
В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.
Писать надо красиво.
Со II класса вводятся такие правила:
Буквы в словах следует писать одинаковой высоты (при работе в тетради с широкой линейкой).
Слог пишется безотрывно.
Писать надо быстро и красиво.
В III классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
7. Письмо под счет или в такт счету. Письмо под счет способствует выработке плавного ритмичного письма определенного темпа. Этот приеможивляет работу, вызывает интерес к письму.
Счет следует вводить так: основной элемент движения — на себя пишем под счет «раз — два — три» и т. д., соединительное движение — под счет «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути. Под счет следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.
8.Одним из приемов обучения можно считать прием пока-за ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели,в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом вI классе лучше не выносить на доску пример ошибочного на-писания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку, проверить, все ли элементы в букве наклонены одинаково.Затем можно обратить внимание на то, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии, как соблюдается расстояние между буквами: чтобы буквы были наодинаковом расстоянии друг от друга, как в прописях (учащиеся сличают с прописями свое письмо).
Во II и III классах общая для многих учащихся ошибка выносится на доску, при этом не называя тех, кто допустил ошибку.
Для исправления ошибок можно прописать букву с дополнительными элементами или изобразить основные элементы буквы и дописать букву. Неправильно написанная буква обязательно стирается.
Применяются также приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Я ориентирую детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При задании взаимной проверки детям даю конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент данной буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и т. п. От класса к классу задания можно усложнять: проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.Для развития плавности и смелости движений руки вводится письмо различных дополнительных петель, росчерков, узоров рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
При проведении уроков я учитываю возрастные особенности детей, стараюсь обеспечить в течение всего урока интерес их к записываемому материалу, внимание и работоспособность, предупредить перегрузку мышечного аппарата руки ученика.
В этих целях я провожу систематическую работу с детьми по выполнению правил посадки, положения тетради, руки как в начале, так и в течение всего урока, особенно перед записью материала.
Наряду с этим планирую не менее 1-2 физкультминуток, которые проводятся по-разному: стоя, сидя, в движении. Упражнения подбираю с учетом их максимального воздействия на группы мышц шеи, спины, груди, рук. В состав упражнений для физкультминуток (а также в начале урока, перед выполнением письменных заданий) включаются специальные подготовительные упражнения для всех звеньев руки — пальцев, кисти, предплечья, локтя, плечевой части. Это могут быть такие упражнения, как сгибание и разгибание пальцев руки, имитация пальцами игры на пианино, вращения волчка, юлы, соления пищи, ходьбы человечка, стука дождя по крыше, вращательные движения кистей рук, рисование и окрашивание фигур в воздухе, имитация руками (включая предплечья) различных действий человека (колем дрова, пилим бревно, стреляем из лука, срываем с дерева яблоки и т. п.).Во время анализа строения буквы или для проверки степени запоминания рукописной формы буквы можно создать следующие игровые ситуации: на доске я рисую «окно находок» и помещаю в него элемент какой-либо буквы. Дети должны указать букву (назвать, написать), которая могла потерять этот элемент или «Научи Буратино писать букву ...», «Объясни Незнайке, как писать слово ...», «Самое красивое предложение подарим нашей гостье — лисичке, кукле Кате» и т. п.
На уроке обращаю внимание не только на точность воспроизведения того или иного элемента, но и на последовательность движений руки при написании буквы, соединений, слова, предложения. Параллельно предупреждаются все возможные ошибки фонетико-графического, орфографического характера.
При работе с прописями ведущим приемом становится списывание с образцов. Поэтому и одной из задач является обучение первоклассников приемам правильного списывания и точного сличения с образцами. Этому они учатся в период обучения грамоте, работая с рабочими прописями. Вся подготовительная работа перед списыванием проводится в соответствии с общепринятой методикой (уточняется смысл, состав, правописание, анализируются графические трудности) .После записи каждой буквы, каждого слова ученик сличает их с изображением в прописях, находит допущенные неточности, устанавливает причины их появления и при написании следующих букв, слова старается не допустить прежних недочетов.
На этом этапе важно, чтобы ученики не спешили закончить строку. После записи 3—4 букв, одного слова организуется коллективная проверка, сопровождаемая устным оценочным комментарием. Любое улучшение качества письма каждого ребенка я стараюсь заметить и отметить словесной оценкой.
В процессе работы стараюсь выявить причины нарушения в письме ученика. Возможно, причиной может быть подражание стилю письма другого ученика, взрослого; небрежность или быстрая утомляемость, слабость руки, неправильная поза во время письма др. В зависимости от причины нарушения я намечаю и меры по исправлению индивидуальных недостатков в письме учащихся.
Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.