Конспект занятия Конфликты. Пути выхода из конфликта
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
9 класс
«КОНФЛИКТЫ. Пути выхода из конфликта»
Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
•Дать понятия «спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент»;
•Выяснить, когда спор перерастает в конфликт и способы выхода из конфликтной ситуации;
•Развивать речь, внимание, умение сотрудничать;
•Воспитывать дружелюбие, внимание к окружающим, терпимость к чужим недостаткам.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тестовые бланки для индивидуальной работы, ручки, оформление доски (карточки: СПОР, ИНЦИДЕНТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, КОНФЛИКТ), сюжетные картинки (Избегание, Приспособление, Соревнование, Компромисс, Сотрудничество).Организационный момент:
•Приветствие;
•Знакомство учащихся с темой занятия;
•Психологический настрой на занятие.
Основная часть:
Знакомство с понятиями:
•Спор - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
•Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьба двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
•Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
•Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
- Часто конфликт начинается со спора, поэтому давайте познакомимся с правилами ведения спора.
Правила ведения спора:
•Чаще улыбайтесь;
•Не забывайте о чувстве юмора;
•Критикуйте поступки, но не человека;
•Не унижайте, не оскорбляйте собеседника;
•Будьте хорошим слушателем;
•Будьте справедливы и терпимы к людям;
•Не перебивайте собеседника, дайте ему высказаться;
•Не повышайте голоса.
Обсуждение выходов из конфликтной ситуации:
•Избегание;
•Приспособление;
•Соревнование;
•Компромисс;
•Сотрудничество.
Избегание (уход от решения ситуации)
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения.
Приспособление
Человек, принимающий стратегию приспособления (уступки), жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Это может быть связано с психологическими особенностями человека – неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию. На уступки можно пойти из-за неадекватной оценки предмета конфликта – занижение его ценности для себя. В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта. А иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели – отдать малое, чтобы выиграть большее. При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию» на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Соревнование
Выбор стратегии данной сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции и т. д. Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации.
Компромисс
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
1) Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
2) Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.
3) Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.
Сотрудничество
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи.
Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.
- Запомните! Разрешение конфликта может быть конструктивным и деструктивным.
Конструктивное – это юмор, уступка, компромисс, сотрудничество.
Деструктивное – это угрозы, насилие, грубость, разрыв отношений, уход от решения проблемы.
Практическая часть:
Ребятам предлагаются конфликтные ситуации, которые необходимо в группах разобрать и найти благоприятный выход для всех сторон.
1 ситуация:
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника.
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
2 ситуация:
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
Выводы и рефлексия:
1.Тот, кто первым скомандует себе: «Стоп! Никакой грубости и бестактности!», тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки".
2.Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, родителей, учителей. Но главное, не спешить предать конфликт гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.
3.Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют прежде всего избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
Тестовое задание для учащихся
ТЕСТ
1.Определите виды конструктивного разрешения конфликта (нужное подчеркнуть): умор, угрозы, уступка, грубость, сотрудничество, уход от решения проблемы, компромисс;2.Что такое «словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение»? (нужное подчеркнуть): конфликтная ситуация, спор, инцидент, конфликт;
3.Что такое «это процесс резкого обострения противоречия и борьба двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников»? (нужное подчеркнуть): конфликтная ситуация, спор, инцидент, конфликт;
4.Что такое «это ситуация скрытого или явного противоборства сторон»? (нужное подчеркнуть): конфликтная ситуация, спор, инцидент, конфликт;
5.Вспомните несколько правил ведения спора _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Выберите самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта, при котором есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол (нужное подчеркнуть): компромисс, соперничество, сотрудничество, избегание.
Подведение итогов