Доклад к проекту Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С. Пушкина

Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»


В первой четверти XIX века на смену классицизму и сентиментализму приходит романтизм. На Западе романтизм возникает в конце XVIII века на почве разочарования, которое постигло лучшие умы Европы после недолгого торжества идей французской революциида и прихода к власти буржуазии. В России романтизм формируется в 10-е - 20-е годы XIX века под воздействием общественного подъема, связанного с событиями Отечественной войны 1812 года, кризисом феодально-крепостнической системы и недовольства передовых людей существующими порядками в стране.
Важнейшей особенностью романтизма явилось особенное внимание к истории и устному народному творчеству. Романтизм был явлением мировой культуры. Он дал каждой национальной литературе новую возможность осознать свою самостоятельность, народные корни, непрерывающуюся связь с историей, преданиями, многовековой традицией.
Под влиянием фольклора создаются произведения поэзии и прозы. Писатели проявляли интерес к родному искусству, стремились через национальный колорит запечатлеть дух времени, эпохи. Интерес к устному народному творчеству все сильнее и сильнее привлекает А.С. Пушкина. Он видит в ней источник обновления русской литературы. Плодотворными были для поэта были 1810-1820 годы. Известное пушкинское «хожение в народ», когда он, по рассказам его современников, переодевшись в простонародное платье, записывал на ярмарке народные песни, живя на юге, часто бывал цыганском таборе, а в Михайловском заслушивался сказками Арины Родионовны, записывал песни в Псковской губернии.
Еще в лицее А. Пушкина преследовал замысел написать поэму на сказочный сюжет. «Руслан и Людмила» - это первая эпическая поэма, созданная на материале русской поэзии и сказок.
Композиционно поэма построена так, что центральная часть посвящена главной героине – Людмиле. Впервые мы встречаемся с Людмилой за свадебным столом. А когда лампаду зажигает Лель. Мы узнаем о похищении невесты.
В русских волшебных сказках часто похищали невест. Мотив похищения встречается и в восточном фольклоре. В сказках «1001 ночь» похищение красавицы описано так:
Вдруг в недальнем состоянии, со сторон моря, послышался странный, оглушительный крик, сопровождаемый словно раскатами грома.
В тоже мгновение из глубины морской начал подниматься столб густого, чёрного дыма и джин произнёс: «Лучезарное светило моё! Царица всех красавиц мира, неизменно любимая, с той давней поры, как я похитил тебя в твою первую брачную ночь.
Нечто похожее мы встречаем у Пушкина:

Гром грянул, свет блеснул в тумане.
Лампада гаснет. Дым бежит.
Кругом все мерклось, все дрожит.
И замерла душа Руслана.
Раздался дважды голос страшный
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной.

В «Руслане и Людмиле» отчетливо прослеживается переплетение восточного и русского:
Повсюду ткани парчевые;
Играют яхонты как жар;
Кругом курильницы златые
Подъемлют ароматный пар
В одеяниях Людмилы рядом с сарафаном упоминаются восточные драгоценности, когда Людмила в шапке-невидимке скрывается от Черномора. Обратимся к отрывку, где Людмила только что обнаружила ее
И девице пришло на ум В волненье своенравных дум
Примерить шапку Черномора.
Здесь Пушкин верно подметил одну женскую черту: что бы необычное женщина не увидела, она пытается приложить к себе.
А девушке в 17 лет
Какая шапка не пристанет.

Любопытство юной девы мгновенно побеждает страх.
На брови. Прямо. Набекрень
И задом наперед надела.
И что ж! О чудо старых дней1
Людмила в зеркале пропала, Перевернула – перед ней
Людмила прежняя предстала.
Проследим. Чем же занимается Л. Разлученная с родным домом:
Она безмолвна и уныла
Она гуляет по садам
О друге мыслит и вздыхает
Иль, волю дав своим мечтам,
К родимым киевским полям
В забвенье сердца улетает

Молодые девушки любили находиться в центре внимания и в курсе всех событий, поэтому часто сидели около окна.Вот что говорится в народной песне:

Сострой мне келейку
Со тремя окошечками
Первое окошечко
На широкую улочку,
Другое окошечко
Во зелёный садок,
Третье окошечко
На сине море.

У Пушкина эту деталь мы замечаем в «Сказке о царе Салтане»:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном..

Традиционно в поэме само колдовство, совершаемое над Людмилой. Девушка засыпает глубоким сном. Возьмем ,к примеру, такие сказки, как «Спящая красавица» братьев Грим; русскую народную сказку «Морозко». В этих сказках колдовство исчезает при помощи поцелуя любимого человека. У Пушкина иной исход. Финн советует Руслану кольцом коснуться чела Людмилы.
Кольцо часто является в волшебных сказках предметом, помогающим героям достичь своей цели. В русской народной сказке « Марья-краса-длинная коса и Ванюшка» кольцо помогает соединиться любящим сердцам: «Взял Иванушка клубок, налил в него сладкого меду, опустил в него золотое кольцо и просил передать Марье».

Сказочным является момент похищения Людмилы у Руслана на обратном пути. Этот мотив можно проследить в русских народных сказках. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» брат Федор , зарубив сонного Ивана, забрал Елену Прекрасную.

Помимо главной героине в поэме присутствуют и другие женские персонажи. Например, двенадцать спящих дев, к которым попадает Ратмир. Число двенадцать является, таким же традиционным ,как число три. Арина Родионовна употребляла это число при рассказывании своих сказок. Это число встречается и в других народных сказках. Например, в сказках братьев Грим «Дикие лебеди», русской народной сказке «Марко богатый и Василий Бесчестный: «У Марко было двенадцать торговых кораблей».
Возьмем русскую народную сказку «Морской царь и Елена Премудрая». Бабушка-задворенка говорит Ивану: «Выйдешь к озеру. Прилетят туда двенадцать голубиц, отряхнут свои перышки, станут в пруду купаться».

В поэме присутствует еще один интересный персонаж – это Наина.Узнаем мы о Наине из уст старца Финна. Из рассказа о любви его к этой женщине мы узнаем о ее красоте, гордости, непримиримости:
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина . Меж подруг она гремела красотою

Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя
После данных описаний мы видим, что за столь красивой внешностью, скрывается лицо злой колдуньи. Это тоже является традиционном элементом. Так как в сказках часто стоит за красотой зло, а за уродством – добро. В поэме Наина примыкает к злым силам. Она поддерживает связь с Черномором. Данный союз напоминает нам традиционные отношения между Бабой-ягой и Кощеем в русских народных сказках.
Таким образом, основным материалом для создания женских образов является сказочный материал. Каждый образ наделен особенностями, которые присущи сказочным героиням. Необходимо добавить, что за основу своих произведений А. С. Пушкин брал не только русские народные сказки, но и сказки Востока. На данном этапе творчества А. Пушкин был увлечен мифологией и сказкой. Что послужило основой создания поэмы «Руслан и Людмила», а также женских образов в ней.